Постановление б/н Постановление по делу № 09-21/01-13 от 24 июля 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 09-21/01-13  

 

«23» января 2013 года                                                                                  г. Москва

 Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области А.А. Азаренко,  рассмотрев протокол № 09-21/01-13 об административном правонарушении от «17» января 2013 года и материалы дела № 09-21/01-13 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХ (паспорт гражданина РФ серия ХХ ХХ номер ХХХХХХ, выдан ХХ ХХХ ХХХХ года, адрес места регистрации: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ),

 УСТАНОВИЛ:

 В адрес Московского областного УФАС России поступили материалы Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, полученные в ходе проверки деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю пищевыми продуктами, а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания и услуги реализации продуктов питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово», на предмет необоснованного завышения цен на пищевые продукты.

На основании материалов проверки, Московским областным УФАС России возбуждено дело № 09-22/8-11 о нарушении ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке розничной торговли пищевыми продуктами и оказания услуг общественного питания в стерильной зоне аэропорта «Домодедово», путем установления и поддержания монопольной высоких цен и ущемления интересов третьих лиц.

Из представленных материалов (прейскурантов цен) следует, что стоимость услуг общественного питания ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» в кофейнях, расположенных в стерильной зоне внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово», превышают стоимость, установленную в кофейнях ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на территории города Москвы.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

В соответствии с государственным стандартом «Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-2009», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 № 495-ст, услуга общественного питания: деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают:

- организацию питания и обслуживание различных мероприятий (банкетов, корпоративных вечеров, праздников и др.), в том числе выездное обслуживание (кейтеринг);

- организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, в том числе выездное обслуживание (кейтеринг);

- организацию питания и обслуживание потребителей в зонах отдыха, на культурно-массовых и спортивных мероприятиях и т.д.;

- организацию потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства;

- обслуживание потребителей в пути следования пассажирского железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

- доставку продукции общественного питания и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

- доставку продукции общественного питания по заказам проживающих и обслуживание в номерах гостиниц и других средствах размещения (рум-сервис);

- организацию рационального комплексного питания для определенных контингентов потребителей.

ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава (утвержден Решением участника №47 от «22» октября 2010 года), внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией МНС России №39 по г. Москве от 30.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027739135236. В соответствии с Уставом ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» место нахождения юридического лица: 125599, город Москва, ул. Ижорская, дом 8, строение 1.

В соответствии с п. 4.2. Устава Общества, к основным видам деятельности ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» относятся:

– деятельность ресторанов и кафе;

– деятельность баров;

– производство чая и кофе;

– оптовая торговля чаем, кофе, какао и пряностями;

– розничная торговля чаем, кофе, какао;

– сдача внаем собственного недвижимого имущества;

– иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством.

Московским областным  УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли пищевыми продуктами и оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами  осуществляющими деятельность на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» за 2009 и 2010 гг.

Анализ проведен в географических границах аэропортового комплекса «Домодедово» в пределах стерильной зоны внутренних воздушных линий.

В соответствии с пунктом 27 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 под стерильной зоной, доступ в которую осуществляется после проведения в зоне контроля предполетного досмотра пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах, понимается зона ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 №142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» стерильной зоной считается зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется.

В соответствии с правилами досмотров при проведении предполетного досмотра у граждан изымаются, в случае их наличия, опасные вещества и предметы, запрещенные (разрешенные с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах.

Таким образом, лица (пассажиры), прошедшие пункт проверки/досмотра, не имеют возможность выхода за пределы стерильной зоны аэропортового комплекса.

Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в аэропортовые сборы за пользование аэровокзалом включен исчерпывающий перечень услуг, которые должны быть оказаны в аэровокзале.

В соответствии с указанным приказом, а также в соответствии с приказами Минтранса РФ от 28.06.2007 №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и от 23.06.2003 №150 «Об утверждении авиационных правил «Сертифицированные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты» не установлены требования по наличию в аэровокзале мест для принятия пассажирами пищи и напитков, оборудованных дополнительно к размещенным на территории аэровокзала кафе, ресторанов и других точек питания.

Учитывая изложенное, а также согласно письменным пояснениям ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» в стерильной зоне аэропорта «Домодедово» пассажиры имеют возможность осуществить прием пищи и напитков в кафе, ресторанах и других точках питания.

По результатам проведенного Московским областным УФАС России анализа и оценки конкурентной среды на рынке розничной торговли пищевыми продуктами и оказания услуг общественного питания хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово» в 2010 г. установлено коллективное доминирование на рассматриваемом рынке трех хозяйствующих субъектов с долей более 50% (62,63%), а именно: ООО «Шоколадница» с долей 22,57%, ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» с долей 22,17% и ООО «Русэкспорт» с долей 17,90%.

Согласно ч.3 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
  2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, Московским областным УФАС России установлено доминирующее положение ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на рынке оказания услуг общественного питания на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово».

Стоимость услуг общественного питания на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» установлена приказом руководителя ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» (Президент ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» ХХХХХХ Х Х.).

Учитывая изложенное, в действиях ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг общественного питания на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» путем установления и поддержания монопольно высоких цен.

Согласно ст.6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с прейскурантом (утвержден 05.10.2010 г. Президентом ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» ХХХХХХ Х Х) ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» оказывает услуги общественного питания и реализует пищевые продукты на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» по ценам, превышающим цены на аналогичные товары, согласно прейскуранту цен в кофейнях, расположенных на территории города Москвы (утвержден 30.04.2010 г. Президентом ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» ХХХХХХ Х Х.).

По данные Федеральной службы государственной статистики в 2010 году в городе Москве значилось 6319 объектов розничной торговли и общественного питания (только рестораны, кафе, бары), особенно в Москве высока доля кофеен в данном сегменте.

В 2010 году по данным Федеральной службы государственной статистики оборот общественного питания в городе Москве составил 120 млрд. руб.

Таким образом, рынок услуг общественного питания, оказания услуг по розничной торговле в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в городе Москве, является конкурентным.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что стоимость услуг общественного питания в кофейнях ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на территории города Москвы сформировалась в условиях конкуренции.

Комиссией установлено, что стоимость услуг общественного питания  ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» в кофейнях, расположенных в стерильной зоне внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово», превышают стоимость, установленную в кофейнях ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на территории города Москвы.

 

ПРИМЕР:

 

 

 

ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар»

Меню

Кофейни в аэропорте Домодедово

ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар»

Меню кофеин

Безалкогольные напитки

Аква минерале без газа 0.25

(250 мл)

130

85

Пепси

(250 мл)

135

85

Тропикана 0.2 яблоко

200 мл)

135

95

Блины

Блинчики с мясной начинкой

275 (200/1)

210 (200/1)

Дополнительные ингредиенты

Сметана 50 гр.

50

30

Выпечка

Круассан классический

120

65 (45 г.)

Горячее меню

Шашлычок из семги

90/20/14/10/20/1/15

 

405

295

Каппучино классический

Класс. дабл каппучино

245 (300 мл)

190 (300 мл)

САЛАТЫ

Салат ОЛИВЬЕ

265 (200 гр)

175 (200 гр)

Свежевыжатые соки

Апельсиновый

275 (250 мл)

199 (250 мл)

СЭНДВИЧИ

Сэндвич с ветчиной и сыром

265 (140 гр)

155 (140 гр)

СУП

Борщ (250 мл)

205

129

ТОРТЫ

Ч/К Птичье молоко 90 гр

240

200

ЧАЙ

Жасминовый

245 (300 мл)

179 (300 мл)

Эрл грей

245 (300 мл)

150 (300 мл)

 

Сравнение цен на оказание услуг общественного питания  ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» в кофейнях «Домодедово» и г. Москвы показывает, что цены, установленные Обществом в кофейнях «Домодедово» превышают цены, которые сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, т. е. на территории города Москвы.

Суммарный объем продаж продуктов питания и оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» в 2010 году составил – 499 879 293,25 руб., в том числе  ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» в 2010 году – 110 761 359 руб.

Выручка ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» от продажи продуктов питания и оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» в 2010 году составила – 110 761 359 руб.

Расходы ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» от продаж продуктов питания и оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» в 2010 году составили – 67 682 879 руб.

Следовательно, стоимость оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (работ, услуг) расходов.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара.

С учетом изложенного, решением Комиссии Московского областного УФАС России от 16.01.2012 в действиях ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» установлен факт нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово», выразившегося в ущемлении интересов граждан путем установления и поддержания монопольно высоких цен.

Стоимость услуг общественного питания на территории стерильной зоны внутренних воздушных линий аэропорта «Домодедово» установлена приказами №84 от 05 октября 2010 г. «Об утверждении нового прейскуранта цен» и  №84/1 от 05 октября 2010 г. «Об утверждении нового прейскуранта цен» единоличного исполнительного органа ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» (Президент ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» ХХХХХХ Х Х).

Следовательно, ответственным должностным лицом ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» за нарушение ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово», выразившегося в ущемлении интересов граждан путем установления и поддержания монопольно высоких цен является Дудаков Владислав Евгеньевич, исполняющий обязанности единоличного исполнительного органа (Президента) ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар».

Решением единственного участника №57 ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» от «02» февраля 2011 года ХХХХХХ Х Х избран единоличным исполнительным органом (президентом) ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на новый срок 3 (три) года, начиная с 15 февраля 2011 года.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст.14.31.1 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ХХХХХХ Х Х, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа (президента) ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» установлен факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.14.31.1 КоАП РФ злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Вместе с тем, в адрес Московского областного УФАС России поступили сведения об исполнении ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» Предписания по делу № 09-22/8-11 от «16» января 2012 года о прекращении нарушения ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово», выразившегося в ущемлении интересов граждан путем установления и поддержания монопольно высоких цен.

Указанные сведения подтверждаются приказами ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» № 94 от 29 декабря 2012 года и № 94/1 от 29 декабря 2012 года, которыми изменено меню предприятий общественного питания на территории стерильной зоны аэропорта «Домодедово» путем ввода продукции (пищевых продуктов и напитков) по ценам применяемым ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» на территории города Москвы.

Согласно п.7 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Таким образом, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

ХХХХХХ Х Х, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 09-21/01-13 об административном правонарушении, не явился.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения постановления не истек.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ХХХХХХ Х Х, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа (президента) ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» (адрес места регистрации: 117465, г. Москва, ул. Профсоюзная, д.156, корп.1, кв.301; ИНН 772809498080) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, что является минимальным размером штрафа, налагаемого в соответствии со ст. 14.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении  штрафа  в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или  срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  сумма  административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

 

Получатель:

 

 

 

Банк получателя:

 

 

 

 

 

 

Назначение платежа:

 

 

ИНН 7703671069   КПП 773401001

УФК по Московской области (для Московского

областного УФАС России)

 

Отделение 1 Московского ГТУ Банка России,

г. Москва 705

р/с 40101810600000010102

БИК 044583001

ОКАТО 45286575000

КБК  161  1  16  02010 01 6000 140

 

Административный штраф, зачисляемый за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации

 

 Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного  штрафа  в  двукратном  размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после  истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не  было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя                                                                       А.А. Азаренко

Связанные организации

Связанные организации не указаны