Решение б/н Решение и предписания по делу № 08-21/8-14 от 25 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «13» марта 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме «27» марта 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьёв С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Мамедов Э.И. — специалист 1 разряда отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/8-14, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества Банк «Западный» (адрес: 117292, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 8, стр. 1) (далее – ОАО Банк «Западный», Банк), индивидуального предпринимателя XXX, с участием:

- представителя ОАО Банк «Западный» - XXX,

в отсутствие XXX, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела № 08-21/7-14,

 УСТАНОВИЛА:

 Московским областным УФАС России установлен факт поступления на территории Московской области 17.07.2013 в 15:33 на принадлежащий XXX абонентский номер XXX рекламного СМС-сообщения следующего содержания «Кредиты от 16% годовых, до 5 лет, до 250 тыс. руб, по паспорту, без поручительства. Кредитуем пенсионеров. ОАО Банк Западный 88001005999» с признаками нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимися в распространении рекламы без предварительного согласия абонента на её получение, а также в отсутствии в рекламе всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Из объяснений ОАО Банк «Западный» следует, что Банк не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, рассылка СМС-сообщений с рассматриваемой рекламой осуществлялась на основании договора возмездного оказания услуг от 01.06.2013 № 25.СМ_13, заключенного между ОАО Банк «Западный» (заказчик) и XXX. Банк не располагает сведениями о наличии согласия заявителя на получение указанной рекламы.

Согласно позиции ОАО Банк «Западный», рассматриваемая реклама соответствует требованиям части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Документы, затребованные у XXX Определением о возбуждении дела № 08-21/8-14 от 13.02.2014 исх. № 08/СЕ/1361 в материалы дела не представлены. Согласно письменным пояснениям XXX, затребованные указанным Определением документы и сведения были ранее направлены в Московское УФАС России в ответ на Определение о возбуждении дела № 3-18-7/77-14 от 21.01.2014 исх. № ик/1181-1, в связи с чем XXX заявлено ходатайство о прекращении дела № 08-21/8-14.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, производство по делу может быть прекращено в случае принятия другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела.

По сведениям, полученным в порядке взаимодействия у Московского УФАС России, решение по делу № 3-18-7/77-14 на момент рассмотрения дела № 08-21/8-14 не принято, в связи с чем, правовые основания для прекращения рассмотрения дела № 08-21/8-14 отсутствуют.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к кредиту, предоставляемому ОАО Банк «Западный», содержит существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость («от 16% годовых, до 5 лет, до 250 тыс. руб») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита отсутствуют.

В соответствии с условиями кредитования физических лиц по продукту «Западный» в рамках программы «Потребительское кредитование»
ОАО «Банк «Западный» (приложение № 1 к приказу от 11.06.2013 № 01-278), процентная ставка составляет от 16 процентов годовых в рублях, размер процентной ставки определяется банком на основании проведенной оценки и кредитоспособности и платежеспособности клиента и предполагает присоединение клиента к программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья клиентов; в случае выбора заемщиком кредитной программы не предполагающей данное страхование, базовая процентная ставка по кредиту увеличивается на 21 процентный пункт к базовой.

На заседании Комиссии представитель ОАО Банк «Западный» пояснил, что 1 процентный пункт равен 1 %.

Таким образом, указанная в рекламе привлекательная минимальная процентная ставка по кредиту 16 % годовых может быть предоставлена Банком только при условии присоединения клиента к программе добровольного коллективного страхования жизни и здоровья, в противном случае размер базовой ставки составит 37% годовых.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам присоединения к программе добровольного страхования жизни и здоровья клиентов ОАО Банк «Западный», введенным в действие приказом ОАО Банк «Западный» от 28.05.2013 № 01-257, размер вознаграждения Банку по договору организации страхования клиента составляет 5,75% от первоначальной суммы кредита по кредитному договору за каждый год страхования, взимается единовременно, при этом в случае, если срок страхования менее/более одного года, неполный год страхования принимается за полный.

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих на них.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно ч. 7. ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого кредита.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер XXX выделен ОАО «МегаФон» XXX на основании договора об оказании услуг связи от 19.10.2012 № 1664062-31-Т.

Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во‑вторых – должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно XXX., на получение рекламы услуг ОАО «Банк Западный», равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении СМС - сообщения с рассматриваемой рекламой.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 РЕШИЛА:

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 18, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ОАО Банк «Западный» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Выдать XXXпредписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьёв

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова   

 

 

Э.И. Мамедов

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«27» марта 2014 г.                                                                                     г. Москва

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьёв С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Мамедов Э.И. — специалист 1 разряда отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего решения от 27 марта 2014 г. по делу № 08-21/8-14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Кредиты от 16% годовых, до 5 лет, до 250 тыс. руб, по паспорту, без поручительства. Кредитуем пенсионеров. ОАО Банк Западный 88001005999», поступившей 17.07.2013 в 15:33 на принадлежащий XXX абонентский номер XXX, без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, а также не содержащей всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, и в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. XXX в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 прекратить распространение указанной рекламы;

1.2 прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер XXX без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушения представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьёв

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Э.И. Мамедов

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«27» марта 2014 г.                                                                                     г. Москва

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Муравьёв С.Е. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Мамедов Э.И. — специалист 1 разряда отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего решения от 27 марта 2014 г. по делу № 08-21/8-14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: «Кредиты от 16% годовых, до 5 лет, до 250 тыс. руб, по паспорту, без поручительства. Кредитуем пенсионеров. ОАО Банк Западный 88001005999», поступившей 17.07.2013 в 15:33 на принадлежащий XXX абонентский номер XXX, без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, а также не содержащей всех существенных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, и в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ОАО Банк «Западный» (адрес: 117292, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 8, стр. 1) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: включить в рассматриваемую рекламу все существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, либо прекратить распространение указанной рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                  

С.Е. Муравьёв

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

Э.И. Мамедов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны