Решение б/н Решение по делу № 050/05/28-176/2021 от 30 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик: ИП Архипов А.П.

 

<…>

 

ИП Вьюхин С.П.

 

<…>

 

                                                         

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/28-176/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2021 года 

В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2021 года

 

«30» июля 2020 года                                                                         г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
(далее – Управление);

Члены Комиссии:

<…>

 – заместитель начальника отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<…>

 – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/05/28-176/2021, возбужденное по факту размещения ИП Архиповым А.П. и ИП Вьюхиным С.П. (далее – Ответчики) рекламы услуг по предоставлению потребительских займов в торговых точках под брендом «Магазин комиссионных товаров «КомиSSионка», с признаками нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствии ИП Архипова А.П. и ИП Вьюхина С.П., извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со сведениями, представленными УФНС России по Московской области местом регистрации индивидуального предпринимателя Архипова Анатолия Петровича (далее – ИП Архипов А.П.) является: <…>, местом регистрации индивидуального предпринимателя Вьюхина Сергея Павловича является: <…> (далее – ИП Вьюхин С.П.).

Согласно абзацу 3 пункта 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое уведомление.

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное индивидуальному предпринимателю, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, указанному самим индивидуальным предпринимателем.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по вышеуказанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

ИП Архипов А.П. и ИП Вьюхин С.П. не получают корреспонденцию, по обстоятельствам, зависящим от них, так как не являются по извещению за Определением и не получают телеграммы.

Таким образом, индивидуальные предприниматели считаются уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В Московское областное УФАС России из ГУ Банка России по Центральному Федеральному округу поступили материалы мониторинга осуществления нелегальной деятельности на финансовом рынке Московской области торговых точек под брендом «Магазин комиссионных товаров «КомиSSионка», в которых осуществляется деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам в нарушение действующего законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно материалам мониторинга, в торговых точках «Магазин комиссионных товаров «КомиSSионка», размещенных по следующим адресам:

- Московская область, г. Видное, ул. Березовая, д. 1; Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 1а; Московская область, г. Подольск, Вокзальная площадь, д. 4а; Московская область, г. Ступино,
пр-т Победы, д. 30 – деятельность осуществляет ИП Вьюхин Сергей Павлович (ИНН: 773771315403);

- Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, д. 2; Московская область, г. Подольск, ул. Советская, д. 25; Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полубоярова, д. 22 – деятельность осуществляет ИП Архипов Анатолий Петрович (ИНН: 772443601897).

По указанным адресам на фасадах зданий, в которых осуществляют деятельность ИП Вьюхин Сергей Павлович и ИП Архипов Анатолий Петрович, размещена реклама о возможности оформления залога.

В ходе рассмотрения указанных материалов установлено, что:

- по адресу: Московская область, г. Видное, ул. Березовая, д. 1 на входной двери в торговую точку «Магазин комиссионных товаров «КомиSSионка» размещена реклама следующего содержания: «Залоги
от 50₽ в день»
;

- по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 1а размещен баннер с рекламой следующего содержания: «КомиSSионка/ СКУПКА ПРДАЖА ЗАЛОГ»;

- по адресу: Московская область, г. Чехов, Вокзальная площадь, д. 2 размещен баннер с рекламой следующего содержания: «КомиSSионка/ БЕРЕМ В ЗАЛОГ! РАБОТАЕМ ОНЛАЙН/ 8(985) 111-62-11»;

- по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Советская, д. 25 на фасаде здания и на штендере размещена реклама следующего содержания: «ЗАЛОГИ от 100 р/день», «ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ», «СКУПАЕМ ДОРОГО/ Б/У/ ЗАЛОГИ ОТ 50 р/д»;

- по адресу: Московская область, г. Подольск, Вокзальная площадь,
д. 4а на фасаде здания размещена реклама следующего содержания: «Деньги под залог»;

- по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полубоярова,
д. 22 размещена реклама следующего содержания: «Коми
SSионка/ВЫКУП Б/у/НЕВЕРОЯТНО ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ ЗАЛОГА/берем в залог практически всё», а также размещены условия залога:

1. «мы берем в залог практически всё с минимальной процентной ставкой;

2. мы гарантируем сохранность Ваших вещей на протяжении всего срока залога;

3. Вы всегда можете продлить срок залога, оплатив % за прошедший период;

4. минимальный срок залога – 2 дня;

5. максимальный срок залога – 7 дней (продлевается);

6. срок залога может быть увеличен, если предмет залога предоставлен Вами в полном комплекте (с коробкой и документами);

7. залоги до 5 000 р. – всего 50 р./день начиная со дня залога;

8. залоги от 5 000 р. до 10 000 р. – всего 100 р./день начиная со дня залога;

9. залоги от 10 000 р. до 15 000 р. – всего 300 р./день начиная со дня залога;

10. залоги свыше 15 000 р. рассматриваются в индивидуальном порядке / Минимальный срок залога 2 дня, в случае выкупа раньше этого срока, % оплачивается за 2 дня (минимум 100 р., при залоге стоимостью
менее 5 000 р.)»

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы. Объектом рекламирования являются услуги по выдаче денежных средств, займов, предоставляемых Ответчиками.

В соответствии со статьей 334 Гражданского кодекса Российской Федерации, под залогом понимается способ обеспечения обязательства, при котором кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Из рекламы, размещенной по вышеуказанным адресам, следует, что Индивидуальные предприниматели выдают займы под залог имущества залогодателя.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ
«О потребительском кредите (займе)», профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности, а именно: Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,  Федеральным законом
от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом
от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

По сведениям ГУ Банка России по Центральному Федеральному округу ИП Вьюхин С.П. и ИП Архипов А.П. не осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, соответственно не имеет права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 13 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьей 38 Закона о рекламе за нарушение части 13 статьи 28 Закона о рекламе ответственность несет также рекламораспространитель.

Рекламораспространителями и рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ИП Вьюхин С.П. и ИП Архипов А.П.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что распространение рассматриваемой рекламы не прекращено по следующим адресам:

  1. Московская область, г. Видное, ул. Березовая, д. 1;
  2. Московская область, г. Подольск, Вокзальная площадь, д. 4а;
  3. Московская область, г. Ступино, пр-т Победы, д. 30;
  4. Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Полубоярова, д. 22

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона
    от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Архипову А.П. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Выдать ИП Вьюхину С.П. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                  <…>

 

 

                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны