Решение №КИ/8488/24 по делу № 050/05/5-419/2024 по признакам нарушения законодат... от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/5-419/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» мая 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «10» июня 2024 г.

 

«10» июня 2024 г.                                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление).

Члены Комиссии:

<...><...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...><...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления, рассмотрев дело № 050/05/5-419/2024, возбужденное по факту размещения в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «Подслушано Подольск» (адрес: https://vk.com/podsluhano_podolsk, далее – Сообщество) рекламы услуг по сопровождению банкротства с признаками нарушения пункта 2 части 5, части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило переданное с письмом ФАС России от 26.01.2024 № 08/6001/24 обращение физического лица от 26.01.2024 № 2986-ЭП/24 (далее – Обращение), содержащее информацию о размещении в Сообществе рекламы с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

26.12.2023 в 11:30 в Сообществе (ссылка на страницу с записью: https://vk.com/podsluhano_podolsk?w=wall-1772472_154732) размещена реклама услуг по сопровождению банкротства граждан следующего содержания: «В России ажиотаж по списанию долгов! С 3 ноября приняты поправки в закон, по которому можно списать долги в 2023 году. Успейте попасть в ноябрьско-декабрьскую волну кандидатов. Списать можно долги по кредитам, микрозаймам и ЖКХ. Процедура проводится официально через МФЦ или арб. суд». Запись с рекламой указанных услуг сопровождается видеороликом выступления Президента Российской Федерации под названием «Упрощенное списание долгов!».

10.01.2024 в 12:04 в Сообществе (ссылка на страницу с записью: https://vk.com/podsluhano_podolsk?w=wall-1772472_157241) размещена реклама услуг по сопровождению банкротства граждан следующего содержания: «В России ажиотаж по списанию долгов! С 3 ноября приняты поправки в закон, по которому можно списать долги в 2023 году. Успейте попасть в ноябрьско-декабрьскую волну кандидатов. Списать можно долги по кредитам, микрозаймам и ЖКХ. Процедура проводится официально через МФЦ или арб. суд». Запись с рекламой указанных услуг сопровождается видеороликом выступления Президента Российской Федерации под названием «Упрощенное списание долгов!».

Из Обращения следует, что соответствующие записи размещены в Сообществе его администратором <...> (ссылка на страницу пользователя: <...>).

В ходе рассмотрения Обращения Управлением установлено, что при регистрации указанной страницы пользователя идентификация его личности не осуществлялась, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, ИНН не запрашивались. При этом регистрация страницы пользователя <...> осуществлена с использованием абонентского номера <...>.

По информации ООО «Тинькофф Мобайл» абонентский номер <...> выделен <...>

<...> свою правовую позицию по настоящему делу в Управление не представил, ввиду чего дело рассмотрено на основании имеющихся документов.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Рассматриваемые записи в Сообществе являются рекламой, поскольку отвечают всем признакам рекламы согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно являются информацией «В России ажиотаж по списанию долгов! С 3 ноября приняты поправки в закон, по которому можно списать долги в 2023 году. Успейте попасть в ноябрьско-декабрьскую волну кандидатов. Списать можно долги по кредитам, микрозаймам и ЖКХ. Процедура проводится официально через МФЦ или арб. суд», распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к услугам по сопровождению банкротства.

В силу пункта 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

По мнению Комиссии, использование в рассматриваемых рекламных записях в Сообществе видеороликов с выступлением Президента Российской Федерации направлено на формирование у потенциальных потребителей впечатления об одобрении рекламируемых услуг органами государственной власти. Помимо этого, текст рекламы содержит следующее выражение: «Процедура проводится официально через МФЦ или арб. суд».

Следовательно, распространение рассматриваемой рекламы осуществлено с нарушением пункта 2 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Проанализировав содержание рекламных записей в Сообществе, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама позиционирует банкротство граждан как беспроблемное и безусловное освобождение от любых долгов без каких-либо негативных последствий, что не соответствует действительности и свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре.

В пользу данного вывода свидетельствует использование таких выражений в тексте рекламы, как «ажиотаж по списанию долгов», «закон, по которому можно списать долги», «успейте попасть в ноябрьско-декабрьскую волну кандидатов».

Следовательно, распространение рассматриваемой рекламы осуществлено с нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 16 статьи 18.1 Закона о рекламе реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Рассматриваемая реклама не содержит пометки «реклама» и указания на рекламодателя такой рекламы.

Следовательно, распространение рассматриваемой рекламы осуществлено с нарушением части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 5 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов настоящего дела следует, что <...> является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы как абонент номера, использованного для регистрации страницы пользователя социальной сети «ВКонтакте», разместившего рекламу в Сообществе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

По состоянию на дату принятия решения по настоящему делу рассматриваемые записи в Сообществе удалены, что подтверждается фотографиями соответствующих страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая изложенное, оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не имеется.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 16 статьи 18.1 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <...> не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                  <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                              <...>

 

                                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны