Решение б/н Решение по делу от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/28-872/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 18 июля 2022 года

 

«18» июля 2022 года                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/05/28-872/2022, возбужденное по факту поступления на принадлежащий заявителю абонентский номер <...> рекламного СМС-сообщения с буквенного идентификатора «BGFBANK» 17.03.2022 в 14:46 следующего содержания: «Вклад до 23 % для Вас как постоянного клиента. Банк БЖФ bgfbank.ru» с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя АО «Банк БЖФ» <...> (доверенность от 03.06.2022 № 124).

<...> присутствует при рассмотрения дела посредством использования видеоконференцсвязи сервиса Trueconf,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение гр. <...> о поступлении на принадлежащий заявителю абонентский номер <...> рекламного СМС-сообщения с буквенного идентификатора «BGFBANK» 17.03.2022 в 14:46 следующего содержания: «Вклад до 23 % для Вас как постоянного клиента. Банк БЖФ bgfbank.ru» без предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении СМС-сообщения, выразившееся в отсутствии полного наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а также в умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При рассмотрения обращения Управлением установлено, что абонентский номер с буквенным идентификатором «BGFBANK» выделен АО «Банк БЖФ» (далее Банк) в рамках договора оказания услуг предоставления доступа к системе и обработки данных от 15.05.2013 № 161/13, заключенному между ООО «СМС Трафик» и Банком.

Согласно документам и сведениям, представленным АО «Банк БЖФ», рассматриваемое СМС-сообщение было направлено <...> в соответствии с согласием на обработку персональных данных и на рассылку информационных и рекламных сообщений к договору банковского счета № 141028-418 и договору банковского счета № 141028-419. Срок действия указанных договоров истек 19.12.2014.

Документов, подтверждающих наличие письменного согласия гр. <...> на получение рекламы от АО «Банк БЖФ», у Банка в настоящее время не имеется.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

АО «Банк БЖФ» (место нахождения: 121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, стр. 134) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 08.08.2002 за государственным регистрационным номером 1027739098639, ИНН: 7709056550.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

Рассматриваемое входящее СМС-сообщение, поступившее 17.03.2022 в 14:46 на принадлежащий заявителю абонентский номер является рекламой поскольку отвечает всем признакам рекламы, согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно: является информацией, распространенной по сетям электросвязи, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к финансовым услугам, предоставляемым АО «Банк БЖФ».

Объектом рекламирования в спорном СМС-сообщении являются финансовые услуги по открытию вклада.

Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Согласно сведениям, представленным ПАО «МТС», абонентский номер <...> выделен <...> на основании договора об оказании услуг подвижной связи ПАО «МТС».

Факт поступления на принадлежащий заявителю абонентский номер <...> рассматриваемого СМС-сообщения с абонентского номер с буквенным идентификатором «BGFBANK» подтверждается ПАО «МТС».

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно.

Согласно сведениям, представленным АО «Банк БЖФ», <...> являлся клиентом Банка по договору банковского счета № 141028-418 и договору банковского счета № 141028-419. Срок действия указанных договоров истек 19.12.2014. Досье клиента в материалы дела Банком не представлено из-за истечения срока хранения.

АО «Банк БЖФ» не представило в материалы дела согласие <...> на распространение на абонентский номер <...> рекламы по сетям электросвязи.

В настоящее время заявитель не является клиентом Банка и не имеет с ним договорных отношений, следовательно, направление рассматриваемых СМС-сообщений осуществлялось после закрытия банковских счетов заявителя в АО «Банк БЖФ».

Таким образом, на момент направления рекламы АО «Банк БЖФ» не обладал согласием <...> на получение рекламных материалов от Банка на абонентский номер <...>.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Как установлено Комиссией, финансовые услуги представляет АО «Банк БЖФ», опровергающих данный факт сведений Банк не представил.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе, распространенной посредством СМС-сообщения, выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: «Вклад до 23%». Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения воспользоваться услугой Банка по открытию вклада не указаны.

Указание в рекламе только одного условия процентной ставки вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которые получит клиент при заключении договора на открытие вклада.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовых услуг. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему банковской услуги, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 и частью 1 статьи 28.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно материалам дела рекламораспространителем и рекламодателем спорной рекламы является АО «Банк БЖФ». В ходе рассмотрения дела Банк указанный довод не оспорил.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Банк сообщил, что прекратил распространение рекламы на абонентский номер +79160546454, вместе с тем Банком не представлены доказательства прекращения распространения рекламы с нарушением части 7 статьи 5 части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, части 1 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  2. Выдать АО «Банк БЖФ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области
    для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                          <...>

 

 

                                                                                                                                        <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны