Решение №КИ/9365/24 Решение по делу № 050/05/21-638/2024 от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/21-638/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» июня 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «25» июня 2024 г.

 

«25» июня 2024 г.                                                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление).

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью
и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> – заместитель начальника отдела контроля
за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Московского областного УФАС России;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления, рассмотрев дело
№ 050/05/21-638/2024, возбужденное по признакам нарушения Акционерным обществом «Дикси Юг» (место нахождения: 142119, Московская область,
г. Подольск, ул. Юбилейная, д. 32А; ИНН 5036045205; ОГРН 1035007202460;
дата регистрации в качестве юридического лица: 26.03.2001, далее – АО «Дикси Юг», Общество) статьи 9 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при распространении рекламы
в магазине розничных продаж торговой сети «Дикси»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступило заявление <...> от 23.01.2024 № 927-ЭП/24 о распространении рекламы
в магазине розничных продаж торговой сети «Дикси» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

В магазине «Дикси» по адресу: Ярославская область, Рыбинский р-н,
г. Рыбинск, ул. Академика Губкина, д. 33 вместе с кассовыми чеками распространялись рекламные купоны следующего содержания: «ДЖЕК ДЭНИЕЛС ТЕННЕССИ 40% 0.7Л ЗА 1999.90р. Купон действует с 05.01.2024 по 06.01.2024»,
а также «ВЕРМУТ МАРТИНИ В АССОРТИМЕНТЕ 1Л ЗА 999,90 р. Купон действует
с 29.12.2023 по 30.12.2023
» (далее – Информация № 1).

Помимо этого, в магазине «Дикси» по указанному адресу также распространялся рекламный купон следующего содержания: «Скидка в подарок. Сотри – скидка внутри. Соверши покупку от 777 р. Получи купон на кассе. Примени купон при покупке от 777 р. Регистрируй чеки с товарами-участниками в чат-боте и участвуй в розыгрыше» (далее – Информация № 2).

По мнению заявителя, Информация № 1 может распространяться среди несовершеннолетних, а Информация № 2 содержит противоречивую информацию
о правилах и сроках проведения конкурса, что свидетельствует о наличии признаков нарушения Закона о рекламе.

Согласно правовой позиции АО «Дикси Юг» от 19.03.2024 № 4460-ЭП/24 Информация № 1 являлась информацией, размещенной на кассовом чеке
и адресованной конкретному покупателю, ввиду чего она не содержит всех необходимых признаков рекламы.

Информация № 2, по мнению Общества соответствует требованиям статьи 9 Закона о рекламе.

На основании указанного обращения Ярославское межрегиональное УФАС России возбудило дело № 076/05/21-412/2024 по признакам нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе при распространении Информации № 1, а также статьи 9
при распространении Информации № 2.

Материалы дела № 076/05/21-412/2024 были переданы Ярославским межрегиональным УФАС России в Управление и приняты к рассмотрению
с присвоением делу № 050/05/21-638/2024.

Согласно правовой позиции Общества от 27.05.2024 № 16467-ЭП/24, представленной при рассмотрении Управлением настоящего дела, купоны,
на которых размещена Информация № 1, являются информационными чеками, предоставляемыми АО «Дикси Юг» участникам программы лояльности
«Клуб Друзей Дикси» для информирования о доступных на текущий момент привилегиях и активностях. Соответствующая информация адресована конкретному покупателю и не распространяется среди неопределенного круга лиц.

В ходе заседания Комиссии, состоявшегося 13.06.2024, заявитель пояснил,
что он не является участником указанной программы лояльности, однако Информация № 1 присутствовала на выданных ему кассовых чеках.

Рассмотрев материалы настоящего дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса
к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель
или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные
на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов
в Российской Федерации» кассовым чеком является первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003
№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом.

Согласно пояснениям от 07.06.2024 № 18513-ЭП/24, направленным АО «Дикси Юг» в ответ на запрос Управления о предоставлении копий всех кассовых чеков
и выдаваемых к ним дополнительных чеков за 28.05.2024 в магазине «Дикси»
по адресу: Ярославская область, Рыбинский р-н, г. Рыбинск, ул. Академика Губкина, д. 33, Общество сообщило о проведении акции по выдаче 28.05.2024 во всех торговых точках сети «Дикси» дополнительных чеков всем покупателям при покупке товаров на сумму от 300 рублей.

В материалы настоящего дела не представлено документальное подтверждение того, что дополнительные чеки распространялись исключительно среди участников программы лояльности «Клуб Друзей Дикси».

Исходя из содержания Информации № 1, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к алкогольной продукции, формирование и поддержание интереса к ней и продвижение ее на рынке, следовательно, указанная информация является рекламой.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Следовательно, дополнительные чеки не являются кассовыми чеками,
а отвечают всем признакам рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона
о рекламе.

Таким образом, на Информацию № 1 распространяются положения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Информация № 1 не содержит предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что свидетельствует о нарушении части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей
о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия
в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Проанализировав Информацию № 2, Комиссия приходит к выводу, что она является рекламой стимулирующего мероприятия.

Соответствующий купон содержит информацию о сроках проведения акции
(с 04.12.2023 по 29.02.2024), а также следующую запись: «Подробности об акции можно узнать по телефону 8 (800) 101-1001 или на сайте https://newyear.dixy.ru».

На данном сайте размещены правила акции «Розыгрыш СКИДКА
В ПОДАРОК».

Таким образом, факт нарушения статьи 9 Закона о рекламе не подтвердился.

Частью 6 статьи 38 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В силу положений пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).

Из материалов настоящего дела следует, что АО «Дикси Юг» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному
устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой
объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей
на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Согласно пояснениям АО «Дикси Юг» от 15.04.2024 № 6134-ЭП/24
Обществом были проведены технические работы, в результате чего на настоящий момент на дополнительных чеках отображается информации о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не имеется.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона
о рекламе и в соответствии с пунктом 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «Дикси Юг» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела
по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны