Решение №08-21/88-15 РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ ПО ДЕЛУ № 08-21/88-15 от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/88-15

 

«18» апреля 2016 года                                                                               г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/88-15, возбужденное по факту направления 21.10.2015 в 16:07 на абонентский номер заявителя <…>,
СМС-сообщения (отправитель: RSB24) с рекламой следующего содержания: «24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tolko passport! Zvonite 8-800-775-23-22» с признаками нарушения части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- БАНК РСБ 24 (АО) (место нахождения: 129090, г. Москва, пр. Мира, д. 3, строение 3), Пирогова С.А.;

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение
гр. <…> о направлении 21.10.2015 в 16:07 на абонентский номер заявителя <…>, СМС-сообщения (отправитель: RSB24) с рекламой следующего содержания: «24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tol’ko passport! Zvonite
8-800-775-23-22», с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что при распространении указанной рекламы также усматриваются признаки нарушения части 7
статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также в отсутствии в рекламе всех существенных условий, определяющих полную стоимость кредита.

Согласно позиции БАНК РСБ 24 (АО), поскольку Банк находится в стадии банкротства, предоставить запрошенные Московским областным УФАС России документы и сведения не представляется возможным.

В соответствии с объяснениями ПАО «Мобильные ТелеСистемы», рассматриваемое СМС-сообщение распространялось ЗАО «СмартКардЛинк» в соответствии с Агентским договором № D140755872 от 08.12.2014, заключенного между ЗАО «СмартКардЛинк» и ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

Согласно позиции ЗАО «СмартКардЛинк», инициатором рассылки рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «СМС Трафик», в рамках договора № 010413 от 01.04.2013, заключенного между
ЗАО «СмартКардЛинк» и ООО «СМС Трафик».

В соответствии с письменными пояснениями ООО «СМС Трафик», рассматриваемое СМС-сообщение направлялось на основании договора
№ 194/13 от 01.07.2013, заключенного между ООО «СМС Трафик» и БАНК РСБ 24 (АО).

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку. Информация, указанная в рассматриваемом СМС-сообщении, содержит сведения об услугах
обобщенного характера и является рекламой.

Использование в рассматриваемой рекламе фразы «24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub», указывает на возможность воспользоваться финансовой услугой, а именно кредитованием.   

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В рассматриваемом СМС-сообщении указаны существенные условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость («24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tolko passport) и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.  

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58
«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Однако рассматриваемая реклама не содержит условий о сроке кредита, комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовой услуги, вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги кредита, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по кредитному договору и влияющих
на них, а именно сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой - кредитованием, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела возможность получения кредита на условиях, указанных в рассматриваемой рекламе, документально не подтверждена.

Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама не должна была содержать не соответствующих действительности сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона
от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер <…> выделен ПАО «Мобильные ТелеСистемы» <…> на основании договора об оказании услуг связи.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно,
во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых, должно быть выражено явно.

Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <…>, на получение рекламы услуг
БАНК РСБ 24 (АО), равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.  

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС - сообщения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 1 статьи 18, части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ПАО «Мобильные ТелеСистемы» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Выдать ЗАО «СмартКардЛинк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.Выдать ООО «СМС Трафик» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «04» мая 2016 г.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельникова

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

В.В. Горбанева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 755-23-23 (доб. 050-214)

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«04» мая 2016 года                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.— начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 18 апреля 2016 г. по делу № 08-21/88-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: 24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tol’ko passport! Zvonite 8-800-775-23-22», поступившей 21.10.2015 в 16:07 на абонентский номер <…>. <…>, в соответствии
п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 августа 2006 г. № 508,  

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (место нахождения: 109147,
г. Москва, ул. Марксистская, д.4) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, либо прекратить распространение рассматриваемой рекламы;

1.2 прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

В.В. Горбанева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 755-23-23 (доб. 050-214)

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«04» мая 2016 года                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.— начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 18 апреля 2016 г. по делу № 08-21/88-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: 24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tol’ko passport! Zvonite 8-800-775-23-22», поступившей 21.10.2015 в 16:07 на абонентский номер <…> <…>, в соответствии
п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 августа 2006 г. № 508, 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ЗАО «СмартКардЛинк» (место нахождения: 125190,
г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80, к. 37) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, либо прекратить распространение рассматриваемой рекламы;

1.2 прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

В.В. Горбанева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 755-23-23 (доб. 050-214)

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«04» мая 2016 года                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Жукова Е.А.— начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Горбанева В.В. — главный специалист - эксперт контроля за рекламной деятельностью Управления,

на основании своего Решения от 18 апреля 2016 г. по делу № 08-21/88-15 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: 24,8% na kredit do 31/10. Vam predostavlena summa do 185000 rub., platej 7100 rub. Nuzhen tol’ko passport! Zvonite 8-800-775-23-22», поступившей 21.10.2015 в 16:07 на абонентский номер <…> <…>, в соответствии
п. 1 ч. 2 ст. 33, ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», п.п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 августа 2006 г. № 508, 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «СМС Трафик» (место нахождения: 125190,
г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80, к. 37) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

1.1 включить в рассматриваемую рекламу наименование лица, оказывающего финансовые услуги, либо прекратить распространение рассматриваемой рекламы;

1.2 прекратить распространение рекламных СМС-сообщений на абонентский номер <…> без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предварительного согласия абонента на получение рекламы.

2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

В.В. Горбанева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.В. Горбанева

(499) 755-23-23 (доб. 050-214)

Связанные организации

Связанные организации не указаны