Решение б/н Решение от 22 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/27-503/2022
Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 22 апреля 2022 года
«22» апреля 2022 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области |
Члены Комиссии: |
<…> – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью недобросовестной конкуренцией Управления; <…> – заместитель начальника отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления, |
рассмотрев дело № 050/05/27-503/2022, возбужденное по факту размещения в период с 21.12.2021-28.12.2021 рекламы букмекерской конторы «Parimatch» на рекламных конструкциях, установленных на территории Московской области с текстом следующего содержания: «ЗАРЯЖЕН ПОБЕЖДАТЬ www.cska-rugby.ru», с изображением спортсмена на футболке которого размещен логотип PARI MATCH, с признаками нарушения части 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закона о рекламе),
в присутствии представителя ООО «Восток-Медиа» <…> (доверенность б/н от 14.10.2021),
УСТАНОВИЛА:
В Московское областное УФАС России (далее – Управление) поступило обращение физического лица, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении в период с 21.12.2021-28.12.2021 рекламы букмекерской конторы «Parimatch» на рекламных конструкциях, установленных на территории Московской области с текстом следующего содержания: «ЗАРЯЖЕН ПОБЕЖДАТЬ www.cska-rugby.ru», с изображением спортсмена на футболке которого размещен логотип PARI MATCH (свидетельство на товарный знак № 747513 от 18.02.2020). Фоновое изображение рекламы выполнено в фирменных цветах букмекерской конторы «Parimatch».
В ходе рассмотрения обращения установлено, что на рекламных конструкциях, установленных по следующим адресам:
- Московская область, г.о. Красногорск, г. Красногорск,
ш. Волоколамское, 21 км + 390 м, справа; - Московская область, г.о. Красногорск, д. Воронки, д. 32;
- Московская область, г.о. Красногорск, д. Воронки, д. 41;
- Московская область, г.о. Красногорск, а/д М9 «Балтия»,
20 км + 425 м, слева; - Московская область, г.о. Одинцовский, ш. Новорижское, 750 м
не доезжая до пересечения с ш. Мякининским, справа; - Московская область, г.о. Ленинский, с.о. Картинский,
ш. Каширское, в районе 25 км, уч. 106Ю; - Московская область, г.о. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина,
д. Ближние Прудищи; - Московская область, г.о. Одинцовский, р.п. Новоивановское,
ул. Амбулаторная, д. 49; - Московская область, г.о. Мытищи, г. Мытищи, ш. Ярославское,
18 км + 553 м, слева; - Московская область, г.о., г. Мытищи, ш. Ярославское,
18 км + 380 м, слева; - Московская область, г.о. Люберцы, г. Люберцы, ш. Новорязанское, 22 км, уч. 5/2. (поз. 3);
- Московская область, г.о. Котельники, г. Котельники, уч. 6/4 (поз. 2) (далее – Рекламные конструкции) размещена реклама букмекерской конторы «Parimatch» с признаками нарушения статьи 27 Закона о рекламе.
Согласно позиции ООО «Восток-Медиа» объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является сам клуб АНО РК ЦСКА и его игроки, на привлечение внимания к ним и направлена была реклама.
Для фона рекламного макета выбраны сочетания черно-желтых цветов, поскольку это основные цвета логотипа ООО «Восток-Медиа», так как Общество является единственным учредителем и всегда размещает информацию о своей компании на мероприятиях, где участвует АНО РК ЦСКА или размещается информация о клубе.
Логотип «Parimatch» изображен на игровой форме игроков мужской команды АНО РК ЦСКА в рамках спонсорского договора № 20092021-01
от 20.09.2021, заключенного между АНО РК ЦСКА и ООО «Бетринг». В рамках указанного договора ООО «Бетринг» обеспечивает предоставление денежных средств для развития клуба, а клуб обеспечивает размещение предоставленной спонсором (бренд «Parimatch») спонсорской рекламы.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения 1 к договору клуб обязуется разместить логотип спонсора на игровой форме (место титульного спонсора на груди игровых футболок) игроков основного клуба на матчах Чемпионата и матчах клуба.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ООО «Восток-Медиа» (место нахождения: 117105, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Донской, ш. Варшавское, д. 1А, этаж 3, ком. 54) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 16.08.2016 за государственным регистрационным номером 1077759367542,
ИНН: 7703642861.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рекламный материал, размещенный на Рекламных конструкциях, выполнен в корпоративных цветах букмекерской конторы «Parimatch» с использованием элементов оформления (прямоугольники с желтым контуром) «Parimatch».
Согласно позиции Общества слоган «Заряжен побеждать» это краткая формулировка рекламной идеи клуба, о том, что мужская команда РК ЦСКА настроена всегда идти дальше в своих победах, не останавливаться и побеждать все больше и больше.
Вместе с тем, согласно открытым источникам слоган «Заряжен побеждать» является товарным знаком (свидетельство на товарный знак
№ 725811 от 04.09.2019), правообладателем которой является «Риллиус Холдинг Лимитед».
«Риллиус Холдинг Лимитед» также является правообладателем товарного знака PARI MATCH (свидетельство на товарный знак № 747513 от 18.02.2020), изображенного на футболках спортсменов в рекламе.
Товарный знак «Заряжен побеждать» используется букмекерской конторой «Parimatch» в рекламных материалах, в том числе размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.youtube.com/watch?v=wmXppLqEx_k).
Учитывая изложенное, объектом рекламирования в указанной рекламе выступает букмекерская контора «Parimatch» (ООО «Бетринг») и ее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Учитывая изложенное, место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией не установлено.
Согласно части 2 и части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только:
- в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 указанной статьи;
- в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);
- в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года
№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; - в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;
- в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг, на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств)
- в спортивных сооружениях;
- на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.
В силу части 3 статьи 27 Закона о рекламе требования части 2 указанное статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.
Иные способы распространения рекламы основанных на риске игр, пари Законом о рекламе не допускаются.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 2 статьи 27 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 27 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО «Восток-Медиа» является единственным учредителем
АНО «Регби-клуб «ЦСКА» согласно решению № 1 от 14.01.2019 о создании АНО «Регби-клуб «ЦСКА».
Согласно письменным пояснениям Общества на момент размещения рассматриваемой рекламы, Общество являлось владельцем Рекламных конструкций.
Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Восток-Медиа».
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
В ходе рассмотрения дела ООО «Восток-Медиа» не представило документы, подтверждающие прекращение распространения рассматриваемой рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 2 статьи 27 Федерального закона
от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». - Выдать ООО «Восток-Медиа» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>