Решение №09-22/02-16 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 09-22/02-16 от 16 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 09-22/02-16 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2016 г.            г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 09-22/02-16 (далее - Комиссия), в составе:  

Председатель Комиссии:

Стрельников Д.Ю., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление).

Члены Комиссии:

Крылов С.В., начальник отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью;

Сударикова И.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью

рассмотрев дело № 09-22/02-16 по признакам нарушения Администрацией городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее – Администрация) (место нахождения: 141310, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,
г. Сергиев Посад, пр. Красной Армии, д. 169) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 указанного Закона и статьи 15 Федерального закона
от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» выразившегося в предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов до 2018 года, расположенных по адресу: <…> без проведения торгов, в присутствии представителя Администрации <…>, в присутствии представителя заявителя <…> и в присутствии представителей Министерства потребительского рынка и услуг Московской области <…> уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение <…>, о признаках нарушения Администрацией муниципального образования городское поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства, выразившегося в передаче права на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) до 2018 года, расположенных по адресу: <…> без проведения торгов.

По результатам рассмотрения указанного обращения в действиях (бездействии) Администрации были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 указанного Закона и статьи 15 Федерального закона
от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) выразившегося в предоставлении права на размещение НТО до 2018 года, расположенных по адресу: <…> без проведения торгов.

На основании изложенного, Московским областным УФАС России в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации 26.02.2016 было направлено Предупреждение № 09-23/П1-16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с указанным предупреждением Администрации надлежало в течение месяца с даты его получения принять меры по возврату предоставленной <…> и <…> муниципальной преференции, в том числе путем истребования рыночной стоимости права размещения НТО, переданного <…> и <…> на основании дополнительных соглашений № 1 от 10.12.2015 к Договорам на право размещения НТО <…>, либо осуществить действия, направленные на возврат муниципальной преференции иным законным способом, с подтверждением его обоснованности.

Предупреждение № 09-23/П1-16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – предупреждение) получено Администрацией 03.03.2016.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Уведомление об исполнении Администрацией предупреждения в адрес Московского областного УФАС России не поступало.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного, Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 09-22/02-16 в отношении Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.

По мнению Заявителя, Администрация неправомерно продлила договоры <…> с <…> и <…> срок действия которых истек, тем самым исключив возможность для других претендентов на заключение таких договоров, что повлекло за собой ограничение конкуренции и ущемление прав иных субъектов предпринимательской деятельности. Заявитель доводы жалобы поддержал.

По вопросу заключения договоров <…> с <…> и <…> Администрация поясняет следующее.

Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
от 23.01.2014 № 3-08/42-ГС была утверждена схема размещения НТО на территории городского поселения Сергиев Посад на 2014-2015 гг. сроком на
2 года.

В соответствии с Положением о проведении конкурса на право размещения НТО, утвержденным решением Совета депутатов от 26.02.2015
№ 3-23/166-ГС, размещение НТО на территории городского поселения Сергиев Посад осуществляется после утверждения в установленном порядке схемы размещения НТО по результатам открытого конкурса.

После проведенного конкурса (13.01.2014), Администрацией с <…> и <…> заключены договоры <…> на право размещения НТО по адресу <…>.

Решением Совета депутатов от 17.09.2015 № 3-31/218-ГС, утвержденная ранее схема, продлена на 5 лет. Новая схема не утверждалась.

Поскольку новая схема размещения не утверждалась, и срок ранее утвержденной схемы размещения НТО был продлен до 5 лет, то повторное проведение конкурса на размещение НТО по ранее утвержденной схеме без утверждения новой, противоречило бы утвержденным правовым нормам. Следовательно, ранее заключенные договоры на размещение НТО по адресу: <…>.

<…> обратился в Администрацию с просьбой выдать разрешение на размещение НТО, расположенному по адресу <…>.

Администрация рассмотрев заявление <…> на выдачу разрешения на размещение НТО не имела возможности совершения иного законного действия, как отказать в заключении договора на право размещения НТО, поскольку место для его размещения по конкурсу было отдано победителям <…> и <...> еще в 2014 году.

По результатам анализа документов и сведений, приложенных к жалобе и представленных лицами участвующими в деле, установлено следующее.

Администрацией с <…> и <…> заключены договоры <…> на право размещения НТО, расположенных по адресу: <…>.

10.12.2015 Администрацией с <…> и <…> заключены дополнительные соглашения <…> о продлении срока действия договоров <…>.

Согласно позиции Администрации, дополнительные соглашения к указанным договорам на право размещения нестационарных объектов заключены в связи с изменениями в распоряжении Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-Р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов», внесенными распоряжением от 15.06.2015 № 16РВ-27 «О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в сфере размещения нестационарных торговых объектов».

Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) не регламентирована процедура, в соответствии с которой хозяйствующему субъекту предоставляется право путем подачи заявления заключить договор на размещение НТО по истечении срока действия договора на право размещения нестационарных объектов.

При предоставлении мест под НТО (пролонгации) органы местного самоуправления должны руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом о торговле и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1-3 части 2 статьи 1 Закона о торговле целями указанного закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, в том числе баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов.

Администрация, не установив наличие (отсутствие) хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять торговую деятельность посредством размещения НТО, по адресу: <…>.

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Реализация преимущественного права должна осуществляться с соблюдением требований норм Гражданского Кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и не может быть осуществлена единолично Администрацией.

Согласно части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, в рамках исполнения ранее заключенного по результатам торгов (конкурса) договора на размещение НТО, стороны по договору могут заключить дополнительное соглашение, если оно не меняет существенных условий такого договора или иных условий договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По мнению Комиссии, срок действия договора на размещение НТО является существенным условием договора и имеет существенное значение для определения условий договора.

В соответствии со статьей 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Законом о торговле запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 15).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 указанного федерального закона.

Учитывая изложенное, действия (бездействие) Администрации без соблюдения принципов, установленных Законом о торговле, привели к созданию для <…> и <…> преимущественных условий по осуществлению торговой деятельности на рынке размещения НТО на территории городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, тем самым исключив возможность для других претендентов на заключение таких договоров, и как следствие, к ограничению конкуренции и ущемлению прав иных субъектов предпринимательской деятельности, что также подтверждается <…>.

Таким образом, Администрацией нарушены требования статьи 15 Закона о торговле и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 указанного Закона, в части предоставления права на размещение НТО до 2018 года, расположенных по адресу: <…> без проведения торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 01.07.2016 Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района  Московской области, <…>, Министерству потребительского рынка и услуг Московской области было направлено заключение об обстоятельствах дела. Доказательств и доводов в отношении обстоятельств изложенных в заключении об обстоятельствах дела не поступало.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции и в соответствии с пунктами 3.88 – 3.139 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
    «О защите конкуренции», в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 указанного Закона и статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части предоставления права на размещение НТО до 2018 года, расположенных по адресу: <…> без проведения торгов.
  2. Выдать Администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обязательное для исполнения предписание.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации
    об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                Д.Ю. Стрельников

 

 

Члены Комиссии                                                                       С.В. Крылов

 

 

 И.А. Сударикова

 

 

                       

                                                                                                     

И.А. Сударикова

(499) 755-23-23 доб. (050-250)

Связанные организации

Связанные организации не указаны