Решение №08-21/90-15 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/90-15 от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/90-15

 

«12» сентября 2016 г.                                                                                г. Москва        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Горбанева В.В. — главный специалист-эксперт начальника отдела контроля за рекламной деятельностью Управления;

Жуков А.А. — государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления,

рассмотрев дело № 08-21/90-15, возбужденное по факту поступления 18.10.2015 в 12:55 на абонентский номер <…>. <…> СМС-сообщения (отправитель: vsem reklama, SMS-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «Добрый день! Наша компания предлагает Вам воплотить ваши мечты в реальность!!! Ваш паспорт и 15 минут свободного времени, помогут получить от 1000 до 30 000 тысяч рублей!!! Не отказывайтесь от своих желаний!!! МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ!!! г. Королев ул. Калинина д. 2. С Уважением РосДеньги! Справки по тел.: 8-929-964-14-28», с признаками нарушения части 1
статьи 18, части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ПАО «МТС» (место нахождения: 109147, г. Москва,
ул. Марксистская, д. 4) <…>.;

в отсутствие иных лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, и заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение
<…> о направлении 18.10.2015 в 12:55 на абонентский номер заявителя <…>СМС-сообщения (отправитель: vsem reklama, SMS-центр: +79168960390) с рекламой следующего содержания: «Добрый день! Наша компания предлагает Вам воплотить ваши мечты в реальность!!! Ваш паспорт и 15 минут свободного времени, помогут получить от 1000 до 30 000 тысяч рублей!!! Не отказывайтесь от своих желаний!!! МЫ РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ!!! г. Королев ул. Калинина д. 2.
С Уважением РосДеньги! Справки по тел.: 8-929-964-14-28»,
без предусмотренного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившиеся в отсутствии в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги и в умалчивании об всех остальных условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющих на нее, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость.

Согласно позиции ООО «ИНТАЙМФИНАНС» (на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения - ООО «ФАСТФИНАНС») рассматриваемая реклама ООО «ИНТАЙМФИНАНС» не распространялась, договоры на распространение СМС-сообщений с указанной рекламой не заключались.

В соответствии с объяснениями ООО «ИНТАЙМФИНАНС» (правообладателя товарного знака «РосДеньги») на территории Московской области товарный знак «РосДеньги» использует ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» (на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения - ООО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ»).

Согласно позиции ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» рассматриваемая реклама не распространялась ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ», договоры на распространение СМС-сообщений с рассматриваемой рекламой не заключались.

В соответствии с позицией ПАО «МТС» отправителем рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «СМС-ЦЕНТР» на основании агентского договора № D140755903 от 01.12.2014 г., заключенного между ПАО «МТС» и ООО «СМС-ЦЕНТР».

Согласно объяснениям ПАО «МТС» именно оборудование
ООО «СМС-ЦЕНТР» формирует абонентскую базу и осуществляет рассылку через SMS-центр ПАО «МТС» +79168960390, при этом ПАО «МТС» не является инициатором рассматриваемой рассылки.

В соответствии с позицией ООО «СМС-ЦЕНТР» отправителем рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «ЛОГИКА» через клиентский доступ, предоставленный в рамках договора оказания услуг
№ 404096 от 26.06.2015 г., заключенного между ООО «СМС-ЦЕНТР» и
ООО «ЛОГИКА».

Согласно позиции ООО «ЛОГИКА» отправителем рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» на основании договора предоставления услуг № 09-2014/04 от 17.09.2014 г., заключенного между ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» и ООО «ЛОГИКА».

В соответствии с объяснениями ООО «ЛОГИКА» рассылка осуществлялась в личном кабинете на платформе ООО «ЛОГИКА» через предоставленные ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» индивидуальные логин и пароль.

Согласно позиции ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» отправителем рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» на основании договора № 15062015/001 на оказание услуг от 15.06.2015 г., заключенного между ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» и ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ».

В соответствии с объяснениями ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» данная организация самостоятельно не организовывает СМС-рассылки, а лишь предоставляет техническую возможность для этого на возмездной основе.

Согласно позиции ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» отправителем рассматриваемого СМС-сообщения является ООО «ОМСКИЕ СЕРВИСЫ» на основании договора о предоставлении услуг № ИТ-018/15
от 01.05.2015 г., заключенного между ООО «ОМСКИЕ СЕРВИСЫ» и
ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ».

В соответствии с объяснениями ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» данная организация не является изготовителем и распространителем рассматриваемого СМС-сообщения.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

На заседании Комиссии 12.09.2016 г. защитником ПАО «МТС» <…>. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с непоступлением документов и сведений, затребованных Определением об отложении рассмотрения дела № 08-21/90-15
исх. № 08/ДЮ/12632 от 09.08.2016 у ООО «ОМСКИЕ СЕРВИСЫ».

Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, в связи с его немотивированностью и истечением срока для предоставления документов, затребованных Определением об отложении рассмотрения дела № 08-21/90-15 исх. № 08/ДЮ/12632 от 09.08.2016 у ООО «ОМСКИЕ СЕРВИСЫ».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с письмом ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку.

Рассылка смс-сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер <...> что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в СМС-сообщениях, как предназначенной исключительно для конкретного абонента.

Товарный знак «РосДеньги» используется ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» на основании согласия на использование товарного знака 0.06.2014 г.

Помещение, расположенное по адресу, указанному в рассматриваемом СМС-сообщении: 141070, Московская область, г. Королёв, ул. Калинина, д. 2 используется ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» согласно договору субаренды б/н от 01.02.2016 г., заключенному между ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» и ИП Бадалян Аксел.

Абонентский номер <…>, указанный в рассматриваемом СМС-сообщении, выделен ПАО «МЕГАФОН» ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» на основании приложения от 25.02.2014 г. к договору № MR-44451558 от 25.02.2014 г., заключенному между
ПАО «МЕГАФОН» и ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ».

Использование в рассматриваемом СМС-сообщении на товарный знак, который применяется ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» в совокупности с номером телефона, выделенного данной организации, и адресом помещения, по которому осуществляет свою деятельность
ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ», направлено на формирование интереса к услугам ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» услугам по предоставлению займов, их продвижение на рынке и является рекламой.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона
от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Абонентский номер <…> выделен ПАО «МТС»
<…> на основании договора об оказании услуг подвижной связи.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
«О рекламе», Федеральный закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно,
во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых, должно быть выражено явно.

Представленная в материалы дела копия анкеты компании «Вайнейменен», заполненная<…> , не содержит согласия на получение рекламы, выраженного владельцем абонентского номера <…> <…>.

Учитывая изложенное, доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно<…> ., на получение указанной СМС-рекламы не представлено.

Таким образом, рассматриваемая СМС-реклама была направлена без предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе согласия абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Указанное в рассматриваемой рекламе обозначение «РосДеньги» не является наименованием лица, оказывающего финансовые услуги -
ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ».

Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Указанное в рассматриваемой рекламе обозначение «РосДеньги» не является наименованием лица, оказывающего финансовые услуги -
ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ».

Таким образом, рассматриваемая реклама в нарушение части 1
статьи 28 Закона о рекламе не содержала наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к оказываемым ООО МФО «ВАЙНЕМЁЙНЕН ПОЛЯРНЫЙ» услугам по предоставлению займов, содержит существенные условия предоставления займа, влияющие на его стоимость («Ваш паспорт и 15 минут свободного времени, помогут получить от 1000 до 30 000 тысяч рублей») и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьями 5-6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Согласно письму ФАС России от 31.07.2014 г. № АД/30890/14 к условиям, определяющим полную стоимость кредита (займа), отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 28 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе отсутствовали все условия, определяющим полную стоимость кредита, а именно: срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Поскольку рассматриваемая реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия предоставления рекламируемой финансовой услуги.

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА

 

1.Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ
«О рекламе».

2.Выдать ПАО «МТС» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Выдать ООО «ЛОГИКА» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.Выдать ООО «СМС-ЦЕНТР» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

5.Выдать ООО «МЕДИА ТЕХНОЛОДЖИ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  1. Выдать ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Выдать ООО «ОМСКИЕ СЕРВИСЫ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

8.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «26» сентября 2016 г.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

                                 Стрельников Д.Ю.

 

 

Члены Комиссии

 

 

                                       Горбанева В.В.          

 

 

                                             Жуков А.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны