Решение №08-21/8-15 Решение и определение по делу № 08-21/8-15 от 7 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-21/8-15 в составе:
Председатель Комиссии
Стрельников Д.Ю. – исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление).
Члены Комиссии:
Жукова Е.А. – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);
Горбанева В.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,
рассмотрев дело № 08-21/8-15 в отношении Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее – Администрация) (место нахождения: 143400, Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, 4) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 2
части 1 статьи 15, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом на рынке наружной рекламы Красногорского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС России поступило обращение
АО «ХХI век-ТВ» о признаках нарушения Администрацией Красногорского муниципального района Московской области законодательства Российской Федерации при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно позиции заявителя:
По итогам открытого аукциона, 25.06.2014 между АО «ХХI век-ТВ» и Администрацией Красногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация) были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Красногорского муниципального района по следующим адресам, указанным в Таблице № 1.
Таблица № 1
№ п/п |
Адреса мест установки и эксплуатации рекламных конструкций |
1 |
Ильинское шоссе, 02км + 230м, слева (островок) |
2 |
г. Красногорск, Павшинская пойма, дублер Волоколамское шоссе, 20км + 200м, слева |
3 |
Волоколамское шоссе при движении в Москву, 2км 400м до МКАД, справа (19км + 600м) |
4 |
г. Красногорск, Волоколамское шоссе, 19км + 885м, справа |
5 |
Волоколамское шоссе, 20км + 880м, слева |
6 |
Волоколамское шоссе, 21км + 430м, справа |
7 |
г. Красногорск, Волоколамское шоссе, напротив дома 11/1 |
8 |
Волоколамское шоссе, 27км + 350м, справа |
9 |
а/д Аникеевка – Нахабино, 1км + 200м, слева |
10 |
Ильинское шоссе, 0км + 430м, справа |
11 |
Ильинское шоссе, 1км + 405м, справа |
12 |
Ильинское шоссе, 6км + 460м, слева |
13 |
Ильинское шоссе, 12км + 550м, справа |
14 |
Ильинское шоссе, 14км + 180м, справа |
15 |
а/д Ильинское шоссе – Дмитровское-Маслово, 1км +000м, слева |
16 |
а/д «Глухово-Николо-Урюпино», 0км + 400м, слева |
17 |
Путиловское шоссе, 01км + 310м, слева |
18 |
Пятницкое шоссе, 51км + 000м, слева |
19 |
Пятницкое шоссе, 52км + 950м, справа |
20 |
Пятницкое шоссе, 53км + 990м, справа |
21 |
Пятницкое шоссе, 56км + 000м, слева |
22 |
Пятницкое шоссе-Марьино-Отрадное-Пятницкое шоссе, 1км + 350м, справа |
23 |
г. Красногорск, Павшинская пойма, 150м от Волоколамского шоссе, справа |
24 |
а/д «Петрово-Дальнее-Нахабино», поселок Мечниково, д.26 |
25 |
а/д «Петрово-Дальнее-Нахабино», 2км + 700м, справа |
26 |
Пенягинское шоссе, 00км + 180м, слева |
27 |
станция Красногорская, ул. 50 лет октября, 20м от станции |
28 |
Волоколамское шоссе при движении в Москву, 3км до МКАД, справа (20км+150м) |
29 |
Волоколамское шоссе, 26км + 650м, слева |
30 |
Пос. Нахабино, Волоколамское шоссе, 32км + 100м, слева |
31 |
Волоколамское шоссе, 31км + 100м, слева |
32 |
а/д Аникеевка – Нахабино, 4км + 600м, слева |
33 |
Ильинское шоссе, 4км + 300м, слева |
34 |
Ильинское шоссе, 9км + 500м, справа |
35 |
Ильинское шоссе, 9км + 850м, справа |
36 |
Ильинское шоссе, 12км + 250м, слева |
37 |
Ильинское шоссе, 13км + 620м, слева |
38 |
а/д Ильинское шоссе – Дмитровское-Маслово, 2км +800м, слева |
39 |
а/д Ильинское шоссе – Дмитровское-Маслово, 3км +100м, слева |
40 |
Ильинское шоссе, 09км + 900м, слева |
41 |
Поворот на Усово, 100м от Ильинского шоссе, справа |
42 |
Пятницкое шоссе, 52км + 450м, справа |
43 |
Пятницкое шоссе, 53км + 700м, слева |
44 |
Пятницкое шоссе, 55км + 450м, справа |
45 |
Митино-Ангелово, 0км + 750м, справа |
46 |
Пятницкое шоссе – Марьино – Отрадное – Пятницкое шоссе, |
47 |
г. Красногорск, Павшинская пойма, 50м от Волоколамского шоссе, слева |
48 |
Нахабино, ул. Инженерная, у д. 1 |
49 |
а/д «МК-Павловская Слобода-Нахабино», 18км + 150м, слева |
50 |
а/д «Петрово-Дальнее-Нахабино», 2км+200м, справа |
51 |
а/д «Петрово-Дальнее-Нахабино», 3км+600м, слева |
52 |
Пенягинское шоссе, 00км + 250м, справа |
Пункт 3.5, 3.6 проекта договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Красногорского муниципального района Московской области (далее - проект договора), утвержденного Постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 15.05.2014 № 935/5 «О проведении открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности Красногорского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Красногорского муниципального района» (далее – Постановление от 15.05.2014 № 935/5) приводит к сокращению фактического срока эксплуатации рекламных конструкций, что нарушает
пп. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), так как устанавливает обязанность по внесению платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции с даты начала действия договора.
Согласно позиции Администрации:
АО «ХХI век-ТВ» при подаче заявки на участие в Аукционе согласились со всеми условиями его проведения, в том числе с положениями проекта договора, в связи с чем лишено права его обжаловать на данном этапе.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 указанной статьи.
На момент рассмотрения дела технический регламент, устанавливающий требования к порядку установки и эксплуатации рекламных конструкций, не принят, в связи с чем пункт 1 части 15 статьи 19 Закона о рекламе не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При проведении торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций вопрос нарушения требований пунктов 2, 3, 4 ,5, 6 части 15 статьи 19 Закона о рекламе исключен.
Учитывая изложенное, при проведении торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций не могут возникнуть основания для отказа в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренные частью 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Лицо, с которым орган местного самоуправления заключает договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, является победителем торгов в силу части 8 статьи 19 Закона о рекламе имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе основанием для выдачи разрешения может являться заявление собственника рекламной конструкции либо заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества.
Таким образом, в случае проведения торгов орган местного самоуправления уполномочен решать вопрос о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без отдельного заявления победителя.
Единственным необходимым действием со стороны победителя торгов является уплата государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что фактически государственная пошлина за выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по договорам №№ 1, 4 от 25.06.2014 поступила на счет Администрации 16.07.2014, по договору № 3 от 25.06.2014 – 04.08.2014, и с этого момента Администрацией осуществлялось бездействие, которое препятствовало заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности по установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно пункту 3.5 Проекта договора, плата за первый квартал срока действия указанного договора уплачивается рекламораспространителем в размере, определенном в соответствии с пунктом 3.4. Договора, в течение 10 банковских дней с даты подписания Сторонами Договора.
В соответствии с пунктом 3.6. Проекта договора, плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится рекламораспространителем с момента подписания Договора в течение всего срока его действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Вместе с тем, согласно материалам дела, срок разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций составляет:
- по договорам №№ 1, 4 от 25.06.2014 с 27.08.2014 по 24.06.2019 (для конструкций, срок договора на установку и эксплуатацию которых составляет 5 лет), с 27.08.2014 по 24.06.2022 (для конструкций, срок договора на установку и эксплуатацию которых составляет 8 лет);
- по договору № 3 от 25.06.2014: с 08.08.2014 по 24.06.2019,
с 11.09.2014 по 24.06.2019 (для конструкций, срок договора на установку и эксплуатацию которых составляет 5 лет), с 08.08.2014 по 24.06.2022 и 11.09.2014 по 24.06.2022 (для конструкций, срок договора на установку и эксплуатацию которых составляет 8 лет).
Таким образом, АО «XXI век-ТВ» было лишено возможности установить и эксплуатировать рекламные конструкции и извлекать прибыль от предпринимательской деятельности, однако обязано оплатить денежные средства по заключенным договорам №№ 1, 3, 4 от 25.06.2014.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Закона о рекламе, на период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.
Законом о рекламе установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если владелец рекламной конструкции является собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, разрешение выдается на срок, указанный в заявлении, при условии соответствия указанного срока предельным срокам, которые установлены субъектом Российской Федерации и на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а разрешение в отношении временной рекламной конструкции - на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение является действующим до истечения указанного в нем срока действия либо до его аннулирования или признания недействительным. Для целей настоящей статьи под временными рекламными конструкциями понимаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и подобных мест, аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев (часть 17 статьи 19).
Учитывая изложенное, действия Администрации привели к нарушению требований частей 8 и 17 статьи 19 Закона о рекламе и сокращению фактического срока эксплуатации рекламных конструкций, что является препятствием для осуществления деятельности АО «ХХI век-ТВ» на рынке наружной рекламы Красногорского муниципального района Московской области.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, статьей 41, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктами 3.140 – 3.148 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать действия Администрации Красногорского муниципального района Московской области не соответствующими требованиям пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления действий (бездействия), которые привели к необоснованному препятствованию АО «ХХI век-ТВ» в осуществлении деятельности в сфере распространения наружной рекламы на территории Красногорского муниципального района Московской области.
- Оснований для выдачи Администрации Красногорского муниципального района Московской области предписаний не имеется.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Стрельников Д.Ю.
|
Члены Комиссии |
Жукова Е.А.
Горбанева В.В. |
Горбанева В.В.
(499) 500-15-37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела № 08-21/8-15 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению
«16» марта 2015 года г. Москва
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 08-21/8-15 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления от 06.03.2015 № 80 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Администрации Красногорского муниципального района Московской области (место нахождения: 143400, Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, 4) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 2 части 1 статьи 15, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом на рынке наружной рекламы Красногорского муниципального района Московской области,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Назначить дело № 08-21/8-15 к рассмотрению
на 27 апреля 2015 года в 16 часов 00 минут по адресу: 123423, г. Москва, Карамышевская набережная, дом 44, 3 этаж, каб. 3. - Привлечь к участию в рассмотрении дела № 08-21/8-15 в качестве:
ответчика – Администрацию Красногорского муниципального района Московской области (место нахождения: 143400, Московская область,
г. Красногорск, ул. Ленина, 4);
заявителя – ЗАО «XXI век-ТВ» (место нахождения: 117628, г. Москва, ул. Грина, д. 1, корп. 6).
- В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, Администрации Красногорского муниципального района Московской области представить в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего Определения в адрес Управления следующие документы и сведения:
3.1 письменное обоснование выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по договорам №№ 1,3,4 от 25.07.2014, заключенных между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и ЗАО «XXI век-ТВ», не в дату подписания указанных договоров;
3.3 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.
4. В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции,
ЗАО «XXI век-ТВ» представить в течение 10 дней с момента получения настоящего Определения в адрес Управления письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу.
Копии документов должны быть заверены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.
Председатель Комиссии С.Е. Муравьев
В.В. Горбанева
(499) 500-15-37