Постановление б/н без аннотации от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Мособлгаз»

Бокс 47, Одинцовский район,

Московская область, 143016

<...>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении

«16» января 2020 года г. Москва

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России М.Н. Ястребкова, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 050/04/9.21-2519/2019, возбужденного в отношении АО «Мособлгаз» (место нахождения: 143082, Московская область, Одинцовский район, с. п. Барвихинское, д. Раздоры, 1-й км Рублёво-Успенского ш., д. 1, корпус Б),

УСТАНОВИЛ:

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление <...> с жалобой на действия АО «Мособлгаз» в части нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России возбуждено дело № 050/04/9.21-2519/2019 по признакам нарушения Правил подключения.

К рассмотрению дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении в качестве потерпевшей привлечена <...>.

В качестве свидетелей привлечены эксперт ООО «Косма» <...> и эксперт ООО «ТЕХИННОВАЦИЯ» <...>.

Рассмотрев представленные материалы и сведения по заявлению <...> установлено следующее.

АО «Мособлгаз» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области
от 19.10.2017 № 13ВР-1568.

АО «Мособлгаз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области 29.12.2017 за основным государственным номером 1175024034734.

Основным видом деятельности АО «Мособлгаз» является оказание услуг по транспортировке газа.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, АО «Мособлгаз», осуществляя деятельность по транспортировке газа в границах присоединенных сетей газораспределения, является субъектом естественной монополии.

Согласно материалам дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении, 29.11.2018 между<...> и АО «Мособлгаз» заключен договор № 05/2031-К2089-198 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к сетям газораспределения.

В соответствии с пунктом 1.3 договора о подключении № 05/2031-К2089-198 от 29.11.2018, срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 1,5 года со дня заключения настоящего договора.

Согласно доводам жалобы <...>, она выражает несогласие с пунктом 1.3 договора о подключении № 05/2031-К2089-198 от 29.11.2018, устанавливающим срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1,5 года.

Вместе с тем, установлено, что договор № 05/2031-К2089-198 о подключении (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, заключен между <...> и АО «Мособлгаз» без протокола разногласий.

Рассмотрев представленные документы установлено, что 24.05.2019 <...> обратилась в АО «Мособлгаз» с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору об изменении условий договора в части установления сроков подключения, предусмотренных подпунктом «а» пункта 85 Правил подключения для заявителей «первой категории».

Так, <...> полагает, что максимальный срок мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с подпунктом «а» пункта 85 Правил подключения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 85 Правил подключения, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство.

Ссылка <...> на то, что она относится к «первой категории» заявителей, является несостоятельной по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 Правил подключения «заявители первой категории» – заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту.

Таким образом, одним из критериев отнесения заявителя к «первой категории» заявителей, является необходимость строительства исполнителем газопровода до точки подключения.

Рассмотрев представленные документы и материалы установлено, что мероприятия по подключению к сети газораспределения (газопроводу низкого давления D = 63 мм) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, не предусматривают строительство газопровода до границ земельного участка заявителя, поскольку газопровод-источник (точка подключения) располагается в границах (по границе) земельного участка заявителя.

Таким образом, <...> не может быть отнесена к заявителям «первой категории» в связи с отсутствием необходимости строительства газопровода до границ земельного участка заявителя.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 83 Правил подключения установлено, что договор о подключении должен содержать существенные условия, включая перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению.

Согласно пункту 10 договора, пунктам 9.1 и 9.2 приложения № 1 к договору (технические условия № К2089), приложению № 6 к договору АО «Мособлгаз» в целях подключения жилого дома заявителя к сети газораспределения осуществляет только проверку выполнения заявителем технических условий, проведение пуска газа и фактическое подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сети газораспределения.

Следовательно, <...> не подлежит отнесению к «первой категории», в соответствии с положениями Правил подключения.

Таким образом, условия договора о подключении № 05/2031-К2089-198 от 29.11.2018 в полном объеме соответствуют требованиям Правил подключения, статьям 438, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отношении сроков осуществления мероприятий по подключению, когда требуется только фактическое присоединение пунктом 85(1) Правил подключения предусмотрено ограничение срока выполнения таких мероприятий только после подписания сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с пунктом 1.1 договора о подключении № 05/2031-К2089-198, АО «Мособлгаз» обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) жилого дома, принадлежащего <...>, к сети газораспределения, а <...> обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 98 Правил подключения, пунктом 5 договора исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности.

Согласно подпункту «а» пункта 100 Правил подключения, пункта 7 договора заявитель обязан осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства (жилого дома) к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 83 Правил подключения договор о подключении должен содержать в качестве существенного условия порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

Пунктом 97 Правил подключения предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, в том числе, мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

В силу подпункта «б» пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713.

В соответствии с пунктом 12 договора порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливается в следующем порядке:

– исполнитель уведомляет заявителя средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем такого уведомления, о дате и времени мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения не позднее, чем за 10 дней до его проведения.

– по результатам проведения мониторинга исполнитель выдает заявителю необходимые рекомендации средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заявителем таких рекомендаций.

– мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки (точек) подключения производится исполнителем не менее 1 раз в течение срока действия настоящего договора.

Таким образом, исходя из требований Правил подключения и условий договора о подключении № 05/2031-К2089-198, обязанность АО «Мособлгаз» по подключению объекта к сети газораспределения возникает при обеспечении <...> готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению, которая подтверждается путем подписания обеими сторонами акта о готовности.

Согласно материалам дела, на основании заявлений <...> о выполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями, АО «Мособлгаз» 22.12.2018, 28.02.2019, 11.06.2019 осуществлены выезды на земельный участок расположенный по адресу: <...>, с целью осуществления мониторинга исполнения технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению.

По результатам мониторингов исполнения технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению, АО «Мособлгаз» установлено, что внутридомовое газовое оборудование <...> не готово для подключения к сетям газораспределения.

Представитель по доверенности <...> <...> (доверенность <...>) (далее – <...>) с указанными актами, составленными по итогам проведения мониторингов, свидетельствующих о неготовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к подключению от 22.12.2018, 28.02.2019, от 11.06.2019, не согласен.

Проанализировав представленные документы и материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также свидетелей (эксперта ООО «Косма»<...>, эксперта ООО «ТЕХИННОВАЦИЯ»
<...>) установлено, что суть разногласий <...> с АО «Мособлгаз» заключается в следующем:

  1. По мнению <...>, АО «Мособлгаз» при проведении мониторинга исполнения технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению не соблюдало форму акта «О готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению)».

Согласно материалам дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении АО «Мособлгаз» акт «О готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению)» между <...> и АО «Мособлгаз» не составлялся и не подписывался.

Утверждение <...> о том, что акты мониторинга АО «Мособлгаз» оформлены с нарушением утвержденной формы, является несостоятельным, поскольку порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга определяется договором о подключении (подпункт «н» пункта 83 Правил подключения).

Вместе с тем, типовые формы актов проведения мониторинга ни Правилами подключения, ни другими нормативными правовыми актами Российской Федерации не утверждены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 утверждена типовая форма акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

В рассматриваемом деле об административном правонарушении между АО «Мособлгаз» и <...> указанный акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), не составлялся и не подписывался.

  1. По мнению <...>, АО «Мособлгаз» в Акте мониторинга от 22.12.2018, а также в письмах от 28.02.2019 593к, от 08.02.2019 № 304/к, от 29.12.2018 № 25/1397, требует от заявителя предоставление проектной документации на сеть газопотребления.

Проанализировав представленные документы, материалы и сведения, а также заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Московским областным УФАС России установлено, что АО «Мособлгаз» не требовало от <...> предоставления проектной документации на сети газопотребления.

Документов, свидетельствующих о навязывании АО «Мособлгаз» <...> разработки проектной документации на сети газопотребления со стороны потерпевшей не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Таким образом, проектная документация оформляется в добровольном порядке.

  1. По мнению <...> изготовление проектной документации на объект индивидуального жилищного строительства не требуется, а исполнительно-техническая документация не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, следовательно, исполнительно-техническая документация может изготавливаться лишь по собственной инициативе.

Вместе с тем, согласно частям 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик обязан в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Исключений в отношении указанных требований Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено, следовательно, они являются обязательными для всех лиц осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень № 1521).

Согласно пункту 44 Перечня № 1521 обязательным для соблюдения и применения является СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780 (далее – СП 62.13330.2011), Разделы 1, 4 (пункты 4.12 - 4.14, 4.2, 4.5, 4.6, 4.10), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.4, 5.1.8, 5.2.1, 5.2.4, 5.3.2 - 5.3.5, 5.4.1 - 5.4.4, 5.5.2, 5.5.4, 5.5.5, 5.6.1 - 5.6.7, 5.7.2), 6 (пункты 6.2.3, 6.3.2 - 6.3.5, 6.4.1 - 6.4.4, 6.5.8, 6.5.9, 6.5.11, 6.5.13), 7 (пункты 7.1, 7.2, 7.4, 7.6 - 7.9), 8 (пункты 8.1.2, 8.1.4, 8.1.5, 8.1.7, 8.2.2 - 8.2.4), 9 (пункты 9.1.2, 9.1.6, 9.1.7, 9.3.2 - 9.3.4, 9.4.2 - 9.4.4, 9.4.7, 9.4.8, 9.4.15 - 9.4.17, 9.4.21 - 9.4.24), 10 (за исключением пункта 10.4.1), далее – СП 62.13330.2011.

Разделом 1 СП 62.13330.2011 установлено, что его требования распространяются на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно и сжиженными углеводородными газами давлением до 1,6 МПа включительно.

Каких-либо исключений для сетей газопотребления объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов данный нормативный правовой акт не предусматривает.

Необходимый перечень исполнительной (технической) документации, который подтверждает готовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) к сетям газораспределения применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, исходя из требований нормативных правовых актов следующий:

1. Акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 СП 62.13330.2011.

2. Документ, подтверждающий осуществление строительного контроля согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011.

3. Документы (сведения) об испытаниях подземного, внутреннего и надземного газопроводов (пункты 10.5.1, 10.5.7 СП 62.13330.2011, применяются на обязательной основе).

4. Паспорта и сертификаты на применяемые материалы, оборудование и изделия согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011.

5. Протокол наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами энергозависимого газоиспользующего оборудования (обязательность предусмотрена главой 1.7 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204).

6. Акт проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № № 410, пункт 6.2.2 ГОСТ Р 54961-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация».

Вместе с тем, АО «Мособлгаз» в целях подтверждения указной позиции, в материалы настоящего дела представлено заключение эксперта ООО «ТЕХИННОВАЦИЯ» по оценке требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил Российской Федерации, предъявляемых к созданию (строительству) сети газопотребления, монтажу газоиспользующего оборудования, а также документов, подтверждающих готовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) к сетям газопотребления применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому от 11.11.2019,
в соответствии со статьями 25.1, 25.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Рассмотрев представленные в материалы дела<...> письма Минстроя России от 23.12.2019 № 44905-ОГ/08, Госстроя от 13.05.2013 № 3991-БМ/11/ГС установлено, что указанные письма не свидетельствуют о возможности оформления исполнительной (технической) документации в добровольном порядке, поскольку:

– в письмах идет речь об оформлении проектной документации и рабочей документации, разрабатываемой в ее развитие, а не исполнительной документации, подтверждающей процесс строительства объекта капитального строительства, данные стадии являются самостоятельными и регулируются отдельными статьями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно статьей 48 «Архитектурно-строительное проектирование», статьей 52 «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства»:

– разъяснение законодательства Российской Федерации не относится к компетенции данных органов;

– позиция выражает мнение конкретного должностного лица.

Рассмотрев представленные документы, а также заслушав пояснения <...> установлено, что <...> в своих объяснениях не отрицает тот факт, что обязанность по обеспечению контроля и качества выполнения работ по строительству (созданию) сети газопотребления и установке газоиспользующего оборудования относится к его компетенции (качество применяемых материалов и выполнения строительно-монтажных работ, герметичность газопроводов, качество сварных работ, обеспечение удаления газо-, паровоздушной смеси в атмосферу из систем вытяжной вентиляции и т.д.).

Вместе с тем, документы, подтверждающие выполнение указанных работ, заявителем не представлены.

  1. По мнению Буртового А.А., АО «Мособлгаз» считает, что сеть газопотребления индивидуального жилищного строительства, является линейным объектом, который не является объектом капитального строительства и поэтому на нее не распространяется требование части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении, <...> не представила и АО «Мособлгаз» не требовало от заявителя проектную документацию на сети газопотребления. Проектная документация на сети газопотребления в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации оформляется в добровольном порядке, что отражено в Акте от 28.02.2019 мониторинга сети газопотребления по договору о подключении от 29.11.2018 № 05/2031-К2089-18 и о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

5. По мнению <...> требования, изложенные в редакции СП 62.13330.2011, СП 68.13330.2017, подлежат применению только при проектировании сети газопотребления.

Проанализировав представленные документы и материалы установлено, что раздел 10 данного свода правил регулирует правоотношения по контролю качества строительства и приемки выполненных работ, надзору за строительством.

Применение на обязательной основе раздела 10 (за исключением пункта 10.4.1) обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление № 1521).

Таким образом, утверждение <...> о том, что требования СП 62.13330.2011 подлежат применению только при проектировании сети газопотребления, является несостоятельным.

Согласно материалам дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении, в актах мониторинга, устных и письменных пояснениях АО «Мособлгаз» отсутствовали ссылки на положения СП 68.13330.2017 «Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87».

6. По мнению <...>, АО «Мособлгаз» пытается выдать объяснения лиц, не являющихся участниками по делу, как юридически значимые доказательства.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 25.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, обстоятельства по делу об административном правонарушении подлежащие выяснению:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Согласно статье 26.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В заключении эксперта ООО «ТЕХИННОВАЦИЯ» <...> от 11.11.2019, приобщенного АО «Мособлгаз» к материалам рассматриваемого дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении, экспертом даны ссылки исключительно на положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации на момент составления заключения.

Таким образом, экспертные заключения представленые АО «Мособлгаз» в материалы рассматриваемого дела в качестве доказательств в соответствии со статьями 25.1, 25.5, 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

7. По мнению <...> в строительном контроле могут участвовать только заказчик и подрядчик, из чего следует, что АО «Мособлгаз» не правомерно взяло на себя обязательства по строительному контролю сети газопотребления заявителя и не уполномочено проводить проверки на соответствие построенных сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования техническим нормам Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Таким образом, <...> является лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщиком).

Согласно частям 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик обязан в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Исключений в отношении указанных требований Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено, следовательно, они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Обязанность по проверке АО «Мособлгаз» (исполнителем) разработанной <...> (заявителем) исполнительно-технической документации во исполнение условий договора и прилагаемых к нему технических условий, подтверждающей создание сети газопотребления, прямо следует из требований Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания).

Согласно пункту 8 Методических указаний в состав расходов газораспределительной организации на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя входят расходы, в том числе, на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства.

Следовательно, мероприятия по мониторингу выполнения заявителем технических условий являются обязанностью исполнителя по проверке разработанной заявителем исполнительной (технической) документации.

Также типовой формой акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713, в разделе «Заключение» предусмотрена обязанность газораспределительной организации подтвердить соответствие технической документации техническим условиям на подключение, готовность сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Таким образом, исходя из указанных норм права и специфики создания сети газопотребления заявителя, невозможно сделать вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) без предоставления заявителем исполнительно-технической документации, подтверждающей соответствие материалов и технологии строительства сети газопотребления требованиям технических регламентов, строительных норм и правил.

Следовательно, АО «Мособлгаз» обязано при проведении мониторинга проводить проверку готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации), в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, Правил подключения.

Вместе с тем, в силу подпункта «н» пункта 83, пункта 97, подпункта «б» пункта 98 Правил подключения, пункта 12 договора о подключении № 05/2031-К2089-198, АО «Мособлгаз» также обязано осуществлять мониторинг исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и выдавать необходимые рекомендации в связи с осуществлением такого мониторинга.

Следовательно, вывод <...> о том, что АО «Мособлгаз» не уполномочено проводить проверки на соответствие построенных заявителем сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования техническим нормам Российской Федерации не соответствует действительности и противоречит требованиям Правил подключения, Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов в области ценообразования.

8. По мнению <...>, АО «Мособлгаз» в письме от 09.04.2019 № 1272/, в актах от 28.02.2019, от 11.06.2019 требует от <...> предоставить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования до завершения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) и фактического подключения объекта к сети газораспределения.

В ходе рассмотрения дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении установлено следующее.

Вопросы пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования регламентированы Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила пользования газом).

Согласно пункту 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила поставки газа), абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.

Собственники обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом.

Согласно пункту 45 Правил поставки газа, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

В соответствии с пунктом 48 Правил поставки газа, в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.

Проанализировав материалы настоящего дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении установлено, что требование АО «Мособлгаз» о предоставлении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования отсутствовало. Письмо АО «Мособлгаз» от 09.04.2019 № 1272/К, на которое ссылается <...>, носит рекомендательный характер и не может рассматриваться как навязывание услуг, не предусмотренных Правилами подключения.

9. По мнению <...>, АО «Мособлгаз» отказывается признавать положения части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Однако подтверждений в обоснование своего мнения <...> в материалы настоящего дела не представлено.

Вместе с тем, уровень ответственности зданий и сооружений не исключает обязанность заявителя обеспечить подготовку сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению согласно пунктам 83, 88, 100 Правил подключения.

10. По мнению <...> требование АО «Мособлгаз» предоставить акт обследования дымовых и вентиляционных каналов противоправно, так как составление акта обследования дымовых и вентиляционных каналов не предусмотрено, а сама проверка проводилась застройщиком, совместно с подрядчиком.

Согласно пункту 10.5.1 СП 62.13330.2011 законченные строительством или реконструкцией наружные и внутренние газопроводы (далее – газопроводы) следует испытывать на герметичность и прочность или проводить комплексное испытание (совместное испытание на прочность и герметичность) воздухом. Если арматура, оборудование и приборы не рассчитаны на испытательное давление, то вместо них на период испытаний следует устанавливать катушки и заглушки. Испытания газопроводов должна проводить строительная организация в присутствии представителя строительного контроля со стороны застройщика. Результаты испытаний оформляют записью в строительном паспорте.

В соответствии с пунктом 10.5.7 СП 62.13330.2011 нормы испытаний полиэтиленовых газопроводов, стальных надземных газопроводов, газопроводов-вводов из медных труб и технических устройств ГРП, а также внутренних газопроводов зданий. Температура наружного воздуха в период испытания полиэтиленовых газопроводов должна быть не ниже минус 20 °C.

Документ о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410).

Таким образом, требование АО «Мособлгаз» о предоставлении акта обследования дымовых и вентиляционных каналов основано на нормах законодательства.

11. По мнению<...> при осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий, проверка АО «Мособлгаз» должна быть направлена на соответствие местоположения сети (адреса), точки присоединения, диаметра и материалы трубы в месте присоединения, допустимого давления сети, наличия прибора учета потребления газа и т.д., без проверки которых невозможно провести подключение.

Проанализировав представленные акты мониторингов выполнения заявителем технических условий от 22.12.2018, 28.02.2019 установлено:

1. <...> в АО «Мособлгаз» не представлена исполнительно-техническая документация:

1.1. Акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления в эксплуатацию в соответствии с требованиями пункта 10.6.2 по форме Ж СП 62.13330.2011.

В силу пункта 1 СП 62.13330.2011 данный свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно и сжиженными углеводородными газами давлением до 1,6 МПа включительно.

1.2. Документ, подтверждающий осуществление строительного контроля.

Согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011 в процессе строительства сетей газораспределения, газопотребления и объектов СУГ должны осуществляться строительный контроль и государственный строительный надзор в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, заказчиком (застройщиком) или привлеченными ими лицами на основании договора. Строительный контроль включает в себя: входной контроль проектной (рабочей) документации и результатов инженерных изысканий, материалов, технических устройств, технологических устройств газоиспользующего оборудования и разрешительных документов; операционный контроль строительно-монтажных работ (земляных, сварочных, изоляционных работ, работ по испытанию газопроводов, монтажа строительных конструкций зданий и сооружений и т.п.); приемочный контроль, в процессе которого проводится проверка качества выполненных работ. Результаты приемочного контроля оформляют записями в строительном паспорте, актами, протоколами испытаний.

1.3. Документы (сведения) об испытаниях подземного, внутреннего и надземного газопроводов.

1.4. Документ о техническом состоянии дымоходов и вентиляционных каналов.

2. В соответствии с представленными в материалы настоящего дела об административном правонарушении документами и пояснениями в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации газовый ввод в жилой дом <...> обжат пластиковой бутылкой, отключающее устройство на газовом вводе и изолирующее соединение на газовом вводе отсутствуют. Крепление наружного газопровода выполнено (подвешено) на металлической ленте с использованием гвоздей и кронштейна от радиатора.

Согласно пункту 10.5.1 СП 62.13330.2011 если арматура, оборудование и приборы не рассчитаны на испытательное давление, то вместо них на период испытаний следует устанавливать катушки и заглушки.

В соответствии с пунктом 8.1.13 ГОСТа 9.602-2016 «Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии», введенного в действие Приказом Росстандарта от 07.10.2016 № 1327-ст, для повышения эффективности электрохимической защиты и ограничения опасного влияния на соседние металлические сооружения, а также электрического секционирования трубопроводов, проходящих в зонах воздействия блуждающих токов, необходимо предусматривать электроизолирующие вставки (фланцы, муфты и т.п.) в соответствии с нормативной документацией. Места их установки определяются проектом.

Пунктом 6.3 ГОСТа Р 58095.0-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газопотребления. Часть 0. Общие положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 04.04.2018 № 174-ст, при строительстве вводных газопроводов сетей газопотребления жилых одноквартирных домов, жилых многоквартирных, общественных, административных и бытовых зданий выполняют следующие работы:

а) для надземных газопроводов:

- подготовительные;

- монтаж и крепление газопроводов к фасадам зданий;

- монтаж технических и технологических устройств;

- очистку внутренней полости газопроводов;

- испытание на герметичность;

- окраску газопроводов и креплений;

- врезку вводных газопроводов в существующие газопроводы;

б) для подземных газопроводов:

- подготовительные;

- земляные;

- монтаж, изоляцию и укладку газопроводов в траншею;

- монтаж сооружений и технических устройств на газопроводах;

- очистку внутренней полости газопроводов;

- испытания газопроводов;

- врезку газопроводов в существующие газопроводы.

Подготовительные работы при строительстве надземных вводных газопроводов сетей газопотребления жилых одноквартирных домов, жилых многоквартирных, общественных, административных и бытовых зданий включают в себя:

- подготовку поверхности стен;

- разметку мест креплений.

Крепление вводных газопроводов при прокладке по фасадам зданий предусматривают кронштейнами, хомутами, крючьями. По окончании очистки внутренней полости законченный строительством участок газопровода должен быть подвергнут испытаниям на герметичность в соответствии с 6.1.4 данного ГОСТа, согласно которому испытания вводных, внутриплощадочных и внутренних газопроводов на герметичность осуществляют одновременно в соответствии с СП 62.13330.2011 (раздел 10).

3. В помещении топочной внутри дома отсутствует дверь, оборудована ванная и санузел.

Согласно пункту 7.6 СП 62.13330.2011 открытую транзитную прокладку газопроводов через ванную комнату (или душевую), уборную (или совмещенный санузел) в квартирах жилых зданий следует выполнять из медных и многослойных металлополимерных труб. Установка газоиспользующего оборудования в этих помещениях запрещается.

Вместе с тем, АО «Мособлгаз» к материалам дела приобщено независимое заключение эксперта ООО «КОСМА» <...> по оценке качества выполнения сварных соединений при строительстве сети газопотребления для газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, проложенной внутри границ земельного участка по указанному адресу, путем проведения визуально-измерительного контроля (ВИК) от 22.03.2019, перед которым были поставлены следующие вопросы:

  1. Оцените характер недостатков, обнаруженных при визуально-измерительном контроле (ВИК) качества сварных соединений смонтированной сети газопотребления заявителя <...>

По мнению эксперта, характер выявленных недостатков сети газопотребления по адресу: <...>, не позволяет осуществить подключение данного газопровода-ввода к существующей сети газораспределения и безопасную эксплуатацию газопровода-ввода без риска возникновения аварийной ситуации, связанной с газоснабжением.

  1. Оцените и дайте заключение на соответствие/несоответствие сварных соединений газопровода заявителя действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации.

По мнению эксперта, сварные соединения газопровода заявителя по адресу: <...>, не соответствуют действующим нормам и правилам (пункт 10.2 СП 62.13330.2011, дефекты 508, 512, 513, 2013, 2017 таблицы 1 раздела 5 ГОСТ Р ИСО 6520-1-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Сварка и родственные процессы. Классификация дефектов геометрии и сплошности в металлических материалах. Часть 1. Сварка плавлением», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2012 № 1012-ст).

  1. Могут ли недостатки сварных соединений газопровода, обнаруженные при визуально-измерительном контроле (ВИК), создать угрозу безопасности эксплуатации сети газопотребления заявителя, жизни и здоровью людей.

Согласно мнению эксперта, установленные в ходе ВИК недостатки сварных соединений газопровода-ввода к жилому дому по адресу: <...>, а также отсутствие документов, подтверждающих аттестацию сварочного оборудования, сварочных материалов, выполнявшего сварочные работы лица, применяемых технологий сварки, могут создать угрозу безопасности эксплуатации сети газопотребления по указанному адресу и причинить вред жизни и здоровью людей.

На рассмотрении дела 26.12.2019 эксперт <...>, который 28.02.2019 производил визуально-измерительный контроль качества сварных соединений смонтированной сети газопотребления заявителя, подтвердил, что сварные соединения (стыки) не годны.

Также, <...> не согласен с замечанием АО «Мособлгаз», о том, что в помещении топочной внутри жилого дома отсутствует дверь, оборудована ванная и санузел, отраженном в Акте мониторинга сети газопотребления от 28.02.2019.

Согласно пояснениям <...>, установка настенного газового котла в ванной комнате с санузлом обоснована тем, что данный газовый котел имеет коаксиальный дымоход, который позволяет отводить сгоревшие газы наружу и забирать воздух для горения снаружи здания, а также тем, что газовый котел такого типа установлен в жилом доме, а не в квартире.

Вместе с тем, согласно пункту 7.6 СП 62.13330.2011 открытую транзитную прокладку газопроводов через ванную комнату (или душевую), уборную (или совмещенный санузел) в квартирах жилых зданий следует выполнять из медных и многослойных металлополимерных труб. Установка газоиспользующего оборудования в этих помещениях запрещается.

Пункт 7.6 СП 62.13330.2011 применяется на обязательной основе в соответствии с пунктом 44 Перечня № 1521.

Согласно пункту 7.13 СП 55.13330.2016 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» помещение, в котором расположен теплогенератор, работающий на газовом или жидком топливе, должно соответствовать требованиям безопасности СП 61.13330 и СП 62.13330.

Следовательно, указанный в пункте 7.6 СП 62.13330.2011 запрет распространяется на все газоиспользующее оборудование без исключения, в том числе на газовые котлы с коаксиальными дымоходами и на любое жилое здание, в том числе частный жилой дом.

Согласно пояснениям АО «Мособлгаз», повышенная влажность в помещении ванной комнаты (душевой) с санузлом, в которой заявителем установлен газовый котел и проложен газопровод к данному газовому котлу может вызвать коррозию газопровода, отключающего устройства (задвижки), газового котла и как следствие возникновение аварийной ситуации и создание угрозы жизни и здоровью заявителя, что недопустимо.

По мнению АО «Мособлгаз», представленный <...> в материалы настоящего дела паспорт на настенный газовый котел BAXI MAIN 5 (модель 18F) (далее – паспорт <...> не предусматривает возможность его установки в ванных комнатах (или душевых), уборных (или совмещенных санузлах).

Вместе с тем, в паспорте на указанный газовый котел прямо содержаться следующие требования:

– меры безопасности: при запахе отработанных газов – выключить котел, проветрить помещение, открыв двери и окна, позвонить в центр техсервиса; не использовать и/или складывать легко воспламеняющиеся материалы (растворители, бумагу и т.д.) рядом с котлом (стр. 23 паспорта);

– первый пуск котла должен проводиться квалифицированным специалистом, необходимо убедиться в следующем: параметры котла по электропитанию, воде и газу соответствуют имеющимся системам электро-, водо-, и газоснабжения, эта система должна отвечать действующим нормам, аппарат правильно подключен к электропитанию и заземлению (стр. 24 паспорта);

– предупреждения перед монтажом: установщик должен быть специалистом по установке отопительных приборов в соответствии с действующими нормативными предписаниями (стр. 28 паспорта);

– электрическое соединение: электробезопасность котла гарантируется только при правильном заземлении в соответствии с действующими нормативами (стр. 30 паспорта);

– порядок действий в случае неисправностей, список которых обширен и подлежат устранению сервисным специалистом (стр. 36 – 38 паспорта).

Согласно материалам дела, на основании заявления <...> от 05.06.2019, АО «Мособлгаз» 11.06.2019 проведен повторный мониторинг исполнения заявителем технических условий и готовности сетей газопотребления объекта к подключению к сети газораспределения.

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», в указанном акте только со слов заявителя им устранены замечания по акту мониторинга от 28.02.2019 в части установки муфты на газовый ввод, проведения испытаний на герметичность подземного, надземного и внутренних газопроводов, однако документы, подтверждающие выполнение данных работ заявителем, в АО «Мособлгаз» не представлены. Траншеи закопаны и, соответственно, установить фактическое устранение замечаний
АО «Мособлгаз» не представлялось возможным. Остальные замечания, которые отражены в Акте мониторинга от 28.02.2019, при проведении мониторинга 11.06.2019 <...> не устранены, а именно установка отключающего устройства и изолирующего соединения на газовом вводе, отсутствие двери в топочной внутри дома и оборудование в ней ванной и санузла, устранение недостатков по качеству сварных стыков газопровода, отсутствие документов, подтверждающих техническое состояние дымоходов и вентиляционных каналов.

Рассмотрев представленные документы установлено, что в материалах настоящего дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении отсутствуют доказательства, подтверждающие устранение нарушений, выявленных АО «Мособлгаз» в ходе проведения 28.02.2019 мониторинга выполнения заявителем технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома к подключению, в отношении качества сварных соединений сети газопотребления заявителя.

Таким образом из имеющихся документов и сведений установлено, что <...> осуществляла мероприятия по созданию сети газопотребления в границах принадлежащей ей земельного участка без учета требований статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (без соблюдения требований технических регламентов, ведения исполнительно-технической документации, обеспечения контроля за качеством применяемых строительных материалов и выполняемых работ),СП 62.13330.2011 (без оформления исполнительной документации, подтверждающей строительство, качество и приемку в эксплуатацию сети газопотребления).

АО «Мособлгаз» в материалы настоящего дела представлены акты, составленные по итогам проведения мониторинга, свидетельствующие о неготовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома <...> к подключению (от 22.12.2018, от 28.02.2019, от 11.06.2019).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении установлено, что в связи с неготовностью сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома <...> к подключению не представляется возможным составить и подписать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования жилого дома заявителя к подключению (технологическому присоединению), в соответствии требованиями пункта 98 Правил подключения, пункта 5 договора.

Согласно письменным пояснениям АО «Мособлгаз», после выполнения <...> своих обязательств по обеспечению готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, предусмотренных Правилами подключения, АО «Мособлгаз» готово осуществить фактическое подключение (врезку и пуск газа) газоиспользующего оборудования объекта заявителя к сетям газораспределения.

Вместе с тем, на дату рассмотрения дела № 050/04/9.21-2519/19 об административном правонарушении, срок выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, предусмотренный для выполнения со стороны АО «Мособлгаз», не истек.

Таким образом, в действиях АО «Мособлгаз» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, а также в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 24.5 и ч. 6 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Производство по делу № 050/04/9.21-2519/2019 об административном правонарушении в отношении АО «Мособлгаз» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

2. В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

3. Согласно ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Начальник отдела
антимонопольного контроля М.Н. Ястребкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны