Решение №17938 РЕШЕНИЕ по жалобе на нарушения при организации и проведении ... от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-32-17938/15

по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов,
а также порядка заключения договоров

 

23.12.2015                                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Московского областного УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

в отсутствие представителей ООО «Секар», Открытого акционерного общества «Краснозаводский химический завод», уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Секар» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Открытого акционерного общества «Краснозаводский химический завод» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса: «на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей» ОАО «Краснозаводский химический завод»» (закупка № 31502967094 на официальном сайте Российской Федерации – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс) в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности Открытого акционерного общества «Краснозаводский химический завод», утвержденным Советом директоров протоколом от 23.10.2013 № 7 (далее – Положение).

По мнению Заявителя, его законные права нарушены действиями Заказчика, не установившего в проекте договора Конкурсной документации срок действия договора.

Рассмотрев жалобу Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при проведении закупки:

  • дата публикации извещения на Официальном сайте – 17.11.2015;
  • начальная (максимальная) цена договора – 709 831 360,00 руб.;
  • дата и время окончания срока подачи заявок – 14.12.2015 в 10:00;
  • дата и время вскрытия конвертов – 14.12.2015 в 10:00;
  • заявок на участие в Конкурсе подано – 4;
  • дата и время рассмотрения заявок – 19.12.2015 в 10:00;
  • 18.12.2015 на Официальном сайте размещено извещение об отказе от проведения Конкурса.

 

  1. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Заявитель в жалобе указывает на отсутствие проекте договора Конкурсной документации существенного условия договора, а именно надлежащих сроков выполнения работ.

Комиссия установила, что пункт 5.2 проекта договора Конкурсной документации содержит следующее условие договора: «Срок окончания (завершения) выполнения Работ по настоящему Договору - ввод Объекта в эксплуатацию – _________________».

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

При этом, согласно части 4 статьи 19 Положения договор заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается договор, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

В пункте 2 части 3 статьи 18 Положения установлено, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Заказчик в приложении № 1 к информационной карте Конкурсной документации определил в качестве критерия оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в том числе «Срок выполнения работ».

Следовательно, в договор будет включен срок выполнения работ предложенный победителем Конкурса и до момента его определения не может быть указан Заказчиком в проекте договора.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованности довода жалобы.

Вместе с тем, согласно пункту 7.4 информационной карты Конкурсной документации объем выполняемых работ определен в техническом задании Конкурсной документации.

Техническим заданием Конкурсной документации не предусмотрено выполнение работ, оказание услуг по вводу объекта в эксплуатацию.

Следовательно, наличие в проекте договора Конкурсной документации условия, что срок выполнения работ зависит от ввода объекта в эксплуатацию противоречит условиям Конкурсной документации и вводит участников закупки в заблуждение.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 5 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения проекта договора, содержащего противоречия с Конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой он является. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке.

На основании пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Положениями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

В пункте 7.5 информационной карты Конкурсной документации указано, что начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании проектно-сметной документации получившей положительное заключение государственной экспертизы от ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» и утвержденной в установленном порядке.

На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация не размещена на Официальном сайте в полном объеме.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части неразмещения на Официальном сайте проектно-сметной документации в полном объеме в составе Конкурсной документации. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Комиссия установила, что Заказчик в Конкурсной документации установил критерии оценки: «Цена договора», «Качество работ», «Квалификация участника закупки», «Срок выполнения работ».

При этом, по критерию «Качество работ» установлен следующий порядок оценки: «Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество работ", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

Максимальное количество баллов – 100 баллов.

Данный критерий оценивается на основании сведений, представляемых по форме 7 раздела IV настоящей конкурсной документации (Образцы форм и документов для заполнения участниками процедуры закупки). А именно: данный критерий оценивается на основании сведений о конкретных обоснованных предложениях по выполнению работ, подтверждающих и детализирующих требования технического задания конкурсной документации в части средств, технологий и способов реализации его требований и при этом отвечающих потребностям заказчика в отношении предмета настоящего конкурса.

Количество баллов, которые присваиваются заявке участника закупки, зависит от степени детализации и содержательной проработки предложений о качестве выполняемых работ. Лучшим предложением по данному критерию признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее требованиям технического задания конкурсной документации предложение участника закупки.

Оценка производится каждым членом комиссии экспертным путем по каждой заявке на участие в конкурсе отдельно, сравнивая между собой предложения участников закупки по данному критерию.

Заявке на участие в конкурсе, содержащей лучшее предложение по данному критерию, членом комиссии присваивается 100 баллов. Остальные заявки, в которых предложены менее детализированные и проработанные по содержанию и соответствующие требованиям технического задания конкурсной документации предложения участников закупки, относительно лучшего предложения получают от 99,99 до 0,01 баллов соответственно».

Установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет установить зависимость присваиваемого количества баллов от предложения участника закупки, а также не позволяет однозначно определить требования Заказчика в части «степени детализации и содержательной проработки предложений».

Следовательно, порядок оценки, установленный Заказчиком в Конкурсной не соответствует пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком
пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей порядок оценки, соответствующий требованиям Закона о закупках. Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Положения установлено, что при конкурентной закупке устанавливается требование к участникам процедуры закупки о соответствии участников процедуры закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Комиссия установила, что в Конкурсной документации Заказчик установил в том числе следующие требования к участникам закупки:

  • наличие свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с полным перечнем работ предусмотренных технической частью конкурсной документацией (Часть VI «Техническая часть конкурсной документации») (подтверждается копией свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с полным перечнем работ предусмотренных технической частью конкурсной документации (Часть VI «Техническая часть конкурсной документации»)).
  • наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанными в ней следующими работами, услугами: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранной-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание  и ремонт противопожарных занавесов  и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание  и ремонт и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций. (подтверждается копией лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений).

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Положения, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Действия Заказчика, установившего в Документации требование о наличии у участников Конкурса свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ нарушают пункт 1 часть 1 статьи 7 Положения, а также требование о наличии у участников Конкурса лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ограничивают количество участников закупки и не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, в пунктах 14, 15, 21 приложения № 2 к информационной карте Конкурсной документации Заказчик установил, что в составе заявки на участие в Конкурсе участники закупки должны представить следующие документы:

  • Справка из службы судебных приставов, полученную не ранее чем за 3 месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения;
  • Наличие аттестации на знание общих требований промышленной безопасности руководителей и специалистов организации;
  • Копия сертификата системы менеджмента качества ISO – 9001 при выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Вместе с тем, таких требований к участникам закупки в Конкурсной документации не установлено.

Таким образом Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения Конкурсной документации, содержащей ненадлежащие требования к участникам закупки и к составу документов, предоставляемых участниками закупки в заявке.

Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

  1. В соответствии с частью 2 статьи 13 Положения Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе срок составлял не менее чем двадцать дней.

Комиссия установила, что Заказчик внес изменения в извещение о проведении Конкурса и Конкурсную документацию и 25.11.2015 разместил такие изменения на Официальном сайте.

При этом дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе до внесения изменений была установлена – 09.12.2015.

Вместе с тем, после размещения на Официальном сайте изменений Заказчик установил дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.12.2015.

Следовательно, Заказчик сократил срок подачи заявок на участие в Конкурсе после внесения изменений в Конкурсную документацию предусмотренный Положением.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Секар» необоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, части 5 статьи 4, пункта 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 9 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Передать материалы дела № 07-32-17938/15 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 07-32-17938/15

по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов,

а также порядка заключения договоров

 

23.12.2015                                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Решения от 23.12.2015 № 07-32-17938/15, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Секар» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Открытого акционерного общества «Краснозаводский химический завод» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса: «на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реализация комплекса мероприятий по реструктуризации промышленных мощностей» ОАО «Краснозаводский химический завод»» (закупка № 31502967094 на официальном сайте Российской Федерации – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику в срок 2 рабочих дней с момента получения (в том числе посредством электронной почты) настоящего Предписания:
  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса,
  • вернуть заявки, поданные на участие в Конкурсе,
  • аннулировать Конкурс.
  1. Об исполнении предписания сообщить в Управление в течение 3 рабочих дней со дня его исполнения с представлением подтверждающих документов, в том числе на электронную почту to50@fas.gov.ru, to50-kavchenko@fas.gov.ru.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны