Решение б/н без аннотации от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «РЦпрод»

 

Амурская ул., д. 1, строение 14

г. Москва, 107553

 

 

ООО «Фабус»

 

Лечебная ул., д. 17

г. Москва, 105187

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-15/103-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2015 года               г. Москва

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – <…>, заместителя руководителя Московского областного УФАС России; членов Комиссии – <…>, начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России; <…>, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Московского областного УФАС России (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 05-15/103-15 по признакам нарушения ООО «РЦпрод» (место нахождения: 107553, г. Москва, ул. Амурская, д. 1, строение 14) и ООО «Фабус» (место нахождения: 105187, г. Москва,
ул.
Лечебная, д. 17) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон
«О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 05-15/103-15 о нарушении антимонопольного законодательства послужило обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, представленных электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ» по запросу Московского областного УФАС России (вх. от 03.04.2015 № 05/АА/4252).

Согласно представленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» материалам, ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» являлись единственными участниками электронных аукционов с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011.

При этом, подача заявок и ценовых предложений ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус», а также заключение контрактов, происходили с одного IP‑адреса.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон, Комиссией установлено следующее.

ООО «РЦпрод» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением учредителя № 1 от 22.05.2013.

ООО «РЦпрод» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 28.05.2003 за основным государственным регистрационным номером 1137746451996 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве.

В соответствии с Уставом ООО «РЦпрод», место нахождения Общества: 107553, г. Москва, ул. Амурская, д. 1, стр. 14.

Основным видом деятельности ООО «РЦпрод» является оптовая торговля пищевыми продуктами.

ООО «Фабус» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением внеочередного общего собрания участников, протокол № 3 от 12.03.2015.

ООО «Фабус» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.01.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037739136489 Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г. Москве.

В соответствии с Уставом ООО «Фабус», место нахождения Общества: 105187, город Москва, улица Лечебная, дом 17.

Основным видом деятельности ООО «Фабус» является оптовая и розничная торговля, в том числе продовольствием.

Таким образом, ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» осуществляют деятельность на рынке продовольственной продукции и являются конкурентами.

На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о размещении заказов zakupki.gov.ru ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса» (место нахождения: 141005, Московская область, Мытищинский район,
г. Мытищи, 1-я Институтская ул., д. 1
) 04.03.2014 опубликован аукцион в электронной форме с реестровым № 0348100019214000003.

Предметом аукциона являлось право заключить контракт на поставку продуктов питания.

Аукцион состоялся 17.03.2014, в котором приняло участие два хозяйствующих субъекта: ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус».

Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦ) составила 500 000,00 рублей.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО «РЦпрод» в размере 495 000,00 рублей (1 % от НМЦ), ООО «Фабус» в размере 497 500,00 рублей (0,5 % от НМЦ).

Контракт заключен с ООО «РЦпрод» по цене 495 000,00 рублей.

На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о размещении заказов zakupki.gov.ru ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса» 05.03.2014 опубликован аукцион в электронной форме с реестровым № 0348100019214000004.

Предметом аукциона являлось право заключить контракт на поставку продуктов питания.

Аукцион состоялся 17.03.2014, в котором приняло участие два хозяйствующих субъекта: ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус».

НМЦ составила 300 000,00 рублей.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО «РЦпрод» в размере 297 000,00 рублей (1 % от НМЦ), ООО «Фабус» в размере 298 500,00 рублей (0,5 % от НМЦ).

Контракт заключен с ООО «РЦпрод» по цене 297 000,00 рублей.

На официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о размещении заказов zakupki.gov.ru ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет леса» (место нахождения: 141005, Московская область, Мытищинский район,
г. Мытищи, 1-я Институтская ул., д. 1
) 11.03.2014 опубликован аукцион в электронной форме с реестровым № 0348100019214000011.

Предметом аукциона являлось право заключить контракт на поставку продуктов питания.

Аукцион состоялся 24.03.2014, в котором приняло участие два хозяйствующих субъекта: ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус».

НМЦ составила 500 000,00 рублей.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО «РЦпрод» в размере 495 000,00 рублей (1 % от НМЦ), ООО «Фабус» в размере 497 500,00 рублей (0,5 % от НМЦ).

Контракт заключен с ООО «РЦпрод» по цене 495 000,00 рублей.

Согласно материалам дела № 05-15/103-15 о нарушении антимонопольного законодательства, заявки и ценовые предложения ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» на указанных электронных аукционах были поданы с одного IP-адреса 37.110.79.202, контракты также были заключены с IP-адреса 37.110.79.202.

Аукцион № 0348100019214000003

Наименование организации

IP-адрес подачи заявок на аукцион

IP-адрес подачи ценовых предложений

IP-адрес подписания контракта

ООО «РЦпрод»

37.110.79.202

37.110.79.202

37.110.79.202

ООО «Фабус»

37.110.79.202

37.110.79.202

---

Аукцион № 0348100019214000004

ООО «РЦпрод»

37.110.79.202

37.110.79.202

37.110.79.202

ООО «Фабус»

37.110.79.202

37.110.79.202

---

Аукцион № 0348100019214000011

ООО «РЦпрод»

37.110.79.202

37.110.79.202

37.110.79.202

ООО «Фабус»

37.110.79.202

37.110.79.202

---

В результате анализа IP-адреса 37.110.79.202 установлено, что владельцем данного IP-адреса, по которому предоставляются услуги доступа к сети интернет, являлось ОАО «Национальные кабельные сети» (в настоящее время его универсальный правопреемник - ОАО «Ростелеком»).

Согласно представленной ОАО «Ростелеком» информации (вх. от 25.06.2015 № 7820), IP-адрес 37.110.79.202 в период с 01.03.2014 по 30.03.2015 был выделен ООО «Фабус» по договору на оказание услуг связи от 04.06.2012 № 3446978-06-12/Ю.

Договоров на оказание услуг связи с ООО «РЦпрод» названный оператор связи не заключал.

Согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 09.09.2015 № 12640) установлено, что между  ЗАО «Виктория» (Арендодатель) и ООО «Фабус» (Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.10.2013 № 94/13.

На основании указанного договора, Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Амурская, д. 1, стр. 14.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства (вх. от 07.09.2015 № 12506) установлено, что местом нахождения ООО «РЦпрод» является: г. Москва, ул. Амурская, д. 1, стр. 14.

Согласно представленным пояснениям бухгалтера ООО «РЦпрод» <…>. (вх. 07.09.2015 №12506), 17.03.2014 она обратилась к сотруднику ООО «Фабус» <…>. с просьбой предоставить возможность воспользоваться компьютером ООО «Фабус». Воспользовавшись флеш-картой с ЭЦП Генерального директора Крючковой Е.Н, осуществила выход в сеть интернет для участия в электронных аукционах на поставку продуктов питания.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Фабус» (вх. от 09.09.2015 № 12640), специалист тендерного отдела Общества <…>. сообщает, что 17.03.2014 сотрудник ООО «РЦпрод» <…>. обратилась с просьбой предоставить возможность воспользоваться доступом в интернет с компьютера ООО «Фабус». Указанная просьба была удовлетворена.

Соответственно, Комиссия приходит к выводу, что ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» совершали юридически значимые действия, такие, как подача заявок, подача ценовых предложений и подписание контрактов, используя совместно инфраструктуру и оборудование, принадлежащую ООО «Фабус». Использование ООО «РЦпрод» выделенной сети ООО «Фабус» свидетельствует о доверии и помощи в действиях на торгах указанного Общества к своему конкуренту.

С вышеуказанного IP-адреса от ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» торговой площадкой были получены электронные файлы для аукционов.

В результате анализа свойств файлов, полученных Торговыми площадками от ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус», установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок.

Аукцион № 0348100019214000003

Наименование участника

Наименование файла в составе заявки

Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение)

Учетная запись, изменявшая файл

ООО «РЦпрод»

Заявка

Раздел 1, Krilov, ГОУ ВПО ВВАГС

Uldasheva

Сведения об участнике

mishchenko

Uldasheva

ООО «Фабус»

Первая часть заявки

раздел 1,

Krilov

Сведения об участнике

 

Uldasheva

Аукцион № 0348100019214000004

Наименование участника

Наименование файла в составе заявки

Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение)

Учетная запись, изменявшая файл

ООО «РЦпрод»

Заявка

Раздел 1, Krilov, ГОУ ВПО ВВАГС

Uldasheva

Сведения об участнике

mishchenko

Uldasheva

ООО «Фабус»

Первая часть заявки

раздел 1,

Krilov

Сведения об участнике

 

Uldasheva

Аукцион № 0348100019214000011

Наименование участника

Наименование файла в составе заявки

Учетная запись, создавшая файл (автор, учреждение)

Учетная запись, изменявшая файл

ООО «РЦпрод»

Заявка

Раздел 1, Krilov, ГОУ ВПО ВВАГС

Uldasheva

Сведения об участнике

mishchenko

Uldasheva

ООО «Фабус»

Первая часть заявки

раздел 1,

Krilov

Сведения об участнике

 

Uldasheva

На основании изложенного, ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» осуществляли совместную подготовку и координирование своих действий по участию в аукционах с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011, что также подтверждается созданием и редактированием файлов заявок на единых учетных записях.

Совпадение учетных записей свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.

Тот факт, что Заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» осуществлялся в целях допуска всех участников до электронных аукционов с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011.

Таким образом, представленные пояснения ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» не опровергают собранных по делу № 05‑15/103-15 о нарушении антимонопольного законодательства доказательств, не указывают на их самостоятельное конкурентное поведение на аукционах, а свидетельствует о том, что ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» смогли договориться о своем поведении при участии в аукционах №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011, что подтверждается совокупностью установленных по делу обстоятельств.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако, коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Использование ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» одной выделенной сети свидетельствует о доверии указанных обществ к своему конкуренту на электронных аукционах. Следовательно, такие действия ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

В адрес Московского областного УФАС России от ООО «Фабус» поступило заявление (вх. от 27.10.2015 № 15366) о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

В своем заявлении ООО «Фабус» сообщает, что между ООО «Фабус» и ООО «РЦпрод» имелась устная договоренность о совместном участии в аукционах, размещенных на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ». Отправка аукционных заявок, подача ценовых предложений и подписание контрактов проводилось с IP-адреса, предоставленного ООО «Фабус».

В своем заявлении ООО «Фабус» сообщает, что ООО «Фабус» и ООО «РЦпрод» договорились об оказании помощи в подготовке и участии в аукционах, а также должны были вместе участвовать на аукционах и в случае отсутствия иных юридических лиц на аукционах, не совершать действий, препятствующих в выигрыше интересующих аукционов.

Также, в своем заявлении ООО «Фабус» указало на то, что на момент проведения аукционов не обладало информацией о запретах, установленных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и руководствовалось нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Кроме того, ООО «Фабус» представило копию уведомления ООО «РЦпрод» о расторжении и отказе от дальнейшего исполнения соглашения, достигнутого между двумя хозяйствующими субъектами.

Также в адрес Московского областного УФАС России от ООО «РЦпрод» поступило заявление (вх. от 28.10.2015 № 7151эп) о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

В своем заявлении ООО «РЦпрод» сообщает, что между ООО «Фабус» и ООО «РЦпрод» имелась устная договоренность о совместном участии в аукционах, размещенных на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ». Отправка аукционных заявок, подача ценовых предложений и подписание контрактов проводилось с IP-адреса, предоставленного ООО «Фабус».

В своем заявлении ООО «РЦпрод» сообщает, что ООО «Фабус» и ООО «РЦпрод» договорились об оказании помощи в подготовке и участии в аукционах, а также должны были вместе участвовать на аукционах и в случае отсутствия иных юридических лиц на аукционах, не совершать действий, препятствующих в выигрыше интересующих аукционов.

Также, в своем заявлении ООО «РЦпрод» указало на то, что на момент проведения аукционов не обладало информацией о запретах, установленных статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и руководствовалось нормами ГК РФ.

Изложенные в заявлениях ООО «Фабус» и ООО «РЦпрод» сведения и доказательства, имеющиеся в материалах дела, дополнительно свидетельствуют о наличии заключенного соглашения в отношении аукционов №0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанное поведение хозяйствующих субъектов позволило ООО «РЦпрод» выиграть аукционы с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011 со снижением в 1 % от НМЦ контракта.

Согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» не входят в одну группу лиц по признакам, предусмотренным частью 7, 8 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Федерального закона
«О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона
«О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Федеральный закон «О защите конкуренции» устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (Заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

На основании изложенного, Комиссией в действиях ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных торгах с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011.

На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации устного картельного соглашения ООО «РЦпрод» смогло заключить государственный контракт на сумму 1 287 000 рублей 00 копеек.

Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» Комиссией не установлен, в том числе, не установлено получение дохода ООО «Фабус»

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушение антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на электронных аукционах с реестровыми №№ 0348100019214000003, 0348100019214000004, 0348100019214000011.

2. Рассмотрение дела № 05-15/103-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РЦпрод» и ООО «Фабус» прекратить в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства, установленного п. 1 настоящего решения.

3. В связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела № 05-15/103-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Московского областного УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                             <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                        <…>

 

 

                                                                                                     <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны