Постановление №09-21/А02-16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела № 09-21/А02-16 от 16 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела № 09-21/А02-16 об административном правонарушении

 

 

«22» апреля 2016 года                                                                                г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Стрельников Дмитрий Юрьевич, рассмотрев протокол № 09-21/А02-16 об административном правонарушении от 17.02.2016 и материалы дела № 09-21/А02-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица администрации Ступинского муниципального района Московской области <…>, в отсутствие <…> уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

 

17.02.2016 заместителем начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России Решетниковым Л.Г. составлен протокол № 09-21/А02-16
об административном правонарушении (от 17.02.2016 исх. № 09/ЛГ/2357).

Указанным протоколом установлено, что Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 09-22/54-15 о нарушении антимонопольного законодательства 25.12.2015 принято решение (в полном объеме указанное решение изготовлено 31.12.2015, направлено 31.12.2015
за исх. № 09/ДЮ/21171) о признании администрации Ступинского муниципального района Московской области нарушившей подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия распоряжения от 24.04.2015 № 164-р «О реализации алкогольной продукции и иных напитков в стеклянной таре 1 мая 2015 года в г. Ступино».

Согласно тексту указанного решения, Московским областным УФАС России (далее - Управление) проведен мониторинг муниципальных нормативных актов органов местного самоуправления на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле).

По итогам проведенного мониторинга Управлением установлено, что администрацией Ступинского муниципального района Московской области (далее – Администрация) принято распоряжение от 24.04.2015 № 164-р
«О реализации алкогольной продукции и иных напитков в стеклянной таре
1 мая 2015 года в г. Ступино», вводящее запрет реализации алкогольной продукции и иных напитков в стеклянной таре с 9.00 до 13.00 часов 01.05.2015 (далее – Распоряжение от 24.04.2015 № 164-р).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов
и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно второму абзацу части 5 статьи 16 Федерального закона
от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее -  Закон об обороте алкогольной продукции) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В соответствии с письмом ФАС России от 31.12.2014 № АК/55277/14 «Разъяснения по статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» установление дополнительных ограничений
в соответствии с положениями статьи 16 Закона об обороте алкогольной продукции могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» статья 16 Закона устанавливает ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции. Одновременно абзацем вторым пункта 5 указанной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции.

Соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности,
в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции,
а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию решений об определении границ прилегающих территорий, на которых запрещена продажа алкогольной продукции. Орган местного самоуправления направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

На территории Московской области положения части 5 статьи 16 Закона об обороте алкогольной продукции реализованы путем принятия постановления Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1102/49 «Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа  алкогольной продукции на территории Московской области,
и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», определяющего места массового скопления граждан,
в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции
на территории Московской области.

В соответствии с приложением № 1 к Постановлению от 16.12.2014
№ 1102/49 на территории городского поселения Ступино Московской области местами массового скопления граждан, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции являются: г. Ступино,
ул. Чайковского, вл. 1, парк культуры и отдыха им Н. Островского.

Также в соответствии с пунктом 2 Постановления от 16.12.2014 № 1102/49 розничная продажа алкогольной продукции не допускается в местах массового скопления граждан, указанных в приложении 1 настоящего постановления, в течение всего периода времени проведения публичного мероприятия.

Введение ограничений в соответствии с Распоряжением от 24.04.2015 № 164-р для отдельных видов продукции и организаций торговли на территории Ступинского муниципального района Московской области направлено на вмешательство в свободную экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, могло привести к ограничению конкуренции на рынке по реализации вино-водочных изделий, пива, безалкогольных напитков и соков в стеклянной таре.

Таким образом, Администрацией нарушены требования подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Распоряжение от 24.04.2015 № 164-р подписано должностным лицом администрации Ступинского муниципального района Московской области <…>.

Положением об отделе торговли и бытового обслуживания комитета по экономике, предпринимательству и торговле администрации Ступинского муниципального района, утвержденным распоряжением администрации Ступинского муниципального района от 01.07.2014
№ 160-рлс «Положение об отделе торговли и бытового обслуживания комитета по экономике, предпринимательству и торговле администрации Ступинского муниципального района» установлено, что к основным задачам и функциям отдела относится разработка проектов правовых актов Ступинского муниципального района по вопросам, отнесенным к компетенции отдела (пункт 2.2.19).

В соответствии с пунктами 2.8, 2.21, 2.24, и 2.33 должностной инструкции начальника отдела торговли и бытового обслуживания комитета по экономике, предпринимательству и торговле администрации Ступинского муниципального района, утвержденной распоряжением администрации Ступинского муниципального района от 01.07.2014
№ 160-рлс, к основным должностным обязанностям начальника отдела относятся:

- разработка муниципальных программ Ступинского муниципального района по вопросам развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории Ступинского муниципального района;

- разработка административных регламентов и стандартов предоставления муниципальных услуг по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

- разработка проектов правовых актов Ступинского муниципального района по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

- осуществление контроля за исполнением постановлений и распоряжений руководителя администрации Ступинского муниципального района.

Таким образом, начальник отдела торговли и бытового обслуживания комитета по экономике, предпринимательству и торговле <…> является должностным лицом ответственным за подготовку и согласование Распоряжения от 24.04.2015 № 164-рлс «О реализации алкогольной продукции и иных напитков в стеклянной таре 1 мая 2015 года в
г. Ступино».

Из письменных объяснений <…> следует, что <…> принимал непосредственное участие в подготовке и согласовании Распоряжения от 24.04.2015 № 164-р.

Таким образом, в действиях <…> установлен факт административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

15.03.2016 в отношении <…> составлен протокол об административном правонарушении № 09-21/А07-16.

13.04.2016 постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 09-21/А07-16, начальник отдела торговли и бытового обслуживания комитета по экономике, предпринимательству и торговле администрации Ступинского муниципального района Московской области <…> признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившимся в подготовке и согласовании распоряжения руководителя администрации
от 24.04.2015 № 164-р «О реализации алкогольной продукции и иных напитков в стеклянной таре 1 мая 2015 года в г. Ступино».

Руководитель администрации в своей деятельности опирается на компетенцию должностных лиц Администрации и принятии решения в соответствии с типовым порядком согласования распорядительных документов, утвержденным во всех органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.

В данном случае руководитель администрации был введен в заблуждение должностными лицами Администрации поставившими свои визы на листе согласования проекта Распоряжения от 24.04.2015 № 164-р.

         Таким образом, оценив представленные по делу доказательства
в совокупности, прихожу к выводу об отсутствии вины должностного лица администрации Ступинского муниципального района Московской области <…> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 23.48, 24.5, частью 1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении 
№ 09-21/А02-16, возбужденному в отношении должностного лица администрации Ступинского муниципального района Московской области <…> прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу
об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                   Д.Ю. Стрельников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны