Решение №08-21/96-15 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/96-15 от 12 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/96-15
«06» июня 2016 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дел
по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. — заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. — начальник отдела контроля |
Газиева М.М. — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело № 08-21/96-15 по факту распространения на рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Серебрянка у д. 25 (левая сторона по ходу движения из Москвы) рекламы следующего содержания»: «Займы от 1,5 % в день / Выдаем займы от 1,5 % в день / ФинСервис…» с признаками нарушения части 7 статьи 5
и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившимися в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела № 08-21/96-15,
УСТАНОВИЛА:
Московским областным УФАС установлен факт распространения
на рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область,
г. Пушкино, мкр. Серебрянка у д. 25 (левая сторона по ходу движения
из Москвы) рекламы следующего содержания: «Займы от 1,5 % в день / Выдаем займы от 1,5 % в день / ФинСервис / центр микрофинонсирования / ул. Набережная, д. 2а / 8 800-77-55-983 / Займы предоставляются работающим гражданам РФ в возрасте от 18 до 60 лет. Срок займа до 90 дней. Необходимые документы: паспорт и второй документ (СНИЛС, ИНН, водительское удостоверение и др.). Выплата процентов каждые 10 дней. Возможно досрочное погашение займа и перерасчет процентов. / Займы предоставляются ООО «АльфаФинСервис», ОГРН 1147746855345, Свидетельство МФО № 651403045005593 от 01.09.2014 г.» с признаками нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), выразившимися в умалчивании о существенных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
В силу части 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания
к финансовой услуге, предоставляемой ООО «МФО «АльфаФинСервис», содержит существенные условия предоставления займа, влияющие на его стоимость («от 1,5 % в день»), и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием
им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую
в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Рассматриваемая реклама размещалась на рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Серебрянка у д. 25 (левая сторона по ходу движения из Москвы) и содержит следующую информацию: «Займы от 1,5 % в день / Выдаем займы от 1,5 % в день / Финсервис / центр микрофинансирования / ул. Набережная, д. 2а / 8800-77-55-983».
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация обязана разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения
и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет.
Согласно сведениям, размещенным на сайте http://fin-ser.ru
ООО «МФО «АльфаФинСервис» оказывает услуги по предоставлению займов наличными, под залог авто и под залог недвижимости на следующих условиях:
- Условия предоставления займов наличными: размер займа
от 1 000 руб. до 30 000 руб. на срок до 90 дней; расчет суммы займа производится автоматически в окне расчета, размещенном на сайте
http://fin-ser.ru; размер суммы возврата займа зависит от суммы займа
и срока, на который он предоставляется. - Условия предоставления займов под залог авто: размер займа
от 100 000 руб. до 1 000 000 руб.; месячная процентная ставка от 2,5%
до 3,5% в месяц (30%-42% годовых); срок предоставления займа до 18 мес. - Условия предоставления займов под залог недвижимости: максимальная сумма, выдаваемая под залог квартиры, не ограничена (составляет до 70% от рыночной стоимости недвижимости); срок займа
от 3 месяцев до 2 лет; месячная процентная ставка от 100 000 руб. до 700 000 руб. – 3% (36% годовых) от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. – 2%
(24% годовых).
Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по договору займа и влияющих на них.
В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовой услуги. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги займа,
в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению
в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама,
в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама о предоставлении займов является ненадлежащей, поскольку не соответствует требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
- В связи с наличием сведений об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписание не выдавать.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «21» июня 2016 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
М.М. Газиева |
М.М. Газиева
(499)755-23-23 (050-216)