Решение №4012 Решение по жалобе № 4012 от 26 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 4012
на действия (бездействие) при организации и проведении торгов
Дата рассмотрения жалобы по существу 13.04.2016 г. Москва
Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
Стрельникова Д.Ю. – заместителя руководителя Московского областного УФАС России.
Членов Комиссии:
Крылова С.В. – заместителя начальника отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России;
Судариковой И.А. – специалиста 1 разряда отдела контроля за экономической концентрацией и торговой деятельностью Московского областного УФАС России,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу <…> (№ 4012 от 04.04.2016) (далее – заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – Администрации Пушкинского муниципального района Московской области при организации и проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пушкинского муниципального района Московской области в присутствии представителя Пушкинского муниципального района Московской области <…> (доверенность от 12.04.2016 № 22), представителя МБУ «МИР» <…> (доверенность от 12.04.2016 № 21), участвующих в рассмотрении жалобы и в отсутствии заявителя, уведомленных в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), о времени и месте рассмотрения жалобы после объявленного перерыва с 12.04.2016 до 13.04.2016,
УСТАНОВИЛА:
Конкурс по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Пушкинского муниципального района Московской области проводился в соответствии с Конкурсной документацией, утвержденной распоряжением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 29.12.2015 № 226-р (далее – Конкурсная документация; Распоряжение от 29.12.2015 № 226-р).
Состав Конкурсной комиссии утвержден постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 25.12.2015 № 2908 (далее – Постановление № 2908).
Перечень объектов, в отношении которых проводится Конкурс (далее – Перечень) утвержден Распоряжением от 29.12.2015 № 226-р.
Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Московским областным УФАС России в установленном порядке в адрес Заявителя и Организатора торгов направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам Заявителя:
- Организатор торгов не опубликовал протокол вскрытия конвертов на официальном сайте.
- Организатор торгов не опубликовал протокол рассмотрения оценки заявок на официальном сайте.
- Организатор торгов не указал в конкурсной документации сайт специализированной организации.
- Организатором торгов нарушены сроки подписания договоров и перечисления платы за право на размещение в бюджет Пушкинского муниципального района Московской области.
- Организатором торгов не представлены документы, подтверждающие право собственности на НТО, соответствующие требованиям архитектуры.
Согласно позиции Организатора торгов:
- Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялось конкурсной комиссией 09.02.2016. По результатам вскрытия конвертов был составлен Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 09.02.2016, который был размещен на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района Московской области www.adm-pushkino.ru.
- Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 19.02.2016 № 2 был размещен на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района Московской области
www.adm-pushkino.ru. - В соответствии с приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67
«О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и передаче видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России
от 10.02.2010 № 67) и Конкурсной документацией, специализированная организация осуществляет функции от имени организатора конкурса, при этом права и обязанности возникают у организатора конкурса.
Информация о конкурсе размещена на официальном сайте Организатора конкурса – Администрации Пушкинского муниципального района Московской области www.adm-pushkino.ru.
- Заявитель не может ссылаться на нарушение сроков подписания договоров, перечисления платы в бюджет, поскольку он не является участником конкурса и его право не нарушено и не ущемлено.
Проекты Договоров со стороны администрации Пушкинского муниципального района были подписаны, победители конкурса были извещены о необходимости получения и подписания Договоров с их стороны в установленный законом и нормативными правовыми актами срок.
- Нестационарные торговые объекты не являются объектами недвижимого имущества, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что заявка на участие в конкурсе заявителем не подавалась, при этом жалоба содержит сведения (довод 3), которые содержат признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении конкурса либо порядка подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, жалоба по доводам 1,2,4,5 не подлежит рассмотрению в связи с нарушением порядка обжалований действий (бездействия) организатора торгов, установленного частью 2 стать 18.1 Закона о защите конкуренции.
По доводу 3 относительно не указания в Конкурсной документации сайта специализированной организации установлено.
Согласно пункту 1.4 Конкурсной документации специализированная организация – муниципальное бюджетное учреждение «Маркетинг, информация, реклама» (МБУ «МИР»), которое осуществляет функции по организации и проведению Конкурса по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Пушкинского муниципального района Московской области.
Пунктом 1.5 Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденного Постановлением № 2908 установлено, что прием заявок, разработка конкурсной документации, опубликование и размещение извещения о проведении Конкурса на официальном сайте администрации Пушкинского муниципального района Московской области и иных связанных с обеспечением их проведения функций, осуществляет специализированная организация.
Конкурсная документация и извещение о проведении конкурса были размещены специализированной организацией МБУ «МИР» на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района Московской области www.adm-pushkino.ru и доступны для ознакомления.
Таким образом, наличие в Конкурсной документации информации о сайте специализированной организации является необязательным.
Довод не обоснован.
Также Комиссией установлены иные нарушения:
1. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе осуществлялось Конкурсной комиссией 09.02.2016. По результатам вскрытия конвертов был составлен Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 09.02.2016, который был размещен на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района Московской области 12.02.2016.
В соответствии с пунктом 9.7 Конкурсной документации протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе размещается специализированной организацией на официальном сайте в течение дня, следующего за днем его подписания.
Таким образом, специализированной организацией нарушены сроки опубликования протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе на официальном сайте.
2. Пунктом 5.1 Конкурсной документации установлены условия конкурса (далее – Условия), а именно:
- Архитектурные (внешний вид нестационарного объекта, благоустройство прилегающей территории).
- Инвестиционные (размер оплаты за право размещения нестационарных торговых объектов, уровень заработной платы).
- Ассортимент (специализация) (разнообразие, востребованность продукции, преимущественное наличие товаров отечественных производителей).
- Оснащение торгово-технологическим оборудованием (специализированное оборудование, контрольно-кассовые машины, электронные весы и т.д.).
- Социальная значимость (опыт работы на потребительском рынке, обеспеченность квалифицированными кадрами, оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан).
- Дополнительные (применение энергосберегающих осветительных средств).
Условие № 1 (внешний вид нестационарного объекта, благоустройство прилегающей территории).
Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 24.02.2016 № 430 утверждены Требования к архитектурно-дизайнерскому решению нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городских и сельских поселений Пушкинского муниципального района Московской области.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, архитектурно-художественное решение, установленное нормативным правовым актом органа местного самоуправления в качестве обязательного, не может являться предметом оценки.
Применение Условия № 2 в части уровня заработной платы и Условий №№ 4, 5 (специализированное оборудование, контрольно-кассовые машины, электронные весы, опыт работы на потребительском рынке, обеспеченность квалифицированными кадрами) может указывать на предоставление преимущественного права участия в торгах лицам, ранее осуществлявшим эксплуатацию нестационарных торговых объектов.
При этом, хозяйствующие субъекты, планирующие выйти на рынок, оказываются в условиях, не позволяющих им, при прочих равных условиях, победить в торгах.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона
от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» необходимость применения контрольно-кассовой техники установлена только для определенных категорий хозяйствующих субъектов.
Применение указанного Условия может быть препятствием для участия в Конкурсе лиц, осуществляющих деятельность, не требующую использования контрольно-кассовой техники.
Выполнение требования, установленного законом, не может быть критерием оценки предложения участника Конкурса и существенным условием договора.
Условие № 3 (разнообразие, востребованность продукции, преимущественное наличие товаров отечественных производителей).
Согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов,
на территории Пушкинского муниципального района Московской области на 2015-2019, утвержденной постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области все нестационарные торговые объекты, размещенные на территории Пушкинского муниципального района Московской области, имеют свою специализацию.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, специализация нестационарного торгового объекта, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления в качестве обязательного, не может являться предметом оценки.
Неопределенность Условия № 6 (применение энергосберегающих осветительных средств) не позволяет лицам, желающим принять участие в торгах, сформировать конкурсное предложение, которое будет соответствовать потребностям Организатора торгов.
Применение Условия № 6 может привести, с одной стороны к созданию лицам, имеющим представление о практике применения энергосберегающих технологий, преимущественных условий участия в торгах, и с другой стороны – к сокращению новых участников, желающих осуществлять торговую деятельность на территории Пушкинского муниципального района Московской области, но не имеющим возможности сформировать соответствующее потребностям Организатора торгов конкурсное предложение, и как следствие, к ограничению доступа к участию в торгах.
3. В адрес Организатора торгов направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – Уведомление) от 06.04.2016 № 09/СЕ/5228.
Согласно Уведомлению, Московское областное УФАС России руководствуясь частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, требовало приостановить торги до рассмотрения жалобы по существу.
Также, согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае принятия жалобы к рассмотрению, организатор торгов не вправе заключать договоры до принятия антимонопольным органом решения
по жалобе.
Однако, организатором торгов были заключены договоры от 12.04.2016 №№ 26, 27, 23, 24, 25 по лотам №№ 44, 47, 60, 55, 186 и договоры
от 13.03.2016 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 по лотам №№ 22, 74, 131, 34, 190, 176, 174, 137, 119, 114, 40, 129, 57, 45, 38, 63, 154, 4, 180, 177, 179, 185.
На основании изложенного, договоры от 12.04.2016 №№ 26, 27, 23, 24, 25 по лотам №№ 44, 47, 60, 55, 186 и договоры от 13.03.2016 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 по лотам №№ 22, 74, 131, 34, 190, 176, 174, 137, 119, 114, 40, 129, 57, 45, 38, 63, 154, 4, 180, 177, 179, 185 заключенные с нарушением требования, установленного частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, являются ничтожными.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу № 4012 необоснованной.
- Установить иные нарушения порядка организации и проведения торгов.
- Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов и аннулировании Конкурса по лотам №№ 47, 44, 186, 55, 60, 185, 179, 177, 180, 4, 154, 63, 38, 45, 57, 129, 40, 114, 119, 137, 174, 176, 190, 34, 131, 74, 22.
- Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.4 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
Члены Комиссии: Стрельников Д.Ю.
Крылов С.В.
Сударикова И.А.
Примечание: согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
И.А. Сударикова
(499) 755-23-23 доб. (050-250)