Постановление б/н Постановление от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 050/04/14.3-2371/2021

«17» февраля 2022 года                                                                             г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела № 050/04/14.3-2371/2021 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), возбужденного в отношении АО «Банк Русский Стандарт» (место нахождения: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36; ИНН: 7707056547, ОГРН:1027739210630), в отсутствии законного представителя АО «Банк Русский Стандарт» (далее – Банк), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, путем направления определения о назначении времени и места рассмотрения дела  № 050/04/14.3-2371/2021 об административном правонарушении (исх. № ДС/2214/22 от 09.02.2022) (далее – Определение) по Почте России (почтовый идентификатор – 80082569461085). Определение получено Банком 15.02.2022.  Банк направил защитника <…> (доверенность № 258 от 05.08.2021),

 

УСТАНОВИЛ:

08.02.2022 начальником отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области <…> составлен протокол № 050/04/14.3-2371/2022 об административном правонарушении (исх. № 08/2232/22 от 09.02.2022).

Московским областным УФАС России установлен факт поступления на принадлежащий заявителю абонентский номер <…> рекламного звонка 30.09.2021 в 12:53 с абонентского номера <…>  следующего содержания: «Добрый день! Отличные новости от Банк Русский Стандарт. Мы увеличили сумму и сохранили для Вас выгодную процентную ставку, именно сегодня действуют специальные условия по предложении. Уделите пожалуйста пару минут и мы расскажем подробнее, для этого нажмите 1<...>» без предусмотренного частью 1 и частью 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) согласия абонента на получение рекламы с использованием сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), ответственность за указанные действия предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), в отношении АО «Банк Русский Стандарт» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

По результатам проведенного административного расследования установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром согласно пункту 3 указанной статьи понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Рассматриваемый входящий звонок, поступивший заявителю 30.09.2021 в 12:53, является рекламой, поскольку отвечает всем признакам рекламы согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно является информацией «Добрый день! Отличные новости от Банк Русский Стандарт. Мы увеличили сумму и сохранили для Вас выгодную процентную ставку, именно сегодня действуют специальные условия по предложении. Уделите пожалуйста пару минут и мы расскажем подробнее, для этого нажмите 1<...>» , распространенной по сетям электросвязи, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к услуге Банка.

Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В силу положений части 2 статьи 18 Закона о рекламе не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Как следует из данного положения, законодательством о рекламе запрещается без участия человека не только применение средств выбора, но и набор абонентского номера для распространения рекламы.

В материалы дела заявителем представлена аудиозапись рекламного звонка, содержащая в начале разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), что позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопомольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Согласно сведениям, представленным ПАО «Мегафон» абонентский номер <…> выделен <…> на основании договора оказании услуг связи № VMS198-74029 от 03.01.2011.

Согласно сведениям, представленным АО «АВАНТЕЛ» абонентский номер <…> выделен АО «Банк Русский Стандарт» в рамках договора № 5956/2020 от 05.02.2020.

По сведениям представленным АО «Банк Русский Стандарт»

в материалы дела, работником Банка была допущена ошибка в одной цифре и звонок на абонентский номер +79268174029 произведен ошибочно.

Согласие на получение абонентом рекламы АО «Банк Русский Стандарт» не предоставило.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Закона о связи рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также – рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Следовательно, согласие  на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно.

АО «Банк Русский Стандарт» не представило доказательств получения предварительного согласия <…> на получение им рекламы 30.09.2021 на принадлежащий заявителю абонентский номер <…> от АО «Банк Русский Стандарт».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 1 и части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, АО «Банк Русский Стандарт» является рекламораспространителем указанной рекламы.

Учитывая изложенное, АО «Банк Русский Стандарт» нарушены требования части 1 и части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Ответственность за совершение административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Время совершения административного правонарушения: 30.09.2021 в 12:53.

Место совершения административного правонарушения: Московская область.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к материалам дела № 050/04/14.3-2371/2021, прихожу к выводу о том, что у АО «Банк Русский Стандарт» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Банком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – АО «Банк Русский Стандарт» (место нахождения: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36; ИНН: 7707056547, ОГРН:1027739210630) подтверждается протоколом по делу № 050/04/14.3-2371/2021 об административном правонарушении от 08.02.2022, другими материалами дела.

Сроки давности привлечения АО «Банк Русский Стандарт» кадминистративной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, не истекли.

Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.

Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено. 

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, по делу является повторное совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 036/04/14.3-15/2022 от 26.01.2022 Воронежского УФАС России.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Банк Русский Стандарт» (место нахождения: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, д. 36; ИНН: 7707056547, ОГРН:1027739210630) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

 Получатель

Номер поля в платежном поручении

(61), (103), (16)

ИНН 7703671069 КПП 773401001

УФК по Московской области (Московское областное УФАС России)

Банк получателя

Номер поля в платежном поручении (13)

ГУ            БАНКА            РОССИИ            ПО

ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ       ОБЛАСТИ

г. Москва

БИК

Номер поля в платежном поручении (14)

004525987

Номер     счета      банка

Номер поля

40102810845370000004

получателя        средств

(номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС))

в платежном поручении (15)

 

Номер счета получателя (номер казначейского

счета)

Номер поля в платежном поручении (17)

03100643000000014800

Назначение платежа

Номер поля в платежном поручении (24)

Штрафы за нарушение законодательства о рекламе по постановлению от 17.02.2022

№ 050/04/14.3-2371/2021

КБК

Номер поля в платежном поручении (104)

161 1 16 01141 01 0003 140

ОКТМО

Номер поля в платежном поручении (105)

46000000

УИН

Номер поля в платежном поручении (22)

16100500000001285906

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по факсу 8(499)755-23-23 доб. 050-892 или по электронной почте to50@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и части 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя                                                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны