Решение б/н Решение и предписание по делу № 09-22/35-14 от 23 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 09-22/35-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

                                                                                                                    г. Москва

Дата принятия решения 20 мая 2014 года

Дата изготовления решения в полном объеме 3 июня 2014 года

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии – Стуканова Д.В., начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью; Аленчевой М.М., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью, рассмотрев дело № 09-22/35-14 по признакам нарушения Администрацией города Электроугли Московской области (адрес: 142455, Московская область, Электроугли, ул. Школьная, 41-А) подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»

 УСТАНОВИЛА:

 В рамках мониторинга соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в сфере реализации алкогольной продукции на территории Московской области в адрес Московского областного УФАС России поступила копия постановления главы города Электроугли Московской области от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»», вводящее ограничение на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе пива и других слабоалкогольных напитков в стеклотаре на предприятиях торговли и общественного питания в период с 09 час. 00 мин 09.05.2013 по 09 час. 00 мин. 10.05.2013.

В соответствии со вторым абзацем пункта 5 статьи 16 Федерального закона Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, непосредственно органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по введению дополнительных ограничений на продажу алкогольной и безалкогольной продукции.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Администрации дела № 09-22/35-14 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения подпункта «б» пункта 4 статьи  15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения ответчика по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Администрация города Электроугли Московской области осуществляет свою деятельность на основании устава, наделяется правами юридического лица, образуемым для осуществления управленческих функций. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Устава, администрацией города Электроугли руководит глава города Электроугли на принципах единоначалия. Глава города Электроугли выполняет функции главы администрации. Согласно Распоряжению от 05.12.2011 № 187-лс «О вступлении в должность» главой города является <…………….>.

Главой города Электроугли Московской области принято постановление от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»».

В соответствии с предоставленными сведениями (вх. от 20.05.2014 № 5449) действие запрета распространялось на 8 предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «город Электроугли Московской области.

Указанный запрет вводился на период проведения мероприятий, посвященных 68-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Вторым абзацем пункта 5 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Статьей 6 Закона Московской области от 27.04.2012 № 40/2012-ОЗ «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области» предусмотрены дополнительные ограничения по продаже алкогольной продукции, в соответствии с которыми на территории Московской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21 часа до 11 часов следующего дня, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли. Иные ограничения по продаже алкогольной продукции, пива и т.п., а также прохладительных напитков на территории Московской области не предусмотрены.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.11.2000 № 15-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 - 73).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию решений об определении границ прилегающих территорий, на которых запрещена продажа алкогольной продукции. Орган местного самоуправления направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с пояснениями администрации города Электроугли Московской области постановление от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»» было с целью обеспечения общественного порядка и безопасности, недопущения совершения террористических актов, экстремистских проявлений и других тяжелых преступлений.

Таким образом, Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила отсутствие полномочий у главы города Электроугли по дополнительному введению ограничения времени, условий и мест продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в стеклянной таре на территории города Электроугли Московской области.

Кроме того, Комиссия не установила причинно-следственную связь между алкогольной и спиртосодержащей продукции в стеклянной таре и возможным возникновением общественных беспорядков, террористических актов, экстремистских проявлений и других тяжелых преступлений.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 37) части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в области охраны общественного порядка отнесено «создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка».

Кроме того, статьями  20.20 и 20.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах и появление в общественных местах в состоянии опьянения.

В соответствии со статьей 23.3 рассмотрение дел об административных правонарушениях по статьям 20.20 и 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Статьей 8 Конституции на территории Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно подпункту «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления  запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установления запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Введение запрета в соответствии с Постановлением для отдельных видов продукции и организаций торговли на территории Московской области направлено на вмешательство в свободную экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и могло привести к ограничению конкуренции на рынке по реализации алкогольной продукции, а также прохладительных напитков.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией не представлены сведения об отмене постановления от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»».

На основании изложенного, Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 09-22/35-14 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях администрации города Электроугли Московской области установлен факт нарушения подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» в части  введения ограничений продажи отдельных видов товаров на территории города Электроугли Московской области, выразившегося в принятии постановления от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и могло привести к ограничению конкуренции на территории Московской области.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.                                             

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

  1. Признать администрацию города Электроугли Московской области  нарушившей подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» в части принятия постановления от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и могло привести к ограничению конкуренции.
  2.  Выдать Администрации города Электроугли Московской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Материалы дела № 09-22/35-14 о нарушении Администрацией города Электроугли Московской области подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения в отношении виновного должностного лица дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или частью 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                            А.А. Азаренко

Члены Комиссии                                                                                          Д.В. Стуканов                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                   М.М. Аленчева

 

Предписание по делу № 09-22/35-14

о нарушении антимонопольного законодательства

 

03 июня 2014 года                                                                                    г. Москва

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии – Стуканова Д.В., начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью; Аленчевой М.М., ведущего специалиста – эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 03 июня 2014 года по делу 09-22/35-14 по признакам нарушения города Электроугли Московской области (адрес: 142455, Московская область, Электроугли, ул. Школьная, 41-А)  подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Администрации города Электроугли Московской области в тридцатидневный срок со дня получения настоящего Предписания прекратить нарушение подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» в части введения ограничений продажи отдельных видов товаров на территории города Электроугли Московской области, выразившееся в принятии Постановления от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и могло привести к ограничению конкуренции.

2. Администрации города Электроугли Московской области в тридцатидневный срок  со дня получения настоящего Предписания совершить действия, направленные на отмену принятого Постановления от 24.04.2013 № 178 «О временном ограничении по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Город Электроугли Московской области»».

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», для осуществления Московским областным УФАС России возложенных в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочий по контролю за исполнением выданных предписаний,  сообщить в Управление об исполнении настоящего предписания в течение  3 дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                                            А.А. Азаренко

Члены Комиссии                                                                                          Д.В. Стуканов                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                   М.М. Аленчева

Связанные организации

Связанные организации не указаны