Решение №08-21/75-15 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/75-15 от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/75-15

 

«27» июня 2016 года                                                                                 г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел
по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля
за рекламной деятельностью Управления;

Газиева М.М. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/75-15, возбужденное по факту распространения              в газете «Люберецкая газета» № 38 (1556) от 09.10.2015 г. рекламы                          следующего содержания: «Кооператив «Семейный капитал»/ Программа МОЛОКО – БЕЛОЕ ЗОЛОТО РОССИИ/ Работает в Кооперативе «Семейный капитал»/ Правом участия в программе обладают исключительно ПАЙЩИКИ нашего КООПЕРАТИВА/ За активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности Кооператива «Семейный капитал» на условиях программы «Молоко – Белое Золото России» предусмотрено поощрение: 24,75%/ С условиями участия в кооперации можно ознакомиться в офисе Кооператива/ Звоните и узнавайте более подробную информацию
по телефону: (498) 505-25-24/ Кооперативный участок в г. Люберцы/ Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д 8 кор. 1/ Кооператив «Семейный капитал» объединяет неравнодушных людей./ Телефон «горячей линии» 8-800-333-48-80 (звонок бесплатный)»
,                            с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон               о рекламе), выразившимися в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

в присутствии представителя:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Кооператив НПО «Семейный капитал» (место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховой обороны,
д. 116, корп. 1, литер Е), Никитина А.В.,

в отсутствие представителей КПК «Семейный капитал», ООО «Люберецкое издательство», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Московским областным УФАС России установлен факт размещения    в газете «Люберецкая газета» № 38 (1556) от 09.10.2015 г. на странице 19 рекламы следующего содержания: «Кооператив «Семейный капитал»/ Программа МОЛОКО – БЕЛОЕ ЗОЛОТО РОССИИ/ Работает                              в Кооперативе «Семейный капитал»/ Правом участия в программе обладают исключительно ПАЙЩИКИ нашего КООПЕРАТИВА/ За активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности Кооператива «Семейный капитал» на условиях программы «Молоко – Белое Золото России» предусмотрено поощрение: 24,75%/ С условиями участия в кооперации можно ознакомиться в офисе Кооператива/ Звоните и узнавайте более подробную информацию по телефону: (498) 505-25-24/ Кооперативный участок в г. Люберцы/ Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д 8 кор. 1/ Кооператив «Семейный капитал» объединяет неравнодушных людей./ Телефон «горячей линии» 8-800-333-48-80 (звонок бесплатный)», с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»                  (далее – Закон о рекламе), выразившимися в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно объяснениям Кооператива НПО «Семейный капитал», указанная в рекламе программа «Молоко-Белое золото России» предполагает участие пайщиков в хозяйственной деятельности кооператива НПО «Семейный капитал» в соответствии с условиями, утвержденными решением Совета Кооператива НПО «Семейный капитал» протокол от 30.08.2015 (далее Условия программы «Молоко-Белое золото России»).

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих
в деле, Комиссия установила следующее.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания
к деятельности потребительского кооператива «Семейный каптал». Использование в рекламе фраз «программа «Молоко-Белое золото России», «правом участия в программе обладают исключительно пайщики нашего кооператива» «за активное участие пайщиков в хозяйственной деятельности кооператива Семейный капитал» на условиях программы «Молоко-Белое золото России» предусмотрено поощрение 24,5 %» направлено на формирование у потенциальных потребителей желания вступить в кооператив в целях получения возможности получить поощрение в указанном в рекламе размере за участие в программе «Молоко-Белое золото России».

В соответствии с пунктом 1.2 Условий программы «Молоко-Белое золото России», программа регулирует условия участия в хозяйственной деятельности Кооператива его членов (пайщиков) – физических
и юридических лиц в форме направления части своего пая (денежных средств) в фонд финансовой взаимопомощи в валюте Российской Федерации (рубль) на основе письменного заявления пайщика и заключаемых между пайщиком и Кооперативом соглашения о внесении добровольного паевого взноса и соглашения об участии в хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 3.1 Условий программы «Молоко-Белое золото России», целью программы является организация финансовой взаимопомощи пайщиками путем направления части пая (денежных средств) пайщиков
в фонд финансовой взаимопомощи кооператива на условиях возвратности
и срочности.

В соответствии с пунктом 3.3 Условий программы «Молоко-Белое золото России», участие пайщика в хозяйственной деятельности кооператива определяется как направление части его пая в целях пополнения фонда финансовой взаимопомощи Кооператива для последующего оказания другим членам (пайщикам) помощи в достижении удовлетворения их материальных и иных потребностей, а также получения пайщиком экономической выгоды.

Пункт 5.1.7 Условий программы «Молоко-Белое золото России», содержит следующие условия программы:

 

Сумма соглашения (рубли)

Увеличение суммы соглашения (рубли)

Поощрение за активное участие (процента)

Сроки выплаты поощрения

Срок действия соглашения (месяцы)

Не менее 500

Любая сумма, но не менее 500 (не является обязательным)

24,75% годовых

По истечении срока договора (единовременно)

Не менее 12

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с уставом, утвержденным 29.09.2015 решением очередного Общего собрания, Кооператив Некоммерческое потребительское общество «Семейный капитал» является юридическим лицом - некоммерческой корпоративной организацией(корпорацией) в форме потребительского кооператива в виде некоммерческого потребительского общества.

Правовые, экономические и социальные основы создания
и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон о потребительской кооперации).

Абзацем 20 статьи 1 Закона о потребительской кооперации участие
в хозяйственной деятельности потребительского общества определено как приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика.

Таким образом, участие в хозяйственной деятельности потребительского общества, в соответствии с Законом о потребительской кооперации, не предполагает направления денежных средств в фонд финансовой взаимопомощи.

Используемое в Условиях программы «Молоко-Белое золото России» понятие участия пайщика в хозяйственной деятельности кооператива
не соответствует Закону о потребительской кооперации.

Возможность формирования фонда финансовой взаимопомощи предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кредитной кооперации), определяющим правовые, экономические и организационные основы создания
и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов
и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов

Пунктом 17 статьи 1 Закона о кредитной кооперации фонд финансовой взаимопомощи - фонд, формируемый из части имущества кредитного кооператива, в том числе из привлеченных средств членов кредитного кооператива (пайщиков), иных денежных средств и используемый для предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).

Таким образом, программой «Молоко-Белое золото России» фактически определены условия привлечения денежных средств пайщиков
в фонд финансовой взаимопомощи, возможность формирования которого предусмотрена для кредитного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), кредитный потребительский кооператив является финансовой организацией.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама направлена
на привлечение внимания потенциальных потребителей к финансовой услуге, которую вправе оказывать кредитный потребительский кооператив.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», если оказание банковских, страховых
и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям,
не допускается.

Согласно части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации
в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев
со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления
в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков)
и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, указание в рассматриваемой рекламе только части условий участия в программе «Молоко-Белое золото России», а именно привлекательной процентной ставки 24,75% в отсутствие остальных существенных условий (минимальной суммы соглашения, минимального срока соглашения, о необходимости внесения членского взноса 500 рублей, который является невозвратным) приводит к искажению смысла рекламы
и введению в заблуждение потенциальных потребителей.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама,
в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Кооператив НПО «Семейный капитал» (место нахождения: 192012, г. Санкт-Петербург, проспект Обуховой обороны,

д. 116, корп. 1, литер Е), <…>,

в отсутствие представителей КПК «Семейный капитал», ООО «Люберецкое издательство»

 

РЕШИЛА:

1.Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать Кооператив НПО «Семейный капитал» предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе.

3.Выдать ООО «Люберецкое издательство» предписание
о прекращении распространения указанной рекламы.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «11» июля 2016 г.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                     

                             Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                                

 

 

 

                                       Е.А. Жукова

 

 

     М.М. Газиева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.М. Газиева

(499)755-23-23 (050-216)

Связанные организации

Связанные организации не указаны