Решение №08-21/89-15 Решение по делу 08-21/89-15 от 9 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/89-15

 

«14» декабря 2015 года                                                                           г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Жукова Е.А. — начальник отдела контроля              за рекламной деятельностью Управления;

Газиева М.М. — ведущий специалист-эксперт  отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/89-15, возбужденное по факту распространения по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр «Старых Химок», путепровод над ж/д, выезд, 355А, рекламы следующего содержания: «Фитнес-клуб Fan Gym / ДОСТУПНЫЙ ФИТНЕС / НАШ ОТВЕТ САНКЦИЯМ / (985) 922 07 75 / www.fangym.ru / ХИМКИ ЛЕНИНСКИЙ ПР-КТ 2Б» содержащей изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), в присутствии представителей:

- ООО «ФАН ДЖИМ» (место нахождения: 141401, Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 2Б);

- ООО «Атор Медиа Сервис» (место нахождения: 143420, Московская область, Красногорский район, д. Михалково, торгово - административное здание № 3);

- ООО «Офис на ПЛК» (место нахождения: 142300, Московская область, г. Чехов,  ул. Чехова, д. 2, пом. 002),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Московским областным УФАС России установлен факт распространения по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр «Старых Химок», путепровод над ж/д, выезд, 355А, рекламы следующего содержания: «Фитнес-клуб Fan Gym / ДОСТУПНЫЙ ФИТНЕС / НАШ ОТВЕТ САНКЦИЯМ / (985) 922 07 75 / www.fangym.ru / ХИМКИ ЛЕНИНСКИЙ ПР-КТ 2Б» содержащей изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимися в распространении рекламы с использованием оскорбительного образа.

Согласно пояснениям, а также документам, представленным ООО «ФАН ДЖИМ», рассматриваемая реклама размещалась на основании договора оказания услуг от 27.10.2010 № 5372, заключенного между ООО «ФАН ДЖИМ» и ООО «Атор Медиа Сервис».

В соответствии с объяснениями ООО «Атор Медиа Сервис» макет рассматриваемой рекламы был предоставлен ООО «ФАН ДЖИМ».ООО «Атор Медиа Сервис» взяло на себя обязательства по его размещению на рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область, г. Химки (переход улицы Маяковского в проспект Мира по направлению движения от Ленинградского шоссе).

Согласно позиции ООО «ФАН ДЖИМ», ООО «Атор Медиа Сервис» и ООО «Офис на ПЛК» рассматриваемая реклама не содержит оскорбительных образов и не нарушает требований Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представители ООО «ФАН ДЖИМ» и ООО «Атор Медиа Сервис» заявили, что постер с рассматриваемой рекламой был заменен в июне 2015 года.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Рассматриваемая реклама размещалась на рекламной конструкции по адресу: Московская область, г. Химки ул. Маяковского по направлению к проспекту Мира от Ленинградского шоссе в центр «Старых Химок», путепровод над ж/д, выезд, 355А.

В указанной рекламе содержится изображение, на котором неизвестный бьет в лицо пожилого мужчину.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 к непристойным, неэтичным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели, принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям, выражениям – слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

В России возраст старости называется почтенным: люди почтенного, почитаемого, уважаемого возраста. В традиционной русской культуре свойственно уважение к старшим по возрасту, к родителям, к старикам, признание их мудрости и ценности их жизненного опыта.

В рассматриваемой рекламе содержится сюжет, в котором пожилому мужчине, внешний вид которого создает впечатление о его беспомощности (глубокие морщины, сильная худощавость, плохое зрение), наносится удар боксерской перчаткой, что формирует образ бьющего, как спортсмена или человека, находящегося в хорошей физической форме. Подобное поведение в реальной жизни является недопустимым, нарушает принятые в обществе нормы морали и нравственности.

По мнению Комиссии, использованный сюжет может восприниматься потенциальными потребителями рекламы как неэтичный, оскорбительный по отношению к людям старшего возраста.

Данный вывод Комиссии подтверждается, поступившим в Московское областное УФАС России обращением гр. Потемкина А.М. (вх. № 1747эп от 03.04.2015) в котором заявитель выражает мнение, что рассматриваемая реклама является оскорбительной, а также протоколом заседания Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Московском областном УФАС России (далее – Экспертный совет) от 27.056.2015, в соответствии с которым по результатам рассмотрения указанной рекламы члены Экспертного совета пришли к выводу, что использованный в рекламе образ является оскорбительным и неэтичным по отношению к людям старшего возраста, так как в культуре России и других странах принято уважать старших, относится к ним с почтением. Использованный в рекламе сюжет нарушает принятые в Российской Федерации нормы морали.

С учетом мнения Экспертного совета, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама не должна была содержать изображение с использованием оскорбительного образа.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе.

Руководствуясь части 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона
    от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «14» декабря 2015 г.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  

Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                               

 

 

 

Е.А. Жукова

 

 

М.М. Газиева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.М. Газиева

(499) 500-15-37

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны