Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021 от 21 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 050/01/10-2408/2021

 

«21» июня 2022 года                                                                                                     г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021 по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: <...>

Членов Комиссии: <...>

рассмотрев дело № 050/01/10-2408/2021 по признакам нарушения ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» (место нахождения: 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию на территории аэропорта «Шереметьево», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путем установления, поддержания монопольно высоких цен на продукты питания,

УСТАНОВИЛА:

Управлением при осуществлении функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в действиях ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при оказании услуг общественного питания на территории аэропорта «Шереметьево».

Во исполнение поручения ФАС России от 26.07.2021 № МШ/62283/21 «О проведении оценки обоснованности повышения цен на продовольственные товары на территории аэропортов», Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в аэропортах, расположенных на территории Московской области за 2020 год (далее – Анализ).

Также во исполнение указанного поручения был проведен анализ обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на услуги общественного питания.

По результатам проведенного анализа, в связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением возбуждено дело № 050/01/10-2408/2021 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции в отношении ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путем установления и поддержания монопольной высоких цен на продукты питания.

Согласно представленным документам и сведениям об оказании услуг общественного питания, а также утвержденным прейскурантам, ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» реализует продукты питания, блюда и напитки в кафе/ресторанах «FRIDAYS», «COSTA COFFE», «IL Патио» в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево» по ценам, превышающим цены на аналогичные продукты питания, реализуемые ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории г. Москвы.

В соответствии с Аналитическими отчетами Московского областного УФАС России по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному питанию хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории стерильной и нестерильной зон аэропорта «Шереметьево» от 26.11.2021 определены географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка.

1. Анализ проводится в географических границах аэропортового комплекса «Шереметьево» в пределах стерильной и нестерильной зон.

В соответствии с пунктом 27 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (далее - Правила досмотра), для проведения досмотра пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля, которые могут состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильная зона).

Под стерильной зоной понимается зона ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном.

В соответствии с приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» стерильной зоной считается зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования.

В стерильных зонах могут оборудоваться торговые точки при условии выполнения требований по авиационной безопасности и бытовые комнаты.

На территории стерильной зоны находятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг общественного питания.

Лица (пассажиры), прошедшие пункт проверки/досмотра, не имеют возможности выйти за пределы стерильной зоны аэропорта, следовательно, отсутствует возможность приобретения товаров и услуг за пределами стерильной зоны.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» в аэропортовые сборы за пользование аэровокзалом включен исчерпывающий перечень услуг, которые должны быть оказаны в аэровокзале.

В соответствии с указанным приказом, а также в соответствии с приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» не установлены требования по наличию в аэровокзале мест для принятия пассажирами пищи и напитков, оборудованных дополнительно к размещенным на территории аэровокзала кафе, ресторанам и другим точкам питания.

В соответствии с Правилами досмотра при проведении предполетного досмотра у граждан изымаются, в случае их наличия, опасные вещества и предметы, запрещенные (разрешенные с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах. Например, пассажиры не имеют возможности войти в стерильную зону с некоторыми собственными товарами, приобретенными вне стерильной зоны, имеющими форму жидкости, гелей или аэрозолей, в контейнерах и емкостях вместимостью более 100 мл. К таким товарам относятся, в том числе, питьевая вода, спиртные и не спиртные напитки, мягкие виды сыров, косметические средства и парфюмерия, зубная паста.

Таким образом, в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево» пассажиры имеют возможность осуществить прием пищи и напитков в кафе, ресторанах и других точках питания.

Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

В целях предупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе на привокзальной площади и прилегающих к ней территориях, на входах в аэровокзал и в зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотра проводятся согласованные с органами внутренних дел мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В аэропортах Московского аэроузла обязательно использование трехуровневой системы предполетного досмотра багажа.

На входах в аэровокзал пункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа оснащаются рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

Таким образом, лица (пассажиры), прошедшие пункт проверки/ досмотра, в случае выхода за пределы зоны аэропортового комплекса не имеют возможность входа в зону аэропортового комплекса без повторного досмотра.

Кроме того, у лиц (пассажиров), находящихся в зоне аэропортового комплекса, отсутствует возможность приобрести продукты питания в других точках кроме как в терминалах аэровокзала, в связи с отсутствием вблизи зоны аэропортового комплекса иных точек питания и отдаленности аэропорта от города.

Учитывая изложенное, географические границы рынка оказания услуг общественного питания определены в границах стерильной и нестерильной зон аэропорта «Шереметьево».

2. Предварительное определение товара проведено в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст – 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

В соответствии с ОКВЭД группировка – 56. Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего. Группировка не включает производство продуктов питания, не предназначенных для непосредственного употребления на месте, или полуфабрикатов, или готовых продуктов, которые не являются продуктами питания, продажу продуктов несобственного производства, которые не являются продуктами питания, или не предназначены для употребления на месте.

Согласно разделу III Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

предварительное определение товара;

выявление свойств товара, определяющих выбор потребителя,
и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

определение взаимозаменяемых товаров.

Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Предварительное определение товара производится на основе:

условий договора, заключенного в отношении товара;

разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

товарных словарей или справочников товароведов;

заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем:

экспертных оценок;

анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (статья 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации).

В соответствии с разделом 3 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», предприятие (объект) общественного питания (предприятие (объект) питания): Имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях, столовых и других местах общественного питания.

Таким образом, «торговая деятельность» и «услуги общественного питания» рассматриваются как разные товарные рынки (обособленно).

Учитывая изложенное, продуктовыми границами товарного рынка является рынок оказания услуг по общественному питанию.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», представленными в ходе рассмотрения дела № 05/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Общество считает, что антимонопольным органом не установлено его доминирующее положение ввиду следующего:

Анализ рынка не был проведен в рамках рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Для установления коллективного доминирования должен выполняться ряд условий, одно из которых предполагает установление помимо количественных характеристик также и качественных. Так, по мнению Общества антимонопольным органом не была установлена совокупность признаков, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В аналитическом отчете по анализу рынка услуг общественного питания в нестерильной зоне аэропорта «Шереметьево» произведен расчет долей с учетом группы лиц ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» и ООО «Развитие РОСТ», что по мнению Общества является неправильным, поскольку доля на товарном рынке в данном случае должна рассчитываться по каждому хозяйствующему субъекту отдельно при установлении 8 % барьера.

В аналитическом отчете отсутствуют выводы о неизменности или подверженности малозначительным изменениям долей хозяйствующих субъектов на рынке. Также, по мнению Общества, барьеры входа на рынок других хозяйствующих субъектов отсутствуют.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения стороны по делу, Комиссия по рассмотрению дела 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Как следует из положений статьи 44 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу до принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства надлежит провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Также, из положений части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, анализ состояния конкуренции и, соответственно, составление по его результатам аналитического отчета является обязательным этапом как перед возбуждением дела по признакам нарушения запретов, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции, так и при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом, устанавливая обязательность определенных этапов анализа, законодательство не ограничивает деятельность антимонопольного органа при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, который в зависимости от конкретных обстоятельств, включая мнения, пояснения и ходатайства лиц, участвующих в деле, и в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции вправе проводить анализ состояния конкуренции в необходимом для конкретного дела объеме, в том числе вправе расширить сокращенный перечень этапов анализа, установленный для отдельных категорий дел, дополнив необходимыми этапами из стандартного перечня этапов.

Таким образом, анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по общественному питанию в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево» проведен антимонопольным органом в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Приказ ФАС России № 220), и включает в себя все этапы, предусмотренные указанным Порядком.

Доводы Общества относительно раздельного расчета долей группы лиц ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» и ООО «Развитие РОСТ» на одном товарном рынке не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.

Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное (часть 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктами 6.4 и 6.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Приказ ФАС России № 220) доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции (коллективное доминирование), определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, при проведении анализа состояния конкурентной среды и установлении доминирующего положения (в том числе коллективного доминирующего положения), расчет долей хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке осуществляется с учетом их групп лиц.

Кроме того, даже в случае учета позиции ответчика по данному делу и расчета доли ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рассматриваемом рынке без учета объемов ООО «Развитие РОСТ», входящего с ним в одну группу лиц и действующего на одном товарном рынке, доля ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» превысит 8 %, а совокупная доля хозяйствующих субъектов, занимающих коллективное доминирующее положение на рассматриваемом рынке также будет превышать 70 %.

Учитывая изложенное, произведенный анализ и расчет долей участников рынка подтверждает наличие доминирующего положения ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг по общественному питанию в стерильной и нестерильной зоне аэропорта «Шереметьево».

Доводы Общества относительно отсутствия выводов о неизменности или подверженности малозначительным изменениям долей хозяйствующих субъектов на рынке, барьеров входа на рынок и отсутствия сведений о выполнении всех условий, определенных частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа ФАС России № 220 наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 6.6 Приказа ФАС России № 220 при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

По результатам проведенного Анализа установлено, что рынок оказания услуг по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево» в 2020 году являлся:

- в стерильной зоне умеренноконцентрированным, на указанном рынке наблюдается коллективное доминирование пяти хозяйствующих субъектов с долей более 70 % (72,30 %), в том числе ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» с долей более 8 % (13,92 %).

- в нестерильной зоне умеренноконцентрированным, на указанном рынке наблюдается коллективное доминирование пяти хозяйствующих субъектов с долей более 80 % (80,12 %), в том числе ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» с долей более 8 % (20,94 %).

Доля ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево» в 2019 году составляла:

- в стерильной зоне - 21,88 %;

- в нестерильной зоне - 27,05 %.

Таким образом доля, занимаемая ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на рынке оказания услуг по общественному питанию в аэропорту «Шереметьево», подвержена малозначительным изменениям (не более чем на десять процентов).

Основными из факторов, препятствующих новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, является ограниченность торговых площадей и высокая арендная плата.

Данный вывод, отраженный в аналитических отчетах при определении барьеров входа на рынок, подтверждается тем, что за анализируемые периоды не произошло существенного изменения состава хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке, в том числе долей хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на нем.

Кроме того, для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания на территории аэропорта «Шереметьево» хозяйствующему субъекту необходимо пройти отбор, который предполагает вхождение на рынок только при наличии лучшего коммерческого предложения и возможности оплаты высокой арендной платы. Аренда помещений возможна в случае ухода с рынка действовавшего на нем хозяйствующего субъекта, в том числе по истечению срока действия договора аренды (субаренды), либо в случае открытия новых площадей для оказания услуг общественного питания терминалах аэропорта.

Доводы Общества о невыполнении третьего условия части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции для признания его доминирующим, также не нашли своего подтверждения по следующим основаниям.

В соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФАС России № 220, определение продуктовых границ рынка предполагает выявление взаимозаменяемых по существенным свойствам товаров с целью признания продуктовыми границами рынка в случае выявления таких, а не взаимозаменяемость услуги общественного питания путем получения ее у хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке.

Выводы о том, что реализуемый хозяйствующими субъектами товар на рассматриваемом рынке не может быть заменен другим товаром при потреблении отражен в аналитических отчетах, составленных по результатам проведенного анализа, а также в настоящем заключении.

Исходя из пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим должно выполняться также условие о том, что рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар.

Таким образом, антимонопольный орган должен установить, что рост цены товара на рассматриваемом рынке не способствует снижению спроса на него.

Исходя из письменных возражений ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в 2020-2021 гг. произошло снижение потребительского спроса на товар, реализуемый ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории аэропорта «Шереметьево», а именно сокращение количества реализованных ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» блюд/напитков в 2020 году по сравнению с 2019 годом в среднем на - 67 %, в 2021 году по сравнению с 2019 годом в среднем на - 52 %.

Вместе с тем, по результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что на рассматриваемом рынке не могло произойти снижения спроса на товар из-за роста цены на него ввиду следующего.

Суммарный объем реализации от оказания услуг по общественному питанию на территории стерильной зоны аэропорта «Шереметьево» составил:

- 4 203 912 662,65 руб. за 2019 год;

- 2 083 384 064,44 руб. за 2020 год.

Суммарный объем реализации от оказания услуг по общественному питанию на территории нестерильной зоны аэропорта «Шереметьево» составил:

- 1 790 991 134,14 руб. за 2019 год;

- 977 384 278,68 руб. за 2020 год.

Таким образом, объем реализации от оказания услуг по общественному питанию в стерильной зоне аэропорта «Шереметьево» в 2020 году сократился на 50,44 % по отношению к 2019 году, в нестерильной зоне на 45,43 %.

В соответствии с годовым отчетом 2020 года АО «Международного аэропорта «Шереметьево», размещенного на официальном сайте компании (прямая ссылка: https://www.svo.aero/bitrix/upload/sprint.editor/984/984ffe73d96d040481cb20c537844569.pdf), в 2020 году в связи с сокращением воздушных перевозок, вызванных пандемией COVID-19, число самолетовылетов сократилось на 52 % по отношению к 2019 году и составило 93 183. По пассажирским авиакомпаниям сокращение составило 54 %, по бизнес-авиации - 27 %.

Пассажиропоток аэропорта по итогам 2020 года сократился на 60 % по отношению к 2019 году и составил 19,8 млн. пассажиров.
По международным направлениям (МВЛ) пассажиропоток сократился на 76 %, по внутренним направлениям (ВВЛ) - на 43 %.

Таким образом, рост цены товара на рассматриваемом рынке не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар. Снижение объема реализации на рынке услуг общественного питания в аэропорту «Шереметьево» вызвано обстоятельствами, не связанными с ростом цен на указанном рынке.

Учитывая изложенное, проведенный анализ показал, что совокупная доля пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 %, относительные размеры долей хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке на протяжении длительного периода подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов, реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением совместного общего собрания участников ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», ООО «Корпкей-теринг», ООО «Интерпит» и ООО АэроТрейд» (протокол б/н от 10.02.2015), внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739718280, дата внесения записи 06.12.2002. В соответствии с Уставом ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» место нахождения юридического лица: 111024, г. Москва, ул. Душинская, д. 7, стр. 1.

Основным видом деятельности ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» является: деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Комиссией установлено, что стоимость услуг общественного питания ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в кафе/ресторанах, расположенных в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево»,
превышает стоимость, установленную в кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории города Москвы, что подтверждается утвержденными прейскурантами ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС».

Пример.

Таблица 1. Сравнение цен ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево» и в г. Москве.

 

Наименование

Цена в аэропорту «Шереметьево» (руб.)

Цена в г. Москва
(руб.)

Ресторан «FRIDAYS»

Американский кофе

425

154,17

Капучино

499

171,82

Чай цейлон 0,3

455

162,50

Салат цезарь с курицей

695

374,17

Бургер блю чиз с беконом

999

590

Картофель фри 100 г

305

120,83

Кафе «COSTA COFFE»

Американо Массимо

525,88

249,17

Капучино Медио

515

308,18

Ролл красная рыбка

499

286,36

Донат клубничный

345

99,17

Английский завтрак

350,90

199,17

Ресторан «IL Патио»

Капучино

405

249

Пицца баварская 40

1023,24

925

Спагетти IL Патио

1131,63

723,86

Стейк стриплойн дольки

1799

1499

Феттучини ветчина и грибы

804,85

635,70

Цезарь с куриной грудкой

713,75

544,04

Чай черный с бергамотом

349

274,6

Таким образом, проведенный анализ цен, устанавливаемых ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» при оказании услуг общественного питания, показал, что стоимость продуктов питания, блюд и напитков в стерильной и нестерильной зонах аэропорта «Шереметьево», где указанный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, выше стоимости продуктов питания, блюд и напитков, реализуемых Обществом за пределами аэропорта.

Согласно письменным пояснениям ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» основными факторами, влияющими на формирование цен, являются значительный рост закупочных цен у поставщиков на продукты и напитки, увеличение размера стоимости транспортных и логистических услуг, увеличение структуры расходов, необходимых для осуществления деятельности предприятий питания, расположенных на территории аэропорта «Шереметьево» (индексация арендной платы и увеличение фиксированного курса рубля к доллару США в целях определения рублевого эквивалента арендной платы.

Вместе с тем, по результатам анализа материалов дела № 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что прибыль ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» от оказания услуг общественного питания в аэропорту «Шереметьево» превышает прибыль, получаемую Обществом за пределами рассматриваемого рынка.

Таблицы 2-3. Сравнение суммы расходов и прибыли в кафе/ресторанах «FRIDAYS» и «COSTA COFFE» в аэропорту «Шереметьево» и в г. Москве за 2020-2021 гг.

Кафе/ресторан

Выручка,
руб.

Расходы,
руб.

Прибыль, %

Рентаб-ть, %

Аэропорт «Шереметьево»

«FRIDAYS»

X

X

43,27

76,26

«COSTA COFFE»

X

X

56,17

128,13

«COSTA COFFE»

X

X

31,83

46,70

г. Москва

«FRIDAYS»

X

X

-2,11

-2,06

«COSTA COFFE»

X

X

23,01

29,88

«COSTA COFFE»

X

X

0,55

0,55

 

Кафе/ресторан

Выручка,
руб.

Расходы,
руб.

Прибыль, %

Рентаб-ть, %

Аэропорт «Шереметьево»

«FRIDAYS»

X

X

51,49

106,12

«COSTA COFFE»

X

X

40,28

67,46

«COSTA COFFE»

X

X

43,75

77,78

г. Москва

«FRIDAYS»

X

X

8,28

9,03

«COSTA COFFE»

X

X

22,62

29,24

«COSTA COFFE»

X

X

33,50

50,49

Таким образом, рентабельность кафе/ресторанов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС», расположенных на территории аэропорта «Шереметьево», значительно выше рентабельности кафе/ресторанов Общества, осуществляющих деятельность в г. Москве.

Высокая рентабельность в рассматриваемом случае является индикатором необоснованного завышения цен на услуги общественного питания, оказываемые ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в аэропорту «Шереметьево», обусловленная доминирующим положением Общества.

Следовательно, стоимость оказания услуг по общественному питанию в кафе/ресторанах ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» на территории аэропорта «Шереметьево» превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара (работ, услуг) расходов и прибыли.

В ходе рассмотрения дела ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» представлены сведения о наличии дополнительных управленческих расходов на аудиторские, консалтинговые, юридические услуги и коммерческих расходов центрального и регионального офисов, которые не были представлены Обществом ранее в рамках Анализа. В соответствии с пояснениями ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» при учете указанных дополнительных расходов деятельность компании является убыточной.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что представленные дополнительно управленческие расходы и коммерческие расходы центрального и регионального офисов ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» распределены по кафе/ресторанам города Москвы и кафе/ресторанам аэропорта «Шереметьево» неравномерно.

Таблица 4. Доля дополнительных управленческих расходов и коммерческих расходов центрального и регионального офисов, представленных ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» в кафе/ресторанах г. Москвы и в аэропорту «Шереметьево» в общем объеме выручки.

Наименование кафе/
ресторана

2020

2021

Выручка

Доп.

расходы

%

Выручка

Доп. расходы

%

г. Москва

Costa Coffee Belorussky

X

X

13,23

X

X

9,89

Costa Coffee Yaroslavskiy

X

X

13,06

X

X

9,85

Costa Coffee Leningradskiy

X

X

13,70

X

X

9,32

Fridays Mega Khimki

X

X

13,78

X

X

9,71

Friday's Aviapark

X

X

13,57

X

X

10,16

Friday's Belaya Dacha

X

X

13,94

X

X

9,76

Аэропорт «Шереметьево»

Costa Coffee (МВЛ)

X

X

52,03

X

X

40,74

Costa Coffee C SVO

X

X

52,30

X

X

40,74

TGIF's Bar (МВЛ)

X

X

52,16

X

X

42,55

Таким образом, существенная доля представленных Обществом дополнительных (косвенных) расходов распределена на кафе/рестораны аэропорта «Шереметьево», а их доля в общем объеме выручки неоправданно высокая (в среднем 40-50 % от общего объема выручки, без учета иных, в том числе прямых расходов). Вместе с тем, доля таких расходов в выручке кафе/ресторанов г. Москвы составила в среднем 9-13 %.

Кроме того, Обществом не представлены обоснования причин невключения указанных расходов в рамках анализа рынка до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Также отсутствуют документы, подтверждающие несение указанного объема дополнительных расходов в деятельности кафе/ресторанов аэропорта «Шереметьево».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 050/01/10-2408/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность доказательств, приобщенных к материалам дела, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Росинтер РЕСТОРАНТС» по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по общественному питанию на территории аэропорта «Шереметьево», выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путем установления, поддержания монопольно высоких цен на продукты питания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны