Решение №КИ/7047/24 по делу № 050/05/5-347/2024 по признакам нарушения законодат... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/5-347/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» мая 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» мая 2024 г.

 

«17» мая 2024 г.                                                                                                                       г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление).

Члены Комиссии:

<...> – <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> – <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления, рассмотрев дело № 050/05/5-347/2024, возбужденное по факту распространения на оборотной стороне платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг ТСЖ «Мир» за февраль 2024 года рекламы следующего содержания: «ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ Онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0 %. 1000 звонок по России бесплатный, 8-800-100-24-24 / VTB.ru. Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1000» с признаками нарушения части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение физического лица от 05.03.2024 №7058-ИП/24 о распространении на оборотной стороне платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг ТСЖ «Мир» за февраль 2024 рекламы следующего содержания: «ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ Онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0 %. 1000 звонок по России бесплатный, 8-800-100-24-24 / VTB.ru. Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1000» с признаками нарушения части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе (далее – Обращение).

Согласно правовой позиции ТСЖ «Мир» от 23.04.2024 № 12798-ЭП/24 печать рекламы на оборотной стороне платежного документа была осуществлена в целях экономии канцелярских товаров. ТСЖ «Мир» не вступал в договорные отношения с Банком ВТБ, листы бумаги с логотипом «ВТБ» были принесены и переданы одним из жильцов ТСЖ.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Информация, размещенная на оборотной стороне рассматриваемого платежного документа, является рекламой, поскольку отвечает всем признакам рекламы согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно является информацией: «ВТБ Онлайн. Оплачивайте ЖКУ без комиссии в ВТБ Онлайн. Перейдите в приложение и оплатите в один клик. 0 %. 1000 звонок по России бесплатный, 8-800-100-24-24 / VTB.ru. Банк ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1000», распространенной на платежном документе, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к финансовым услугам Банка ВТБ (ПАО).

В соответствии с частью 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения указанной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Справочно-информационные сведения не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

Указанная на оборотной стороне рассматриваемого платежного документа информация не относится к социальной рекламе или к справочно-информационным сведениям.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных части 10.3 статьи 5.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов дела следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ТСЖ «Мир» (место нахождения: 142110, Московская область, г.о. Подольск, г. Подольск, ул. Маштакова, д. 3А; ИНН 5036050452; ОГРН: 1025004701270; дата регистрации в качестве юридического лица: 12.08.2002).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ТСЖ «Мир» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                             <...>

 

                                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны