Определение №ДС/16531/21 Определение о назначении дела № 050/01/15-1998/2021 к рассмо... от 21 сентября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 050/01/15-1998/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

«21» сентября 2021 года                                                                                                              г. Москва

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 050/01/15-1998/2021 о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления от 16 сентября 2021 г. № 131 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в выдаче ООО «Меридиан» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения обязательных торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, а также земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся на территории городского округа Химки Московской области, что может привести к предоставлению ООО «Меридиан» муниципальной преференции,

УСТАНОВИЛ:

В Московское областное УФАС России поступило обращение физического лица, переданное письмом ФАС России от 20.04.2021 исх. № 08/31773/21, о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации городского округа Химки Московской области (далее – Администрация) при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа Химки Московской области.

Согласно обращению, рекламные конструкции, установленные по следующим адресам: 1. Московская область, г. Химки, ул. Горшина, напротив д. 10; 2. Московская область, г. Химки, Юбилейный пр-кт в районе пересечения с ул. 9 Мая; 3. Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая в районе пересечения с ул. Лавочкина; 4. Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, напротив д. 7; 5. Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, напротив ул. Дружбы; 6. Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, напротив д. 8А; 7. Московская область, г. Химки, ул. 9 Мая, напротив д. 10Б, (далее – Рекламные конструкции) установлены на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:10:0010108:32, 50:10:0010102:530, 50:10:0000000:14674. Согласно выпискам из ЕГРН, данные земельные участки находятся в муниципальной собственности, что подтверждается заключенными с АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» долгосрочными договорами аренды, где со стороны арендодателя выступает Администрация.

По результатам рассмотрения, представленных Администрацией на запрос Московского областного УФАС России и приложенных к обращению документов установлено следующее.

Рекламные конструкции внесены в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Химки (далее – Схема) под №№ 809, 810, 813, 818, 768, 819, 820 соответственно. Рекламные конструкции установлены и эксплуатируются на основании действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных ООО «Меридиан».

Во исполнение постановлений Администрации от 08.05.2014 №№ 561, 564, 567 «О предоставлении в аренду АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» земельных участков по адресным ориентирам» между Администрацией и АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» заключены договоры аренды земельных участков №№ ЮА-73, ЮА-78, ЮА-71 от 26.05.2014 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:10:0000000:14674; 50:10:0010108:32; 50:10:0010102:530 (далее – Договоры аренды).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом по договору аренды Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает целевое использование имущества в соответствии с условиями, определенными в договоре аренды.

В соответствии с пунктом 1.1 Договоров аренды, вид разрешенного использования – «для строительства и эксплуатации надземной транспортной скоростной системы (НТСС), зданий и сооружений для целей посадки и высадки пассажиров и их обслуживания, строительства и эксплуатации сопутствующих объектов инфраструктуры, в том числе торгово-офисных площадей».

Согласно пунктам 4.4.2 Договоров аренды, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

Вместе с тем, АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» заключило с ООО «Меридиан» договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, предоставленных АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» на основании Договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

На основании указанных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Администрацией выданы разрешения на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Администрации без проведения обязательных торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, а также земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся на территории городского округа Химки Московской области (далее – Торги).

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В иных случаях заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на арендованном имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться в общем порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в частности, в случае если на арендованном недвижимом имуществе предполагается размещение рекламной конструкции другим лицом, не являющимся арендатором такого имущества.

При этом, при размещении рекламных конструкций следует учитывать целевое использование имущества, указанное в договоре аренды.

В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии Законом о рекламе, отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

дского округа. Таким образом, установка и эксплуатация рекламной конструкции на объекте муниципальной собственности возможна только после заключения договора с собственником объекта муниципальной собственности на основании торгов и получения разрешения органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, разрешения на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций ООО «Меридиан» Администрацией были выданы с нарушением части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Предоставление возможности хозяйствующему субъекту получать доход, незаконно эксплуатируя Рекламные конструкции, установленные на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, является необоснованным предоставлением преимущества - преференцией перед другими хозяйствующими субъектами, и может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действия Администрации в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций ООО «Меридиан» без проведения Торгов привели к созданию для Общества преимущественных условий установки и эксплуатации Рекламных конструкций, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и создали необоснованные препятствия осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке услуг по распространению рекламы, что влечет за собой недопущение, ограничение и устранение конкуренции на указанном рынке.

Московским областным УФАС России 20.07.2021 г. в адрес Администрации направлено предупреждение № 08-21/ПР26-21 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение), согласно которому в тридцатидневный срок с даты получения указанного предупреждения Администрации надлежало принять предусмотренные статьей 19 Закона о рекламе меры, направленные на аннулирование ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций и их демонтаж.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения. Согласно данным Почты России, Предупреждение получено Администрацией 12.08.2021 г. (почтовый идентификатор: 12571262280127).

Срок исполнения, указанный в Предупреждении, истек 13.09.2021 г.

В адрес Управления 13.09.2021 г. поступило письмо от Администрации (вх. № 36276-ЭП/21) согласно которому, Администрацией 09.09.2021 в Арбитражный суд города Москвы подано заявление о признании незаконным и отмене Предупреждения. В связи с чем, Администрация просит приостановить выполнение мер по Предупреждению до вступления в законную силу судебного акта.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Таким образом, Законом о защите конкуренции не предусмотрено приостановление сроков исполнения предупреждения. Учитывая изложенное, Предупреждение в установленный срок не исполнено.

Таким образом, в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15, в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в выдаче ООО «Меридиан» разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без проведения обязательных торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа Химки Московской области, а также земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся на территории городского округа Химки Московской области, что может привести к предоставлению ООО «Меридиан» муниципальной преференции.

На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии с пунктом 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 339,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 050/01/15-1998/2021 к рассмотрению на 27.10.2021 в 14 часов 00 минут по адресу: 123423, г. Москва, Карамышевская набережная, дом 44, 3 этаж, каб. 3.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 050/01/15-1998/2021 в качестве:

- ответчика – Администрацию городского округа Химки Московской области (место нахождения: 141400, Московская область, г. Химки, ул. Московская, д. 15; ОГРН: 1025006177525, ИНН: 5047009801).

3. В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции, Администрации городского округа Химки Московской области представить в течение 10 рабочих дней с даты получения настоящего Определения в адрес Управления следующие документы и сведения:

3.1 актуальные фотографии стороны А и стороны Б Рекламных конструкций (на дату подготовки ответа на Определение);

3.2 указать пункт договора, заключенного между АО «Скоростные транспортные линии «Стрела» и ООО «Меридиан» на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, который содержит гарантии АО «Скоростные транспортные линии «Стрела», позволяющие Обществу заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;

3.3 письменные объяснения и сведения, которые будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению материалов по существу. Также, при невозможности предоставления каких-либо из указанных документов, дать письменные пояснения по каждому пункту с обоснованием причины непредставления.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно предоставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны