Решение №06/24944/20 Решение от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация г.о. Солнечногорск

Московской области

ул. Банковская, д. 2

г. Солнечногорск

Московская область, 141500

АО ГК «ЕКС»

ул. Б. Федоровская, д. 63, пом. 1-6,8,9

г. Ярославль

Ярославская область, 150001

ООО «ТЕРРИКОН»

ул. Рабочая, д. 2, корп. 95, оф. 539В

г. Химки

Московская область, 141401

Решение

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2020 г.

Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела
№ 050/01/17-222/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе:

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии:

<...>,

<...>,

рассмотрев дело в отношении Администрации городского округа Солнечногорск Московской области (далее – Администрация) по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупок, размещенных на сайте zakupki.gov.ru за реестровыми номерами 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке
и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) и 0148200005419000176 (разработка проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области»),

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России с письмом Прокуратуры Московской области от 09.01.2020 № 7/2-3235-2019/4109 поступило обращение физического лица о возможных нарушениях антимонопольного законодательства Администрацией при организации и проведении закупок, размещенных на сайте zakupki.gov.ru за реестровыми номерами 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке и размещению отходов
в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) и 0148200005419000176 (разработка проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области») (далее совместно – Закупки).

Закупки проведены Администрацией в рамках государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 795/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы», а также в соответствии с соглашением о предоставлении в 2019 году субсидии из бюджета Московской области бюджету Солнечногорского муниципального района (городского округа Солнечногорск) Московской области на проектирование и строительство мощностей по обработке твердых коммунальных отходов и мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки твердых коммунальных отходов от 12.04.2019 № КПО-1/2019.

По результатам анализа имеющихся в деле документов установлено следующее.

В отношении закупки с реестровым номером 0148200005419000176 (разработка проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области») и вопроса о возможном сговоре Администрации и участников (победителей) закупки № 0148200005419000176:

Между Администрацией и ООО «Геотехпроект» заключен муниципальный контракт от 03.07.2019 № 0148200005419000176 на разработку проектной, рабочей, сметной документации, материалов инженерных изысканий по объекту: «Комплекс по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области (далее – Контракт). Цена Контракта – 39,5 млн. руб.

Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, рассмотрев 13.09.2019 дело № РНП-31259/19, решила сведения в отношении ООО «Геотехпроект» в реестр недобросовестных поставщиков не включать, в действиях Администрации выявлено нарушение части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 указанной статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым
в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается
с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона
о контрактной системе с учетом положений части 18 указанной статьи, и после предоставления в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта
(за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Вместе с тем, в нарушение части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Администрацией заключен контракт № 157/19-МЗ
(закупка № 3504401330219000176) с ООО «ТЕРРИКОН», занявшим второе место при определении исполнителя.

В проектную документацию подлежала включению в том числе информация об оборудовании, которое планируется размещать на территории соответствующего комплекса, его габаритные размеры, технологические особенности и размещение на территории комплекса.

Закупка № 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) объявлена через 5 дней после заключения муниципального контракта по закупке
№ 0148200005419000176.

Общий срок разработки проектной документации составляет 120 дней,
что может косвенно указывать на невозможность Администрации обладать информацией о том, какое конкретно оборудование и в каком количестве будет необходимо.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции
при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений
или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести
к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий
для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителем Администрации сообщено, что при составлении технического задания к закупке
№ 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке
и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) Администрация применяла технологические решения функционирующих комплексов по переработке отходов в городских округах Зарайск и Рошаль Московской области, что,
по мнению Администрации, может опровергать позицию об отсутствии информации о конкретном оборудовании, его количестве и характеристиках
на момент объявления закупки № 0148200005419000332.

Документов или иных материалов, совокупность которых могла бы дать достаточные основания для установления признаков нарушения Администрацией пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем квалификация действий Администрации по указанной статье невозможна.

В отношении закупки с реестровым номером 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке и размещению отходов
в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной
в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование
и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования
к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии
с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа
к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки
(при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки
в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов
к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии
с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено,
что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными
в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено,
что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,
не допускается.

Закупка с реестровым номером 0148200005419000332 осуществлялась Администрацией в соответствии с документацией, содержащей следующие требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе, такие показатели как: «Мощные, отказоустойчивые нагнетатели», «Высокоэффективные форсунки», «Площадь биофильтра около 800 кв.м.», «Высота заполнения материалом около двух меров», «Специальные воздуховоды», «Высокая эффективность компостирования».

Вместе с тем, документация не содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Кроме того, участникам закупки не представляется возможным определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки при подаче заявки для участия в закупке с реестровым номером 0148200005419000332, вследствие описания предмета закупки общими фразами без установления измеримых показателей.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый
для использования при выполнении работ, для представления подробных сведений о показателях химического состава, результатов испытаний
и показателях технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ.

Также не представляется возможным сформировать конкретные предложения, так как фактически Администрацией не определена потребность, а объективная оценка предложений участников по характеристикам: «Мощные, отказоустойчивые нагнетатели», «Высокоэффективные форсунки», «Площадь биофильтра около 800 кв.м.», «Высота заполнения материалом около двух меров», «Специальные воздуховоды», «Высокая эффективность компостирования» невозможна.

Таким образом, вышеуказанные действия Администрации нарушают
пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено,
что центральным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области по вопросам в области обращения с отходами производства и потребления является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее – Министерство).

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 № 795/39
«Об утверждении государственной программы Московской области «Экология
и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы» и соглашения
о предоставлении в 2019 году субсидии из бюджета Московской области бюджету Солнечногорского муниципального района (городского округа Солнечногорск) Московской области на проектирование и строительство мощностей по обработке твердых коммунальных отходов и мощностей
по утилизации отходов и фракций после обработки твердых коммунальных отходов от 12.04.2019 № КПО-1/2019 документация о закупке с реестровым номером 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса
по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) была согласована с Министерством.

Документация о закупке с реестровым номером 0148200005419000332 была направлена в Министерство 24.06.2019 Комитетом по конкурентной политике Московской области посредством ЕАСУЗ (Единая Автоматизированная Система Управлениями Закупками Московской области; реестровый номер
-074408-19).

Письмом от 26.06.2019 № 12Исх-6087 Министерство согласовало приобретение оборудования на основании представленной документации.

Относительно причин установления и согласования параметров, указанных в документации о закупке с реестровым номером 0148200005419000332: «Мощные, отказоустойчивые нагнетатели», «Высокоэффективные форсунки», «Площадь биофильтра около 800 кв.м.», «Высота заполнения материалом около двух меров», «Специальные воздуховоды», «Высокая эффективность компостирования», Министерство пояснило, что в согласованной Министерством редакции указанные параметры отсутствовали, и Министерство их не согласовывало.

В отношении позиции Министерства и причин включения в документацию о закупке с реестровым номером 0148200005419000332 несогласованных должным образом параметров оборудования представитель Администрации представил письменные возражения и повторно сообщил о согласовании параметров и характеристик приобретаемого оборудования с Министерством.

Согласно пункту 2 регламента работы рабочей группы по оценке обоснованности закупок, образуемой Комитетом по конкурентной политике Московской области, утвержденного распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 12.12.2018 № 27-01-33/18, рабочая группа рассматривает закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые муниципальными заказчиками Московской области и муниципальными бюджетными учреждениями Московской области, по следующим вопросам:

  • обоснованность закупок с начальной (максимальной) ценой контракта, ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), от 50 млн. рублей (включительно), за исключением закупок, осуществляемых на основании пунктов 9, 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
  • обоснованность закупок с начальной (максимальной) ценой контракта, ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), от 1 млн. рублей (включительно), объектом которых являются поставка, аренда автотранспорта (в том числе специализированной техники) или оказание автотранспортных услуг,
    за исключением закупок, осуществляемых на основании пунктов 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
  • обоснованность закупок независимо от начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением закупок, осуществляемых
    на основании пунктов 9, 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 Закона
    о контрактной системе, объектом которых являются:
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • заключение энергосервисного контракта;
  • выполнение работ по разработке программного обеспечения;
  • заключение контракта жизненного цикла;
  • выполнение проектных и (или) изыскательских работ, связанных
    со строительством;
  • реконструкцией объектов капитального строительства,
    за исключением линейных объектов.
  • иные вопросы, связанные с осуществлением закупок, по решению председателя рабочей группы.

Согласование документации о закупке № 0148200005419000332 в части соблюдения требований Закона о контрактной системе при установлении критериев и характеристик к приобретаемому Администрацией оборудованию, не относится к полномочиям Министерства.

Каких-либо доказательств, указывающих на то, что указанные критерии были включены в документацию по указанию Министерства, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено, Комиссией
не установлено.

В соответствии с соглашением о расторжении муниципального контракта от 13.01.2020 № б/н муниципальный контракт № 116/19-МЗ от 19.08.2019
на закупку оборудования для комплекса по переработке и размещению отходов
в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области, заключенный с АО «ГК «ЕКС» по результатам закупки
с реестровым номером 0148200005419000332, расторгнут.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено,
что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа
к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1
статьи 39, частями 14 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции и в соответствии с пунктами 3.88 – 3.139 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию городского округа Солнечногорск Московской области, нарушившей часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в неправомерном включении в документацию закупки с реестровым номером 0148200005419000332 (закупка оборудования для комплекса по переработке и размещению отходов в Солнечногорском муниципальном районе (городском округе Солнечногорск) Московской области) технических параметров (показателей) закупаемого оборудования,
    не позволяющих точно определить соответствие оборудования требованиям,
    без указания максимальных и (или) минимальных значений таких показателей,
    а также значения показателей, которые не могут изменяться.
      1. Правовые основания для выдачи обязательного для исполнения предписания отсутствуют.
      2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для принятия решения о наличии (отсутствии) признаков административного правонарушения в действиях должностных лиц Администрации городского округа Солнечногорск Московской области, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны