Постановление б/н постановление по делу № 09-21/04-14 от 24 июля 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 09-21/04-14  

 

«27» февраля 2014 года                                                                                г. Москва

 Заместитель  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области А.А.Азаренко, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 09-21/04-14, возбужденного в отношении в отношении Генерального директора  ООО «Ритм Жизни» ХХХХХХХХХ (паспорт гражданина РФ серия ХХХХ номер  ХХХХХХ, выдан ХХХХХХХХХХ, код подразделения ХХХХХХХ; зарегистрирован: ХХХХХХХХХХХХ),

 УСТАНОВИЛ:

 На основании приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Московское областное УФАС) проведены внеплановые проверки следующих хозяйствующих субъектов: 

1. ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» (далее – ЗАО «ДПТ») по адресу: Московская область, Домодедовский район, аэропорт «Домодедово», стр. 1 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 93 от 26.02.2013, приказ о продлении срока проведения внеплановой проверки № 140 от 26.03.2013);

2. ООО «МВ-Моторс» по адресу: г. Москва, ул. Беломорская, д. 40 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 92 от 26.02.2013, приказ о продлении сроков проведения внеплановой проверки № 143 от 26.03.2013);

          3. ООО «Третий элемент» по адресу: г. Москва, 1-й Дорожный пр., д. 5, корп. 2 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 153 от 01.04.2013, приказ о продлении срока проведения внеплановой проверки № 213 от 08.05.2013);

 4. ООО «Ритм жизни» по адресу: г. Москва, Каширское ш., д. 76, корп. 4 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 89 от 20.02.2013, приказ о продлении срока проведения внеплановой проверки № 144 от 26.03.2013);

5. ООО «Такси» по адресу: г. Москва, Михайловский пр., д. 4 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 90 от 26.02.2013, приказ о продлении срока проведения внеплановой проверки № 142 от 26.03.2013).

          6. ООО «Формула такси» по адресу: г. Москва, 1-й Дорожный пр., д. 5, корп. 2 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки № 91 от 26.02.2013, приказ о продлении срока проведения внеплановой проверки № 145 от 26.03.2013);

По итогам проведенных контрольных мероприятий инспекциями Московского областного УФАС России составлены Акты проверок, на основании которых в действиях ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ», ООО «МВ-Моторс», ООО «Третий элемент», ООО «Ритм жизни» и ООО «ТАКСИ» выявлены признаки заключения ограничивающего конкуренцию соглашения на рынке организации и оказания услуг такси пользователям аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса «Домодедово», запрет на которое установлен статьей 11 Закона о защите конкуренции.

На основании приказа Московского областного УФАС России от 31.05.2013 №282 в отношении ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ», ООО «МВ-Моторс», ООО «Третий элемент», ООО «Ритм жизни» и ООО «ТАКСИ» возбуждено дело №09-22/4-13 по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке организации и оказания услуг такси пользователями аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса «Домодедово».

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее. 

  1. ООО «МВ-Моторс» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника ООО «МВ-Моторс» от «11» сентября 2006 г. ООО «МВ-Моторс» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 14 октября 2002 года инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №13 по Северному административному округу г. Москвы за основным государственным регистрационным номером 1027713010710. В соответствии с Уставом ООО «МВ-Моторс» место нахождения Общества: 125445, г. Москва, ул. Беломорская, д. 40, стр. 2.

ООО «МВ-Моторс» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию гражданам и организациям услуг по пассажирским перевозкам легковым такси на территории города Москвы и Московской области, в том числе с начальной точкой маршрута – международный аэропорт «Домодедово», и имеет разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

  1. ООО «ТАКСИ»  является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием участников ООО «ТАКСИ» 15.08.2011. ООО «ТАКСИ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц МИФНС России №46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1037789018849.

ООО «ТАКСИ» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию гражданам и организациям услуг по пассажирским перевозкам легковым такси на территории города Москвы и Московской области, в том числе с начальной точкой маршрута – международный аэропорт «Домодедово», и имеет разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

  1. ООО «Третий Элемент» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением участника №3 от 28 октября 2009 г. ООО «Третий Элемент» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 21 декабря 2006 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1067761452692. В соответствии с Уставом ООО «Третий Элемент» место нахождения Общества: 117545, г. Москва, 1-й Дорожный проезд, д. 5, корп. .

ООО «Третий Элемент» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию гражданам и организациям услуг по пассажирским перевозкам легковым такси на территории города Москвы и Московской области, в том числе с начальной точкой маршрута – международный аэропорт «Домодедово», и имеет разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

  1. ООО «Ритм жизни» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного участника №2 от 30 сентября 2009 г. ООО «Ритм жизни» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 14 февраля 2006 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1067746273198. В соответствии с Уставом ООО «Третий Элемент» место нахождения Общества: 125284, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 31, стр. 3.

ООО «Ритм жизни» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию гражданам и организациям услуг по пассажирским перевозкам легковым такси (далее – услуги такси) на территории города Москвы и Московской области, в том числе с начальной точкой маршрута – международный аэропорт «Домодедово», и имеет разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

  1. ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» (далее – ЗАО «ДПТ») является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением Компании «DME LIMITED» единственного акционера ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» от 12.09.2012. ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 06 февраля 2003 года инспекцией ФНС России по г. Домодедово Московской области за основным государственным регистрационным номером 1035002001980. В соответствии с Уставом ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» место нахождения Общества: 142015, Московская область, г. Домодедово, тер. «Аэропорт «Домодедово», строен. 1.

В соответствии с п. 2.2 Устава Общества основными видами деятельности ЗАО «ДПТ» являются:

  • организация и обеспечение полного комплекса работ по обслуживанию авиакомпаний, пассажиров и обработке багажа в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации;
  • организация и обеспечение неавиационной деятельности в аэровокзальном комплексе (аренда);
  • осуществление медицинской деятельности;
  • строительство и эксплуатация зданий и сооружений основного производственного и вспомогательного назначения различных комплексов аэропорта (аэровокзального, аэродромного, авиационно-технического);
  • организация и осуществление грузовых и пассажирских авиа-, авто-железнодорожных, морских и других перевозок на территории России и за рубежом;
  • прочее.

Кроме того, ЗАО «ДПТ» осуществляет деятельность по организации оказания услуг такси пользователям аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса (далее – организация оказания услуг такси) с начальной точки маршрута - аэропорт «Домодедово».

Услуги такси в АВК Домодедово предоставляются транспортными компаниями (далее – Перевозчики), с которыми у ЗАО «ДПТ» заключены агентские договоры:

  • ООО «МВ-Моторс», договор № Д-2769 от 11.09.2003;
  • ООО «Такси», договор № Д-4393/АГ003/00 от 29.04.2006;
  • ООО «Третий Элемент», договор № Д-6368 от 01.11.2008;
  • ООО «Ритм жизни», договор № Д-8864 от 01.10.2012.

Договоры не содержат протоколов разногласий.

В целях организации оказания услуг такси на территории АВК Домодедово ЗАО «ДПТ» организованы специальные стойки, расположенные в зонах прилета внутренних и международных авиалиний, где пользователи АВК Домодедово имеют возможность воспользоваться  услугами такси в соответствии с прейскурантом цен на услуги, такси которые расположена на диспетчерских стойках на территории АВК Домодедово.

Согласно материалам дела (актам осмотра официальных Интернет сайтов ООО «МВ-Моторс», ООО «ТАКСИ», ООО «Третий Элемент», ООО «Ритм жизни») тарифы на услуги такси, оказываемые Обществами без использования диспетчерских стоек в АВК Домодедово, по аналогичным маршрутам следования различны.

Прием и оформление заказов на услуги по перевозке пассажиров легковым такси осуществляется агентами-кассирами подгруппы организации услуг такси группы сервиса производственного отдела ЗАО «ДПТ» только на специальных стойках, которые расположены:

  • в зале прилета внутренних линий (стойка №207, №208);
  • в зале прилета международных линий (стойка №1, №2);
  • в общей зоне терминала (стойка №174).

В соответствии с письменными пояснениями агента-кассира подгруппы организации услуг такси группы сервиса производственного отдела ЗАО «ДПТ» стойки «К174» – ХХХХХХХХ, при оформлении заказа агент-кассир на стойке такси определяет компанию перевозчика в порядке «живой» очереди.

Иной приоритетности по выбору компании Перевозчика агентом-кассиром для обслуживания очередного клиента не выявлено.

В соответствии с представленной ЗАО «ДПТ» информацией, ЗАО «ДПТ» организованна зона, предназначенная для кратковременного отстоя транспорта организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и посетителей аэропорта.

Кроме того,  транспортные организации, осуществляющие перевозки пассажиров и посетителей аэропорта «Домодедово», у которых заключены агентские договора с ЗАО «ДПТ», имеют льготные парковочные билеты.

Организации, являющиеся контрагентами ЗАО «ДПТ», которым необходимо в целях исполнения договора осуществить остановку транспортного средства на территории, принадлежащей ЗАО «ДПТ», направляют заявку в адрес управляющего директора. В заявке содержатся данные транспортного средства, а именно: марка транспортного средства и государственный регистрационный номер <...> Указанные заявки впоследствии передаются ЗАО «ДПТ» (владельцу системы автоматического распознавания номеров и шлагбаумов), которые выдают электронные ключи для въезда на территорию остановки транспорта, принадлежащую ЗАО «ДПТ» согласно данным, указанным в заявке. Данная зона не является ни публичной парковкой, ни зоной посадки пассажиров.

Стоимость услуг такси с использованием диспетчерских стоек зафиксирована в прейскурантах на услуги такси бизнес-класса и эконом-класса, согласованных с начальником финансовой службы ЗАО «ДПТ» ХХХХХХ и утвержденных заместителем управляющего директора ЗАО «ДПТ» ХХХХХХХ. Цены на услуги такси, утвержденные в Прейскурантах, распространяются на всех без исключения контрагентов, находящихся в договорных отношениях с ЗАО «ДПТ» по оказанию услуг такси.

Согласно заключенным с Перевозчиками агентскими договорами, ЗАО «ДПТ» обязуется совершать от своего имени, но за счет ООО «МВ-Моторс», ООО «ТАКСИ», ООО «Третий Элемент», ООО «Ритм жизни», действия по привлечению пассажиров желающих воспользоваться  автотранспортными услугами оказываемые ООО «МВ-Моторс», ООО «ТАКСИ», ООО «Третий Элемент», ООО «Ритм жизни», по доставке пассажиров из Аэрвокзального комплекса «Домодедово», за ежемесячное агентское вознаграждение в размере 20% от суммы денежных средств, полученных с пассажиров за оказание услуг такси за каждый отчетный месяц.

Впоследствии, в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к агентским договорам,  ежемесячное агентское вознаграждение в размере 20% от суммы денежных средств, полученных с пассажиров за оказание услуг такси за каждый отчетный месяц, изменено и составляет 15% от суммы денежных средств, полученных с пассажиров за оказание услуг такси за каждый отчетный месяц.

Изменение тарификации на предоставление услуг такси по перевозке пассажиров аэропорта «Домодедово» с использованием диспетчерских стоек в АВК Домодедово происходило путем заключения ЗАО «ДПТ» с Перевозчиками дополнительных соглашений к агентским договорам.

ЗАО «ДПТ» 09.11.2011 заключены дополнительные соглашения к агентским договорам с ООО «МВ-Моторс», ООО «Ритм жизни», ООО «ТАКСИ», ООО «Третий Элемент».

Кроме того, приказом ЗАО «ДПТ» от 06.11.2012 № 0441/ОВ-АВК/12 с 06 ноября 2012 года установлены тарифы на услуги такси, которые будут являться предметом договорных отношений в дополнительных соглашениях с Перевозчиками от 09 ноября 2012 года.

Необходимо отметить, что заключенным дополнительным соглашениям к агентским договорам с Перевозчиками предшествовали совместные совещания 08 ноября 2011 года и 05 сентября 2012 года в здании аэропорта Домодедово, проведенные по инициативе ЗАО «ДПТ».

Факт проведения совместных совещаний компаний, которые оказывают услуги такси, с организатором данных услуг на территории АВК Домодедово, а затем одновременное введение в действие идентичных тарифов на услуги такси может свидетельствовать о сознательном поведении участников совещания, направленном на заключение соглашения по установлению одинаковых цен.

Тема совещаний – доведение до представителей Перевозчиков маркетинговых обзоров и исследований относительно цен на услуги такси, подготовленных группой маркетинга ЗАО «ДПТ», обсуждение и утверждение цен, приведение их к единым тарифам, обсуждение проблем, связанных с качеством сервиса услуг такси.

Материалы, полученные в ходе проверки в отношении ООО «МВ-Моторс» указывают на предварительное обсуждение с Перевозчиками на совместных совещаниях изменения тарифов на оказание услуг такси.

Из письменных объяснений, полученных 27 февраля 2013 года от генерального директора ООО «МВ-Моторс» ХХХХХХХХХ, следует, что услуги, оказываемые на территории, прилегающей к аэропорту «Домодедово», оказываются ООО «МВ-Моторс» потребителям на основании агентского договора, заключенного с ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ». Стоимость на оказываемые услуги устанавливается ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» по результатам проводимых ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» собраний представителей официальных перевозчиков на территории аэровокзального комплекса «Домодедово», которое в последний раз проводилось осенью 2012 года, протоколы по результатам собрания не выдавались.

Кроме того, генеральный директор ООО «МВ-Моторс» ХХХХХХХХХХ указывает на то обстоятельство, что возможность изменения тарифа ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» у ООО «МВ-Моторс» отсутствует.

Объяснениями, полученными 18 марта 2013 года, генеральный директор ООО «МВ-Моторс» ХХХХХХХХХ указывает на то обстоятельство, что процесс подписания агентских договоров и их заключение происходил, в основном, при изменении тарифов, которые предварительно обсуждались с транспортными компаниями в аэропорту «Домодедово». Протоколы разногласий по агентским договорам не подписывались, так как тарифы обсуждались и утверждались на совещаниях и собраниях в аэропорту «Домодедово» с транспортными компаниями. На собраниях по изменению тарифов ХХХХХХХХХХХ присутствовал 2 (два) или 3 (три) раза, даты данных собраний вспомнить не смог.

Из указанных объяснений также следует,  что на последнем из собраний присутствовали транспортные компании «Формула Такси» и «Городское Такси». На собраниях, проводимых в аэропорту «Домодедово», обсуждались вопросы о повышении качества предоставляемых услуг транспортными компаниями, протоколы собраний не велись.

Генеральный директор ООО «МВ-Моторс» пояснил, что заключение агентских договоров с ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» происходило в один день со всеми транспортными компаниями в связи с тем, что проходили общие собрания, где определялись единые тарифы, которые должны были в последующем быть введены для всех.

Генеральный директор ООО «МВ-Моторс» ХХХХХХХХХХХХХ в своих объяснениях, полученных 18 марта 2013 года, также пояснил, что ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» во время его работы генеральным директором не устанавливало условий по формированию тарифов. Для установления цен (тарифов) ООО «МВ-Моторс» проводит мониторинг и анализ рынка услуг такси и в дальнейшем обсуждается с транспортными компаниями для принятия единого тарифа.

Кроме того, генеральный директор ООО «МВ-Моторс» ХХХХХХХХ, присутствовавший на совещаниях, пояснил, что на совещании 05.09.2012 присутствовали также представители ООО «Формула такси» (ООО «Третий элемент») и ООО «Такси». Он пояснил, что заключение агентских договоров с ЗАО «ДПТ» происходило в один день со всеми Перевозчиками, после совещаний, где определялись единые тарифы, которые должны были в последующем быть введены для всех.

Генеральный директор ООО «Такси» ХХХХХХХХ в своем объяснении от 17.04.2013 показал: «Мне известно, что подписание дополнительных соглашений к агентским договорам, касающихся изменений тарифов, происходило со всеми организациями одновременно. С 2006 г. было подписано четыре дополнительных соглашения, касающихся изменения тарифов. Ценовая политика по определению тарифов на транспортные услуги входит в компетенцию финансового директора ХХХХХХХ, поэтому обсуждать ценообразование и тарифные ставки на совещании 5.09.2012 в аэропорту «Домодедово» она имела все полномочия».

Финансовый директор ООО «Такси» ХХХХХХ в своем объяснении от 25.03.2013 пояснила: «Я присутствовала на совещаниях в ООО «ДПТ» в 2011 г. и 05.09.2012, где кроме меня присутствовали представители ООО «МВ-Моторс» и «Формула такси» (ООО «Третий элемент»). На совещаниях обсуждалось изменение тарифов на услуги, чтобы сделать их более конкурентоспособными относительно тарифов нелегальных перевозчиков.

Начальником группы маркетинга ЗАО «ДПТ» ХХХХХХХХ предложены маркетинговые исследования по перевозкам такси и тарифам. В ходе обсуждения с другими перевозчиками были изучены предложения ЗАО «ДТП». Понимание на встрече по обсуждению тарифов с перевозчиками другими было. Учли пожелание ЗАО «ДТП» и предложения других перевозчиков. На основании договоренностей нами тарифы были приняты. Тарифы из договора являются продуктом совместного согласования с другими перевозчиками и ЗАО «ДТП».

На совещании 05.09.2012 ООО «Третий элемент» представлял ХХХХХХХХ, который является руководителем диспетчерского центра ООО «Формула такси» и по совместительству руководителем отдела качества ООО «Евротранссервис». Из объяснений: «На совещание меня пригласил ХХХХХХХХХ (начальник подгруппы организации такси ЗАО «ДПТ»), предложив взять с собой еще пару человек для массовки. На совещании одна девушка – представитель ЗАО «ДПТ» пояснила,  что они провели маркетинговое исследование цен на услуги такси, было принято решение снизить цены в процентном соотношении. Обсуждение цен транспортными компаниями было, я в нем не участвовал, т.к. ничего в этом не понимаю. На совещании обсуждалось ценообразование на услуги такси». Также ХХХХХХ подтвердил показания представителей ООО «Такси» и ООО «МВ-Моторс», которые тоже присутствовали на совещании 05.09.2012 в аэропорту «Домодедово». Генеральный директор ООО «Формула такси» в своем объяснении от 18.03.2013 пояснил, что именно ЗАО «ДПТ» влияет на установление стоимости на услуги такси в аэропорту «Домодедово».

ООО «Ритм жизни» не принимало участия в обсуждении единых тарифов  на услуги такси на совещании 05.09.2012, т.к. договорные отношения общества с ЗАО «ДПТ» возникли только с 01.10.2012, когда уже действовали единые тарифы с Перевозчиками, установленные  ранее.

В октябре ЗАО «ДПТ» предложило ООО «Ритм жизни» подписать дополнительное соглашение к агентскому договору с изменившимися тарифами, которое было подписано 9.11.2012. Факт заключения договора и дополнительного соглашения по инициативе ЗАО «ДПТ» также подтверждается объяснением генерального директора ООО «Ритм жизни» ХХХХХХХ. Он пояснил: «В договорных отношениях с ЗАО «ДПТ» общество состояло  до 28.02.2013. Примерно 10.08.2012 мне позвонила ХХХХХХХХ (начальник группы маркетинга ЗАО «ДПТ») и предложила рассмотреть вопрос о заключении агентского соглашения по привлечению пассажиров, желающих воспользоваться услугами такси с территории аэропорта «Домодедово». Через два дня поступил проект договора: предложенные ими тарифы и агентское вознаграждение, которые мы рассмотрели и приняли. В начале октября в электронном виде от ЗАО «ДПТ» пришло дополнение к соглашению с изменившимися тарифами. Нами был высказан ряд предложений, которые приняты не были. Мы приняли условия ЗАО «ДПТ» по тарифам и комиссионному вознаграждению. В последующем в связи  с убытками нами было принято решение о расторжении договора, о чем мы в середине января предупредили ЗАО «ДПТ».  Агентский договор №Д-8864 от 01.10.2012, а также дополнительное соглашение к нему от 09.11.2012 заключен с ЗАО «ДПТ» по инициативе Домодедово. Прейскурант цен, предложен со стороны Домодедово. Мне известно, что агентские договора заключенные с другими хозяйствующими субъектами по тем же ценам, в частности с ООО «ТАКСИ», ООО «Третий элемент» с руководителями указанных компаний или должностными лицами указанных компаний мы встречались на различных совещаниях и официальных мероприятиях, проводимых в ТПП Москвы, Департаменте транспорта Москвы, Общественной палате РФ по вопросам транспортных перевозок на территории г. Москвы. Прейскурант цен в рамках договора с Домодедово согласовывался исключительно с Домодедово. Возможность изменения цен в одностороннем порядке нашей компанией не имеется.

Кроме того, в ходе проверки ООО «Такси» была изучена электронная переписка общества с ЗАО «ДПТ», в соответствии с которой между Обществами велась переписка по вопросам согласования и установления цен на услуги такси пользователям аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса «Домодедово». Указанная переписка приобщена к материалам дела и  отнесена ООО «Такси» к коммерческой тайне.

Результатом указанной переписки явилось подписание между Обществами дополнительного соглашения от 09.11.2012 к агентскому договору.

На заседании комиссии представитель ЗАО «ДПТ» сообщил, что в ходе переговорного процесса сотрудники Общества ведут переписку от лица компании с контрагентами, в том числе по электронной почте.

Таким образом, письма сотрудников ЗАО «ДПТ» со служебных адресов электронной почты Общества антимонопольный орган расценивает как выражение официальной позиции Общества по теме переписки.

В рамках проведенного 05.09.2012 по инициативе ЗАО «ДПТ» совещания, Перевозчикам было предложено установить конкурентоспособные тарифы на услуги такси. По результатам  проведенного совещания представителями Перевозчиков было принято решение об изменении и установлении единый тариф на услуги такси с начальной точкой маршрута - аэропорт «Домодедово». Затем были проведены подготовительные мероприятия по заключению  дополнительных соглашений, где реализованы договоренности, достигнутые на совещании 05.09.2012. Дополнительные соглашения к агентским договорам, заключенным ранее с Перевозчиками, были единовременно заключены 09.11.2012.

Таким образом, были установлены единые тарифы услуги Перевозчиков с использованием диспетчерских стоек на территории АВК Домодедово.

Дополнительными соглашениями от 09.11.2012 к агентским договорам, заключенными ЗАО «ДПТ» с Перевозчиками, были зафиксированы следующие единые тарифы на услуги такси с использованием диспетчерских стоек с начальной точкой маршрута – аэропорт «Домодедово».

 

 

Прейскурант цен на услуги такси эконом-класса (Ситроен. Опель. Хендай Акцент. Хендай Элантра. Шевроле Лацетти. Шкода Октавиа. Форд Фокус, Пежо Партнер, Пежо 406» Рено Логан) для пассажиров и посетителей аэропорта Домодедово

 

Тарифы на услуги такси эконом-класса (по Москве)

 

Пункт назначения

Единица измерения

тарифы, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб.  

Юго-Восточный округ:

Поездка

1500

228,05

Южный округ

Поездка

1500

228.05

Юго-Западный округ

Поездка

1500

228,05

Западный округ

Поездка

1600

244,07

Центральный округ

Поездка

1600

244,07

Восточный округ

Поездка

1600

244.07

Северо-Западный округ

Поездка

1750

266,95

Северный округ

Поездка

1750

266,95

Северо-Восточный округ

Поездка

1750

266,95

 

Трансфер «аэропорт-аэропорт»

 

Путь следования

Тариф, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб

А/п «Домодедово» -  а/п «Шереметьево 1,2»

2250

388,98

А/п «Домодедово» - а/п «Внуково»

1850

282.20

А/п «Домодедово» - а/п «Жуковский»

1850

282.20

 

 

Тарифы на услуги такси по городам Московской области

 

№ п/п

Город

Назначения

Тариф, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб.

1

Апрелевка

2900

442,37

2

Балашиха

2100

320,34

3

Бронницы

1900

289,83

4

Видное

950

144,92

5

Волоколамск

5900

900,00

6

Воскресенск

3400

518,64

7

Голицыно

3300

503,39

8

Дедовск

3500

533,89

9

Дзержинский

1600

244,07

10

Дмитров

5300

808,47

11

Додгопрудный

3100

472,88

12

Домодедово

950

144,92

13

Дубна

6900

1052,54

14

Егорьевск

4700

716,95

15

Железнодорожный

2200

335,59

16

Жуковский

2300

350,85

17

Зарайск

5300

808,47

18

Звенигород

3600

549,15

19

Зеленоград

3500

533,90

20

Ивантеевка

2900

442,37

21

Истра

3900

594,92

22

Кашира

3300

503,39

23

Климовск

1500

228,81

24

Клин

5600

854,24

25

Коломна

3400

518,64

26

Королев

2800

427,12

27

Красноармейск

4300

655,93

28

Красногорск

2800

427,12

29

Кубинка

4100

625,42

30

Лобня

3500

533,90

31

Лыткарино

1400

213,56

32

Люберцы

1600

244,07

33

Малаховка

1600

244,07

34

Михнево

1800

274,58

35

Можайск

5800

884,75

36

Мытищи

2600

396,61

37

Нарофоминск

3400

518,64

38

Нахабино

3100

472,88

39

Новопеределки

2000

305,08

40

Ногинск

3500

533,90

41

Одинцово

2500

381,36

42

Ожерелье

3700

564,41

43

Орехово-Зуево

4700

716,95

44

Павлово-Посад

3600

549,15

45

Подольск

1500

228,81

46

Протвино

3500

533,90

47

Пушкино

3200

488,14

48

Пущино

3800

579,66

49

Раменское

2400

366,10

50

Реутов

2000

305,08

51

Руза

5400

823,73

52

Серпухов

3000

457,63

53

Сергиев Посад

4900

747,46

54

Солнечногорск

4600

701,69

55

Ступино

2800

427,12

56

Томилино

1600

244,07

57

Троицк

2000

305,08

58

Фрязино

2900

442,37

59

Химки

2700

411,86

60

Чехов

2000

305,08

61

Шатура

6400

976,27

62

Щелково

2700

411,86

63

Электросталь

3400

518,64

 

 

 

Прейскурант цен на услуги такси бизнес-класса (Ауди, Сааб, Хендай Соната 5, Крайслер Пацифик, Фольксваген Пассат, Рено Меган 2, Мязда 6, Тойота Камри, Киа Маджентис 2, Рено Гранд Сценик, Пежо 607, Пежо 807. Форд Мондео, ДЭУ Кондор, микроавтобус Хендай, микроавтобусы МерседесVito, микроавтобусы Форд Гэлэкс) для пассажиров и посетителей аэропорта Домодедово.

 

Тарифы на услуги такси эконом-класса (по Москве)

 

Пункт назначения

Единица измерения

тарифы, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб.  

Юго-Восточный округ

Поездка

1750

266,95

Южный округ

Поездка

1750

266,95

Юго-Западный округ

Поездка

1750

266,95

Западный округ

Поездка

1850

282,20

Центральный округ

Поездка

1850

282,20

Восточный округ

Поездка

1850

282,20

Северо-Западный округ

Поездка

1950

297,46

Северный округ

Поездка

1950

297,46

Северо-Восточный округ

Поездка

1950

297,46

 

Трансфер «аэропорт-аэропорт»

 

Путь следования

Тариф, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб

А/п «Домодедово» -  а/п «Шереметьево 1,2»

2750

419,49

А/п «Домодедово» - а/п «Внуково»

2050

312,71

А/п «Домодедово» - а/п «Жукшещй»

2050

312,71

 

Тарифы на услуги такси по городам Московской области

 

№ п/п

Город

Назначения

Тариф, руб. с НДС

В т.ч. НДС 18%, руб.

 

1

Апрелевка

3300

503,38

 

2

Балашиха

2300

350,85

 

3

Бронницы

2100

320,34

 

4

Видное

1200

183,03

 

5

Волоколамск

6800

1037,28

 

6

Воскресенск

3800

579,60

 

7

Голицын

3800

579,66

 

8

Дедовск

3900

594,92

 

 

9

Дзержинский

1800

274,58

 

 

10

Дмитров

6100

930,51

 

 

11

Долгопрудный

3500

533,89

 

 

12

Домодедово

1200

183,05

 

 

13

Дубна

7900

1205,08

 

 

14

Егорьевск

5400

823,73

 

 

15

Железнодорожный

2500

381,36

 

 

16

Жуковский

2700

411,86

 

 

17

Зарайск

6200

945,76

 

 

18

Звенигород

4300

655,93

 

 

19

Зеленоград

4100

625,42

 

 

20

Ивантеевка

3400

518,64

 

 

21

Истра

4500

686,44

 

 

22

Кашира

3800

579,66

 

 

23

Климовск

1900

289,83

 

 

24

Клин

6400

976,27

 

 

25

Коломна

4100

625,42

 

 

26

Королев

3300

503,38

 

 

27

Красноармейск

5000

762,71

 

 

28

Красногорск

3200

488,13

 

 

29

Кубинка

4700

716,94

 

 

30

Лобня

4000

610,17

 

 

31

Лыткариио

1700

259,32

 

 

32

Люберцы

1800

274,58

 

 

33

Малаховка

1900

289,83

 

 

34

Михнево

2200

335,59

 

 

35

Можайск

6600

1006,77

 

 

36

Мытищи

2900

442,37

 

 

37

Нарофоминск

3900

594,92

 

 

38

Нахабино

3600

549,15

 

 

39

Новопеределки

2400

366,10

 

 

40

Ногинск

4100

625,42

 

 

41

Одинцово

2900

442,37

 

 

42

Ожерелье

4300

655,93

 

 

43

Орехово-Зуево

5600

854,23

 

 

44

Павлово-Посад

4100

620,42

 

 

45

Подольск

1900

289,83

 

 

46

Протвино

4100

625,42

 

 

47

Пушкино

3700

564,40

 

48

Пущино

4400

671,18

 

49

Раменское

2900

442,37

 

50

Реутов

2300

350,85

 

51

Руза

6300

961,01

 

52

Серпухов

3400

518,64

 

53

Сергиев Посад

5600

854,23

 

54

Солнечногорск

5200

793,22

 

55

Ступино

3200

488,14

 

56

Томилино

1800

274,58

 

57

Троицк

2300

350,85

 

58

Фрязино

3300

503,38

 

59

Химки

3100

472,88

 

60

Чехов

2300

350,85

 

61

Шатура

7400

1128,81

 

62

Щелково

3100

472,88

 

63

Электросталь

3900

594,91

 

 

В соответствии с п. 2.6.3 дополнительных соглашений к агентским  договорам, Перевозчики берут на себя обязательства изменять тарифы на оказываемые услуги только с письменного согласия ЗАО «ДПТ».

В силу пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, агентский договор предполагает договор, по которому принципал (Перевозчик) осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность независимую от Агента (ЗАО «ДПТ») и не предполагает согласование изменения тарифов с Агентом (ЗАО «ДПТ»).

В соответствии пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

При этом, исходя из пункта 17 указанной статьи, одним из признаков ограничения конкуренции является отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя предоставляемых ими услуг, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны пресекаться.

Следовательно, условия агентских договоров, предусматривающие обязательства по изменению тарифов на услуги ООО «МВ-Моторс», ООО «Третий элемент», ООО «Такси», ООО «Ритм жизни» только с письменного согласия ЗАО «ДПТ», указывает на отказ Перевозчиков от самостоятельных действий на рынке организации и оказания услуг такси пользователям аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса при установлении тарифов на оказываемые услуги, что привело к ограничению конкуренции на данном рынке.

Учитывая изложенное, на основании материалов дела, объяснений должностных лиц компаний перевозчиков, а также ЗАО «ДПТ» можно выделить следующие признаки заключения соглашения в устной форме, которое привело или может привести к ограничению конкуренции на рынке организации и оказания услуг такси пользователям аэропорта «Домодедово» с использованием диспетчерских стоек на территории аэровокзального комплекса «Домодедово»:

  1. Постоянные встречи представителей компаний (совещания, организованные ЗАО «ДПТ»).
  2. Совпадение тарифов и времени изменения цен, неофициальные контакты представителей компаний, в том числе электронная переписка.
  3. Наличие сознательного согласия компаний перевозчиков, при котором участники своим фактическим взаимодействием подменяют конкуренцию.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Соглашение, достигнутое в устной форме, не может и не должно быть документально подтверждено. О наличии устного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения, в отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о существовании между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения.

В соответствии с ч.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии со ст.4 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вертикальное соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Не является «вертикальным» соглашением агентский договор.

Таким образом, агентские договоры, заключенные ЗАО «ДПТ» с Перевозчиками с целью организации и оказания услуг такси пользователям аэропорта Домодедово на территории аэровокзального комплекса Домодедово, не подпадают под допустимость «вертикальных» соглашений в соответствии со статьей 12 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды, по результатам которого было установлено, что рынок услуг по организации и оказанию услуг такси пользователям аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса «Домодедово» является высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что договорные отношения между ООО «Ритм жизни» и ЗАО «ДПТ» прекращены 28 февраля 2013 года в силу экономической невыгодности соглашением о расторжении к Договору № Д-8864 от 01.10.2012.

На основании изложенного, решением Комиссии Московского областного УФАС России от 17.09.2013 по делу № 09-22/4-13 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ЗАО «ДПТ», ООО «МВ-Моторс», ООО «Третий элемент», ООО «Ритм жизни» и ООО «ТАКСИ» установлен факт нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке организации и оказания услуг такси пользователями аэропорта «Домодедово» на территории аэровокзального комплекса «Домодедово».

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ.

Дополнительное оглашение от 09 сентября 2012 года к агентскому договору подписано со стороны ООО «Ритм Жизни» генеральным директором  ХХХХХХХХХХ.

Решением №2 от 12.01.2011 учредителя ООО «Ритм Жизни» ХХХХХХХХХ продлены полномочия генерального директора с 20.01.2011.

Учитывая изложенное, ХХХХХХХХХХХХХ имел полномочия на подписание дополнительного соглашения к агентскому договору между ЗАО «ДПТ» и ООО «Ритм Жизни».

Таким образом, в действиях ХХХХХХХХХХХ, генерального директора ООО «Ритм Жизни», установлен факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ.

Местом административного правонарушения, совершенного ХХХХХХХХХХХХ, генеральным директором  ООО «Ритм Жизни», является место подписания дополнительного соглашения к агентскому договору, то есть аэропорт Домодедово, Московская область. 

Датой административного правонарушения, совершенного ХХХХХХХХХХХХХХ, является дата подписания дополнительного соглашения к агентскому договору между ООО «Ритм Жизни» и ЗАО «ДПТ», то есть «09» ноября 2012года.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установлены  следующие  обстоятельства, смягчающие  административную ответственность:

  1. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  2. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

В процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении дела не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Причин для освобождения генерального директора ООО «Ритм Жизни» ХХХХХХХ от административной ответственности, по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 КоАП РФ, нет.

ХХХХХХХХ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, на рассмотрении дела не явился.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения постановления не истек.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать генерального директора ООО «Ритм Жизни» ХХХХХХХХХ (паспорт гражданина РФ серия ХХХХХХ номер  ХХХХХХ, выдан ХХХХХХХХХХХ, код подразделения ХХХХХ; зарегистрирован: ХХХХХХХХХХ) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, что является минимальным размером налагаемого штрафа в соответствии частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении  штрафа  в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или  срока  рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  сумма  административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:

Получатель:

 

 

 

Банк получателя:

 

 

 

 

 

 

Назначение платежа:

 

 

ИНН 7703671069   КПП 773401001

УФК по Московской области (для Московского

областного УФАС России)

 

Отделение 1 Москва

г. Москва 705

р/с 40101810600000010102

БИК 044583001

ОКТМО 46000000

КБК  161  1  16  02010 01 6000 140

 

Административный штраф, зачисляемый за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации

 

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного  штрафа  в  двукратном  размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после  истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не  было обжаловано или опротестовано.

Заместитель  руководителя                                                                      А.А. Азаренко

Связанные организации

Связанные организации не указаны