Решение №КИ/3400/24 по делу № 050/01/14.6-1603/2023 о нарушении антимонопольного... от 11 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/01/14.6-1603/2023

 

«11» марта 2024 г.                                                                                                                    г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» февраля 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» марта 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 050/01/14.6-1603/2023 (далее Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее Управление).

Члены Комиссии:

<...> <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/01/14.6-1603/2023 по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в неправомерном использовании в отношении салона красоты по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт, д. 66 обозначения, тождественного товарному знаку «ПЕРСОНА имидж-лаборатория» (№ 316837),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение от 10.04.2023 № 12253/23 Общества с ограниченной ответственностью «Персона Делемо» (место нахождения: 109004, г. Москва, пер. Тетеринский, д. 14, стр. 1; ИНН: 7709857172; ОГРН: 1107746552682; дата регистрации в качестве юридического лица: 12.07.2010, далее – ООО «Персона Делемо», Заявитель) о признаках нарушения Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Имидж Лаб».

Согласно обращению Заявитель является исключительным лицензиатом словесного товарного знака «ПЕРСОНА имидж-лаборатория» (№ 316837, далее – Товарный знак), зарегистрированного в том числе в отношении таких услуг 44 класса Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТУ), как услуги салонов красоты.

Заявителю стало известно, что на фасаде салона красоты по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт, д. 66 (далее – Салон красоты) размещены вывески, содержащие обозначение, тождественное Товарному знаку. Салон красоты принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Имидж Лаб» (место нахождения: 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, д. 11, к. 2, кв. 39; ИНН: 7731473710; ОГРН: 1147746721121; дата регистрации в качестве юридического лица: 26.06.2014, далее – ООО «Имидж Лаб», Общество, Ответчик).

Ранее Общество состояло в договорных отношениях с Заявителем и пользовалось Товарным знаком с разрешения ООО «Персона Делемо». Ввиду того, что ООО «Имидж Лаб» перестало вносить платежи за предоставление права использования Товарного знака, 22.12.2022 Заявитель направил в адрес Общества требование о прекращении пользования Товарным знаком. Также ООО «Персона Делемо» обратилось в суд за защитой своих прав (дело № А40-254154/2022).

По информации Заявителя, несмотря на получение Обществом претензии и обращение ООО «Персона Делемо» с иском в суд, ООО «Имидж Лаб» продолжило использование обозначения, тождественного Товарному знаку, что подтверждается сделанными Заявителем 16.03.2023 фотографиями Салона красоты.

Согласно позиции ООО «Персона Делемо» рассматриваемые действия ООО «Имидж Лаб» являются нарушением пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Согласно ответу ООО «Имидж Лаб» на запрос информации от 13.06.2023 № 20441/23 Общество использовало в своей деятельности комбинированный товарный знак «personfamily» (№ 284973, далее – Товарный знак № 2) на основании договора коммерческой концессии от 09.07.2014 № 16-ФДК (далее – Договор), заключенного с Заявителем как с правообладателем Товарного знака № 2. По мнению Общества, Заявитель допустил злоупотребление принадлежащими ему правами, поскольку 22.02.2021 ООО «Персона Делемо» произвело отчуждение исключительного права на Товарный знак № 2 в пользу иного лица и не довело соответствующую информацию до Ответчика.

Общество 27.10.2022 получило досудебную претензию о погашении задолженности по Договору и требование о заключении нового сублицензионного договора.

Ввиду недобросовестного поведения Заявителя Общество сменило название Салона красоты на «PERSONAL» («Персональ»). По мнению ООО «Имидж Лаб», нарушения в действиях Общества отсутствуют, поскольку обозначение «Персона» без разрешения Заявителя Обществом не использовалось и не используется.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Порядок рассмотрения обращений о нарушении антимонопольного законодательства определен статьей 44 Закона о защите конкуренции, а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент).

Согласно части 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее – документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Соответственно, на заявителя возложена обязанность по представлению в антимонопольный орган доказательств, подтверждающих наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого подано обращение.

В свою очередь, антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявления и приложенных к нему доказательств в том объеме, в котором они представлены заявителем, а также оценивает те действия лица, которые заявителем указываются в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации, являются недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, для решения вопроса о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы действия указанного субъекта содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:

1. Совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом.

2. Были направлены на получение преимущества в предпринимательской деятельности.

3. Противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

4. Причинили или были способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесли ущерб его деловой репутации.

Недоказанность хотя бы одного из перечисленных признаков влечет невозможность признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

Необходимо учитывать, что по смыслу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве недозволенной (недобросовестной) конкуренции значение имеет не как таковое соблюдение (нарушение) им гражданского или отраслевого законодательства, а иные обстоятельства:

1) является ли его поведение актом конкуренции – затрагивает права и законные интересы иных участвующих на рынке хозяйствующих субъектов и потребителей;

2) направлено ли оно на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет иных участников рынка – на причинение им действительных или потенциальных убытков, умаление деловой репутации;

3) совместим ли избранный хозяйствующим субъектом способ получения преимуществ с честным предпринимательством – отвечает ли он требованиям законодательства и (или) сложившимся в коммерческом обороте обычаям, представлениям о добропорядочности, разумности и справедливости.

Из этого вытекает необходимость отграничивать нарушения лицом положений гражданского законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о лицензировании, иного законодательства, влекущие за собой получение различного рода выгод и преимуществ, от нарушений, которые направлены на получение выгод и преимуществ в результате недобросовестной конкуренции.

Предметом рассмотрения настоящего дела являются действия ООО «Имидж Лаб» по созданию смешения с ООО «Персона Делемо» посредством неправомерного использования обозначения, тождественного Товарному знаку, в отношении Салона красоты.

Согласно общедоступным сведениям из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации Заявителю в период с 10.05.2012 по 22.02.2021 принадлежало исключительное право на товарный знак «ПЕРСОНА имидж-лаборатория» (свидетельство № 316837 от 21.11.2006). В настоящее время ООО «Персона Делемо» является исключительным лицензиатом Товарного знака.

Указанный товарный знак является словесным товарным знаком, зарегистрированным в отношении услуг 35, 41, 44 классов МКТУ и представляющим собой словосочетание «Персона имидж-лаборатория», где «имидж-лаборатория» является неохраняемым элементом.

Согласно общедоступным сведениям из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации Заявителю в период с 24.12.2010 по 22.02.2021 принадлежало исключительное право на товарный знак «personfamily» (свидетельство № 284973 от 24.03.2005). В настоящее время ООО «Персона Делемо» является исключительным лицензиатом Товарного знака № 2.

У казанный товарный знак является комбинированным товарным знаком, зарегистрированным в отношении товаров 03 и услуг 35, 41, 44 классов МКТУ и представляющим собой обозначение «personfamily», над буквой «f» которого размещен изобразительный элемент в виде стилизованного изображения мягкой игрушки-медведя.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Признаки, позволяющие отнести деятельность хозяйствующих субъектов к одному товарному рынку, содержатся в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 10.6 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже.

3. Определение географических границ товарного рынка.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

В своем обращении Заявитель указывает на то, что под Товарным знаком функционирует сеть имидж-лабораторий «ПЕРСОНА», имеющая высокую репутацию на рынке парикмахерских услуг в России. Сеть имидж-лабораторий «ПЕРСОНА» существует с 1994 года и включает в себя более 110 пользователей Товарного знака в разных городах России, в том числе в Московской области.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены следующим образом: «оказание услуг парикмахерскими и салонами красоты».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ООО «Персона Делемо» (место нахождения: 109004, г. Москва, Тетеринский пер., д. 14, стр. 1; ИНН: 7709857172; ОГРН: 1107746552682; дата регистрации в качестве юридического лица: 12.07.2010) является коммерческой организацией в организационно-правовой форме хозяйственного общества, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) основным видом деятельности Заявителя является аренда интеллектуальной собственности и подобной продукции, кроме авторских прав, идентифицированная кодом 77.40 ОКВЭД.

К дополнительным видам деятельности Заявителя среди прочего относятся торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, идентифицированная кодом 47.75 ОКВЭД, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, идентифицированная кодом 68.20 ОКВЭД, деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе, идентифицированная кодом 68.31 ОКВЭД, деятельность рекламных агентств, идентифицированная кодом 73.11 ОКВЭД.

Заявитель осуществляет основной вид деятельности с 03.08.2020, а дополнительные виды деятельности – с 12.07.2010 (даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ).

ООО «Имидж Лаб» (место нахождения: 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, д. 11, к. 2, кв. 39; ИНН: 7731473710; ОГРН: 1147746721121; дата регистрации в качестве юридического лица: 26.06.2014) является коммерческой организацией в организационно-правовой форме хозяйственного общества, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, идентифицированное кодом 96.02 ОКВЭД. Общество осуществляет указанный вид деятельности с 26.06.2014 (дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ).

Географическими границами товарного рынка, на котором произошел предполагаемый акт недобросовестной конкуренции, является Московская область, поскольку Салон красоты расположен на территории Московской области.

Поскольку ООО «Персона Делемо» предоставляло право использования Товарного знака парикмахерским и салонам красоты на основании лицензионных и сублицензионных договоров, что подтверждается общедоступными сведениями из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Заявитель может рассматриваться в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке оказания услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Таким образом, Заявитель и Ответчик осуществляют деятельность на одном товарном рынке оказания услуг парикмахерскими и салонами красоты в географических границах Московской области с 26.06.2014 по настоящее время и являются конкурентами.

Согласно пункту 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

По вопросу нарушения ООО «Имидж Лаб» пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции Комиссией установлено следующее.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2023 по делу № А40-254154/2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по тому же делу, исковые требования ООО «Персона Делемо» удовлетворены частично, с ООО «Имидж Лаб» по договору коммерческой концессии № 16-ФДК от 09.06.2014 взыскан долг в размере 239 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 460 рублей 15 копеек.

В рамках данного судебного дела рассматривались требования Заявителя относительно взыскания с Общества платы за использование Товарного знака № 2 на основании Договора.

При этом, как указано в рассматриваемом решении суда, требований о взыскании компенсации с Ответчика за нарушение исключительных прав на Товарный знак либо на Товарный знак № 2 в соответствии со статьями 1252, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не заявлялось.

Приложенное к обращению Заявителя требование о прекращении пользования товарным знаком от 08.12.2022 № 0812/01 (почтовый идентификатор: 14270278005226, далее – Требование) содержит информацию о том, что любое использование Товарного знака после получения Требования будет расценено как непосредственный повод для обращения в суд или в антимонопольный орган с целью прекращения такого использования.

По информации, полученной из раздела «Отслеживание почтовых отправлений» сайта АО «Почта России» (https://www.pochta.ru/tracking), Требование возвращено отправителю 26.01.2023.

Следовательно, Ответчик мог узнать о Требовании не ранее 16.02.2023 (дата ознакомления с материалами дела № А40-254154/2022, также содержащими Требование).

В свою очередь, ООО «Имидж Лаб» к правовой позиции от 15.11.2023 № 44033/23 приложена переписка со службой поддержки сервиса «Яндекс Бизнес», датированная 08.12.2021 и 20.11.2022, из которой следует, что Обществом предприняты действия по изменению названия Салона красоты с «Персона» на «PERSONAL».

Изложенное свидетельствует, что еще до получения Требования Ответчиком совершались действия по изменению обозначения, используемого в своей деятельности.

Данные обстоятельства не позволяют установить наличие в действиях Общества такого обязательного признака недобросовестной конкуренции, как направленности на получение преимущества в предпринимательской деятельности.

Доказательства, свидетельствующие о наличии такой направленности, Заявителем в материалы настоящего дела не представлены.

Учитывая изложенное, факт нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не подтвердился.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 23, 41, 48 и 49 Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с пунктом 3.138 Административного регламента, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 050/01/14.6-1603/2023 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Имидж Лаб» (место нахождения: 121471, г. Москва, ул. Гвардейская, д. 11, к. 2, кв. 39; ИНН: 7731473710; ОГРН: 1147746721121; дата регистрации в качестве юридического лица: 26.06.2014) прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                             <...>

 

                                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны