Решение б/н Решение и предписание по делу № 09-22/40-14 от 25 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 09-22/40-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

                                                                                                                г. Москва

Дата принятия решения 12 августа 2014 года

Дата изготовления решения в полном объеме 26 августа 2014 года

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя Управления; членов Комиссии – Д.В. Стуканова, начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью; К.В. Иванюженко, заместителя начальника отдела контроля органов власти; М.М. Аленчевой, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью, рассмотрев дело № 09-22/40-14 по признакам нарушения Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области (адрес: 143300, Московская область, Наро‑Фоминский район, г. Наро-Фоминск, ул. Калинина, д. 8А) пунктов 2 и 4  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 УСТАНОВИЛА:

 В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <………………..> о нарушении Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее также – Администрация) антимонопольного законодательства, а именно пунктов 2 и 4  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из представленных документов, материалов и сведений установлено следующее.

Администрацией принято постановление от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск» (далее – Порядок).

Утвержденный Порядок разработан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», устанавливает процедуру разработки и утверждения Администрацией схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, утвержденный Порядок не содержит исключений, предусмотренных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и, в равной мере, распространяется на нестационарные торговые объекты, перечисленные в части 7 статьи 10 указанного закона.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Администрации дела № 09-22/40-14 по признакам нарушения пунктов 2 и 4   статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения ответчика по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Администрация городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области является исполнительно-распорядительным органом городского поселения и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции Совета депутатов городского поселения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Московской области.

<………………..> (далее также – Заявитель) является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по розничной торговле продуктами питания (горячая выпечка) с использованием нестационарного торгового объекта на территории городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области.

Торговую деятельность с использованием нестационарного торгового объекта Заявитель осуществляет на части земельного участка площадью 8 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полурябова, д. 22, около Торгового Центра «Феникс».

Указанную часть земельного участка Заявитель использует на основании договора предоставления земельного участка для размещения торгового «тонара» от 01.10.2013 № 15/2013 (далее – Договор), заключенного Заявителем с индивидуальным предпринимателем <………………..>, который распоряжается земельным участком на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.02.2006 (объект права: земельный участок под объект недвижимости (магазин); категория земель: земли поселений).

Согласно пункту 2 Договора, часть земельного участка сдается под размещение торгового «тонара» и розничную торговлю горячей выпечкой и напитками.

Таким образом, индивидуальный предприниматель <………………..>  самостоятельно определил порядок размещения и использования нестационарного торгового объекта Заявителя на земельном участке, находящемся в частной собственности, в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

30 октября 2013 инспектором УМВД России по Наро-фоминскому району Московской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Заявитель осуществил размещение нестационарного торгового объекта с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Московской области. По результатам проверки составлен протокол от 31.10.2013 серии АА № 1499232 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6 Закона Московской области от 16.05.2013 № 39/2013-03 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области».

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи 307 судебного участка судьей 137 судебного участка Наро-Фоминского судебного района Московской области по делу об административном правонарушении от 02.12.2013 индивидуальному предпринимателю Колесникову Олегу Ивановичу за размещенные нестационарного торгового объекта, не включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.

Согласно указанному Постановлению, опрошенная в судебном заседании по делу об административном правонарушении в качестве свидетеля представитель Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области <………………..>, действующая на основании доверенности, пояснила суду, что постановлениями Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск. Заявитель, в нарушение постановления Администрации, осуществил размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полурябова, д. 22, около торгового центра «Феникс».

Таким образом, представитель Администрации подтвердил, что утверждаемые в соответствии с действующим Порядком схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области распространяются также на нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, что противоречит части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

При этом, Порядок в судебных актах по делу о привлечении Колесникова Олега Ивановича к административной ответственности не оценивался на предмет соответствия Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 8 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

Закрепленные указанными нормами запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и с учетом положений пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», Администрация должна указать конкретную норму федерального закона, разрешившую ей принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией не приведены в обоснование своей позиции нормы права, позволяющие Администрации утверждать Порядок без включения в него исключений, предусмотренных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, действия Администрации по утверждению Порядка, распространяющегося на нестационарные торговые объекты, находящиеся на частной территории, направлены на вмешательство в свободную экономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, привели к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, отличающихся от аналогичных правил, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и могут привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.

Учитывая изложенное, применение Порядка ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, находящихся на частной территории, в том числе в результате последующего утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, а также к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией не представлены документы, подтверждающие отмену постановления от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области нарушившей статью 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро-Фоминск», которое привело к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, и может привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.
  2. Выдать Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области Предписание об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, со сроком исполнения 30 (тридцать) дней с даты получения копии Предписания.
  3. Материалы дела № 09-22/40-14 о нарушении Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения в отношении виновного должностного лица дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                               А.А. Азаренко

Члены Комиссии:                                                                                         Д.В. Стуканов

                                                                                                                  К.В. Иванюженко                                                                                                                                          

                                                                                                                  М.М. Аленчева

 

Предписание по делу № 09-22/40-14

о нарушении антимонопольного законодательства

 

26 августа 2014 года                                                                               г. Москва

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – А.А. Азаренко, заместителя руководителя Управления; членов Комиссии – Д.В. Стуканова, начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью; К.В. Иванюженко, заместителя начальника отдела контроля органов власти; М.М. Аленчевой, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения от 26 августа 2014 года по делу о нарушении Администрацией городского поселения Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области (адрес: 143300, Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, ул. Калинина, д. 8А) статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации городского поселения Наро-Фоминск Наро‑Фоминского муниципального района Московской области в тридцатидневный срок  со дня получения настоящего Предписания отменить или внести изменения в постановление от 19.09.2013 № 575 «О порядке разработки и утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Наро‑Фоминск», предусматривающие исключения, установленные статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», для осуществления Московским областным УФАС России возложенных в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочий по контролю за исполнением выданных предписаний,  сообщить в Московское областное УФАС России об исполнении настоящего Предписания в течение  3 (трех) дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение 3 (трех) месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный срок по требованию федерального антимонопольного органа, его территориального органа, запрашиваемых сведений (информации), необходимых для осуществления его законной деятельности, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации), влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                                              А.А. Азаренко

Члены Комиссии                                                                                          Д.В. Стуканов

                                                                                                                  К.В. Иванюженко                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                  М.М. Аленчева

Связанные организации

Связанные организации не указаны