Решение №08-21/84-15 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/84-15 от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/84-15

 

«14» декабря 2015 года                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жуков А.А. — государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/84-15, возбужденное по факту распространения на территории Московской области в эфире радиостанции «Радио 7» (104,7 FM) рекламы следующего содержания: «Алло! Здравствуйте. Это Полина – ваш персональный менеджер в Промсвязьбанке. Авиабилеты забронированы, консьерж-служба планирует отдых, в аэропорту воспользуйтесь бизнес-залом. Спасибо. Столько привилегий бесплатно. Открывая вклад под 12%, вы становитесь участником программы премиального обслуживания Orange Premium Club. Ставка для вложений свыше 2 миллионов рублей на 367 дней. Информация на psbank.ru. ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),  в соответствии с письмом ФАС от 03.12.2015 № АД/68905/15 «О наделении полномочиями»поступления, в присутствии представителей: лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» (место нахождения: 111250, г. Москва,
ул. Смирновская, д. 10, к. 22) Яковлевой И.А. (доверенность - № 2376
от 21.09.2015 г.);

в отсутствие представителя заинтересованного лица -
АО «САК» (место нахождения: 109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 21, стр. 5), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Московским областным УФАС России 09.11.2015 установлен факт распространения на территории Московской области в эфире радиостанции «Радио 7» (104,7 FM) рекламы следующего содержания: «Алло! Здравствуйте. Это Полина – ваш персональный менеджер в Промсвязьбанке. Авиабилеты забронированы, консьерж-служба планирует отдых, в аэропорту воспользуйтесь бизнес-залом. Спасибо. Столько привилегий бесплатно. Открывая вклад под 12%, вы становитесь участником программы премиального обслуживания Orange Premium Club. Ставка для вложений свыше 2 миллионов рублей на 367 дней. Информация на psbank.ru. ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», с признаками нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившимися в отсутствии всех существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым вкладом лица или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся указанным вкладом лица.

Из документов, представленных ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» следует, что рассматриваемая реклама распространялась на основании Агентского договора от 15.04.2015 № 15042015/000-00527-15, заключенного между
ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» и ООО «Юниверсал Медиа Уорлдвайд».

Согласно позиции ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», рассматриваемая реклама распространялась с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе и в настоящее время не распространяется, что подтверждается Приложением № 19 к Агентскому договору от 15.04.2015, в соответствии с которым период размещения рекламно-информационных материалов с 19.10.2015 по 20.11.2015.

Из документов, представленных АО «САК» следует, что рассматриваемая реклама ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» распространялась на основании договора на размещение рекламных материалов, заключенного между АО «САК» и АО «Медиа Плюс», в соответствии с которым
АО «САК» оказывает услуги по предоставлению эфирного времени для распространения рекламы, представленной к размещению со стороны
АО «Медиа Плюс».

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к вкладам «Orange» и «Premium», предоставляемому
ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК», содержит условия оказания финансовой услуги, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым продуктом лица («вклад под 12%») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым продуктом лица, а также на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся рекламируемым продуктом лица, отсутствуют.

Приказом от 07.10.2015 № 189/ «Об утверждении и введение в действие срочных банковских вкладов «Orange» и «Premium» для новых клиентов программы обслуживания «Orange Premium Club» утверждены и введены в действия с 08.10.2015 условия привлечения денежных средств в рекламируемые срочные банковские вклады «Orange» и «Premium»:

 

«Orange»

Валюта вклада

Сумма вклада

Годовая процентная ставка (в %)

Срок вклада в днях

181

367

Рубли РФ

от 2 000 000

9,5%

10%

Доллары США

от 40 000

2%

3%

Евро

от 35 000

1,5%

2,5%

 

«Premium»

Валюта вклада

Первоначальная сумма/ неснижаемый остаток по вкладу

Годовая процентная ставка (в %)

Срок вклада в днях

181

367

Рубли РФ

от 1

11%

12%

Доллары США

от 1

2,3%

3,8%

Евро

от 1

1,8%

3%

Максимальная сумма вклада, на которую начисляются проценты по годовой процентной ставке (далее - «Максимальная сумма вклада»*)

Рубли РФ

2 000 000

Доллары США

40 000

Евро

35 000

*Если сумма вклад превысит Максимальную сумму вклада, то на разницу между фактической суммой вклада и Максимальной суммой вклада проценты начисляются по ставке, равной 0,75 годовой процентной ставки в соответствующей валюте, действующей по вкладу на дату заключения Договора банковского вклада.

Пониженная процентная ставка, начисляемая на сумму, превышающую Максимальную сумму вклада, применяется со дня, следующего за днем возникновения превышения. При определении Максимальной суммы вклада сумма капитализированных процентов не учитывается.

 

При этом открытие вклада «Premium» в соответствии с настоящими условиями возможно при соблюдении следующего требования: наличие у клиента в дату заключения Договора банковского вклада «Premium» заключенного в ту же дату Договора банковского вклада «Orange» (сумма вклада от 2 000 000 рублей).

Таким образом, процентная ставка 12% годовых в рублях может быть предоставлена только по вкладу «Premium» при соблюдении следующих условий: максимальная сумма вклада, на которую начисляются проценты по годовой процентной ставке 12% - 2 000 000 рублей, срок вклада - 367 день, при этом если сумма вклада превысит Максимальную сумму вклада
(2 000 000 рублей), то на разницу между фактической суммой вклада и максимальной суммой вклада проценты начисляются по ставке, равной 0,75 годовой процентной ставки в соответствующей валюте, действующей по вкладу на дату заключения договора банковского вклада.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие в рекламе всех условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся рекламируемой финансовой услугой лица, искажает смысл информации о рекламируемом продукте, в том числе об условиях его приобретения и использования, и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия по вкладам «Orange» и «Premium», а именно: возможность получения 12% годовых в руб. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий оказания услуг, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Поскольку распространенная обществом реклама финансовой услуги вкладов «Orange» и «Premium» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия по вкладам «Orange» и «Premium», влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся рекламируемым продуктом лица, и на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся рекламируемым продуктом лица, а именно: минимальная и максимальная сумма вклада (на которую начисляется 12% годовая ставка), срок вклада, сумма первоначального взноса.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «28» декабря 2015 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии        

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии          

 

 

Е.А. Жукова

 

 

А.А. Жуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.А. Жуков

(499) 500-15-37

Связанные организации

Связанные организации не указаны