Решение №08/20671/21 по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 22 ноября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/01/14.4-699/2021

 

«22» ноября 2021 года                                                                                   г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «22» ноября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Комиссия) по рассмотрению дела № 050/01/14.4-699/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Управление);

Члены Комиссии:

<...><...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> — главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/01/14.4-699/2021 по признакам нарушения ООО «Бюро технической информации МО» (до 14.07.2021 — ООО «БТИ МО») части 1 статьи 14.4, пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в приобретении и использовании ООО «Бюро технической информации МО» исключительного права на фирменное наименование, сходное до степени смешения с наименованием ГБУ Московской области «МОБТИ», а также в совершении ООО «БТИ МО» действий, способных вызвать смешение с деятельностью ГБУ Московской области «МОБТИ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение ГБУ Московской области «МОБТИ» (место нахождения: 143421, Московская область, Красногорский р-н, автодорога Балтия, тер. 26 км, бизнес-центр Рига-Ленд, стр. Б2; ИНН: 5024202164; ОГРН: 1205000000028, далее — Заявитель) о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях ООО «БТИ МО» (место нахождения: 140205, Московская область, г. Воскресенск, ул. Докторова, д. 12А, оф. 8; ИНН: 5005056408; ОГРН: 1125005003221, далее — Ответчик, Общество), выразившегося в приобретении и использовании Обществом исключительного права на фирменное наименование, сходное до степени смешения с наименованием Заявителя, а также в совершении Обществом действий, способных вызвать смешение с деятельностью Заявителя.

Согласно обращению 13.06.1995 было зарегистрировано Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» (далее — ГУП МО «МОБТИ»). 09.01.2020 ГУП МО «МОБТИ» было реорганизовано в форме преобразования в ГБУ Московской области «МОБТИ», являющееся правопреемником указанного унитарного предприятия.

Заявитель сообщил о том, что в адрес Юго-Восточного филиала ГБУ Московской области «МОБТИ» поступила заявка индивидуального предпринимателя (исх. № 48 от 26.10.2020) на изготовление технического паспорта нежилого помещения, также содержавшая просьбу о выполнении работ в обособленном подразделении ГБУ Московской области «МОБТИ», расположенном по адресу: г. Коломна, Советская пл., д. 7.

Заявитель указал, что у него отсутствуют филиалы либо обособленные подразделения, находящиеся по данному адресу.

Как стало известно ГБУ Московской области «МОБТИ», по указанному адресу располагается офис ООО «БТИ МО», а на вывеске размещена информация «БТИ МО кадастровые инженеры».

Общество с ограниченной ответственностью «Бюро технической информации Московской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2012 и до 14.07.2021 имело сокращенное наименование ООО «БТИ МО».

По сведениям Заявителя ООО «БТИ МО» также имеет дополнительные офисы в городах Воскресенск и Домодедово Московской области. На вывеске Ответчика, размещенной по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Докторова, д. 12А, оф. 8, содержится аббревиатура «БТИ», а по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, ул. Кирова, стр. 1, эт. 2, оф. 204 размещена вывеска со следующей информацией: «БТИ. Знак качества».

Также ГБУ Московской области «МОБТИ» в своем обращении указало на то, что на официальном сайте ООО «БТИ МО» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://btimosreg.ru) размещена информация «Все виды кадастровых работ от аттестованных инженеров в Московской области», при этом в левом верхнем углу экрана расположено обозначение «БТИ МО» без полного наименования юридического лица.

Помимо этого, в адресе официального сайта Общества использовано обозначение «mosreg.ru», сходное с адресом официального интернет-портала Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mosreg.ru).

По мнению Заявителя, рассматриваемые действия Ответчика способны ввести в заблуждение потребителей, контрагентов относительно правовой сущности ООО «БТИ МО» вследствие стойкой ассоциации аббревиатуры «БТИ» с государственной организацией, поскольку наименование «БТИ» выполняет идентифицирующую функцию, позволяющую потребителю однозначно выделять определенный вид деятельности — услугу по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

Согласно позиции Общества, изложенной в ответе на запрос информации (вх. № 3855-ЭП/21 от 02.02.2021), на момент регистрации Ответчика регистрирующим органом не было выявлено нарушений или иных ограничений, в том числе ограничений по тождественности наименований.

По мнению Ответчика, аббревиатуры «БТИ» у Заявителя и Общества расшифровываются различным образом («Бюро технической инвентаризации» и «Бюро технической информации» соответственно), что свидетельствует об отсутствии между ними сходства до степени смешения.

Общество полагает, что обозначение «БТИ» является общепринятым и не может использоваться как исключительный элемент фирменного наименования только одной организацией.

Помимо этого, ООО «Бюро технической информации МО» указало, что текущее наименование Заявителя было внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) 09.01.2020, а Общество было зарегистрировано 25.12.2012, то есть ранее указанной даты.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента.

Для решения вопроса о нарушении хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства необходимо, чтобы действия указанного субъекта содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:

1. Совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;

2. Были направлены на получение преимущества в предпринимательской деятельности;

3. Противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

4. Причинили или были способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесли ущерб его деловой репутации.

Недоказанность хотя бы одного из вышеперечисленных признаков влечет невозможность признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

Предметом рассмотрения в настоящем деле являются действия ООО «Бюро технической информации МО», выразившиеся в приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование ООО «БТИ МО», сходное до степени смешения с наименованием ГБУ Московской области «МОБТИ», а также действия ООО «Бюро технической информации МО», способные вызвать смешение с деятельностью ГБУ Московской области «МОБТИ».

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Признаки, позволяющие отнести деятельность хозяйствующих субъектов к одному товарному рынку, приведены в Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок анализа состояния конкуренции).

В соответствии с пунктом 10.6 Порядка анализа состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) Определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) Определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) Определение географических границ товарного рынка;

г) Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно сведениям, представленным Заявителем в Управление, ГБУ Московской области «МОБТИ» в числе прочего осуществляет кадастровую деятельность. Указанный факт подтверждается представленными ГБУ Московской области «МОБТИ» копиями договоров на выполнение кадастровых работ, а также копиями актов сдачи-приемки выполненных работ.

Ответчиком также были представлены доказательства, подтверждающие факт осуществления ООО «Бюро технической информации МО» кадастровой деятельности, в частности, копии договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ, платежных документов.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены следующим образом: «кадастровая деятельность».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ГБУ Московской области «МОБТИ» (место нахождения: 143421, Московская область, Красногорский р-н, автодорога Балтия, тер. 26 км, бизнес-центр Рига-Ленд, стр. Б2; ИНН: 5024202164; ОГРН: 1205000000028) является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, следовательно, указанное учреждение является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГБУ Московской области «МОБТИ» является кадастровая деятельность, идентифицированная кодом 71.12.7 ОКВЭД.

ГБУ Московской области «МОБТИ» осуществляет указанный вид деятельности с 09.01.2020.

ООО «Бюро технической информации МО» (место нахождения: 140205, Московская область, г. Воскресенск, ул. Докторова, д. 12А, оф. 8; ИНН: 5005056408; ОГРН: 1125005003221) является коммерческой организацией в организационно-правовой форме хозяйственного общества, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ одним из дополнительных видов деятельности ООО «Бюро технической информации МО» является кадастровая деятельность, идентифицированная кодом 71.12.7 ОКВЭД.

ООО «Бюро технической информации МО» осуществляет указанный вид деятельности с 15.02.2021 (дата внесения в ЕГРЮЛ записи с соответствующим кодом ОКВЭД). Вместе с тем в материалах настоящего дела имеются документы, подтверждающие факт осуществления ООО «Бюро технической информации МО» кадастровой деятельности ранее указанной даты.

Как ООО «Бюро технической информации МО» пояснило в ответе на запрос информации (вх. № 10969-ЭП/21 от 23.03.2021), фактически осуществляемая Обществом деятельность относится к центральному региону Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Калужская область).

ГБУ Московской области «МОБТИ» в ответе на запрос информации (вх. № 12656/21 от 02.04.2021) указало, что учреждение имеет 19 филиалов, расположенных на территории Московской области.

Следовательно, географическими границами товарного рынка, на котором произошел рассматриваемый акт недобросовестной конкуренции, является Московская область.

Таким образом, ГБУ Московской области «МОБТИ» и ООО «Бюро технической информации МО» осуществляют деятельность на одном товарном рынке кадастровой деятельности в географических границах Московской области с 09.01.2020 по настоящее время и являются конкурентами.

В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

По вопросу приобретения и использования ООО «Бюро технической информации МО» исключительного права на фирменное наименование ООО «БТИ МО», сходное до степени смешения с наименованием ГБУ Московской области «МОБТИ», Комиссией установлено следующее.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII указанного Кодекса (пункт 4 статьи 54 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

В силу пункта 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Таким образом, в пункте 3 статьи 1474 ГК РФ сформулированы три признака противоправности использования другим лицом фирменного наименования правообладателя: во-первых, тождественность используемого другим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или их сходство до степени смешения; во-вторых, осуществление данными юридическими лицами аналогичной деятельности; в-третьих, более позднее включение в единый государственный реестр юридических лиц фирменного наименования второго лица.

Сопоставив сокращенные наименования Заявителя (ГБУ Московской области «МОБТИ») и Ответчика до 14.07.2021 (ООО «БТИ МО»), Комиссия приходит к выводу об их сходстве до степени смешения. В указанных наименованиях используется обозначение «БТИ», а также содержится сокращение «МО», расшифровывающееся как «Московская область».

Также Комиссия отмечает, что правопредшественник ГБУ Московской области «МОБТИ», в наименовании которого также содержалось обозначение «БТИ» (ГУП МО «МОБТИ»), был зарегистрирован в 1995 году, а ООО «Бюро технической информации МО» — в 2012 году.

Ввиду изложенного Комиссией отклоняется довод Общества о более позднем по сравнению с Ответчиком включении наименования Заявителя в ЕГРЮЛ.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлен факт осуществления Заявителем и Ответчиком аналогичной кадастровой деятельности.

Комиссия полагает необходимым указать на то, что в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, продолжает действовать постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Постановление № 1301), в соответствии с которым технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются — БТИ).

Сочетание «БТИ» является общепринятым, содержится в правовых актах федерального и регионального уровня и обозначает организации, занимающиеся техническим учетом жилищного фонда Российской Федерации, то есть аббревиатура «БТИ» означает деятельность специализированных государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации.

Таким образом, аббревиатура «БТИ» воспринимается потребителем как указание на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации согласно Постановлению № 1301.

Нетождественность наименований Заявителя и Ответчика (как полных, так и сокращенных) не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестной конкуренции, поскольку аббревиатура «БТИ» является общепринятым сокращением деятельности государственных и муниципальных организаций по технической инвентаризации, а использование данной аббревиатуры для индивидуализации лица, не относящегося к таким организациям, приводит к недобросовестной конкуренции.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Суда по интеллектуальным правам по делу № А12-34717/2018 от 26.09.2019.

Комиссия отмечает, что, как следует из ответа ООО «Бюро технической информации МО» на запрос информации (вх. № 3855-ЭП/21 от 02.02.2021), Обществом не оказываются услуги по техническому учету жилищного фонда.

Ввиду изложенного Комиссия отклоняет доводы Ответчика, приведенные в письменной правовой позиции по заключению об обстоятельствах дела № 050/01/14.4-699/2021 (вх. № 43964-ЭП/21 от 02.11.2021).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Используя в своем сокращенном фирменном наименовании, на вывесках, а также на официальном сайте аббревиатуру «БТИ», ООО «Бюро технической информации МО» вводит в заблуждение потребителей относительно фактических видов деятельности, которые оно вправе осуществлять, и создает смешение со специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации.

Одновременно Общество приобретает преимущество перед остальными хозяйствующими субъектами, осуществляющими кадастровую деятельность и не имеющими в своем фирменном наименовании указанную аббревиатуру.

По смыслу нормы права, содержащейся в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, недобросовестной конкуренцией признаются и такие действия, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые потенциально могут причинить убытки конкурентам и могут причинить вред их деловой репутации.

Конкуренты ООО «Бюро технической информации МО», оказывающие услуги в сфере кадастровой деятельности на территории Москвы и Московской области, действующие добросовестно, могут понести убытки в виде упущенной выгоды вследствие перераспределения спроса потребителей, введенных в заблуждение относительно лица, оказывающего услугу.

Направленность действий ООО «Бюро технической информации МО» на формирование у потенциальных контрагентов впечатления о связи Общества со специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации (в частности, с Заявителем) также подтверждается использованием в адресе официального сайта ООО «Бюро технической информации МО» обозначения «mosreg.ru», сходного с адресом интернет-портала Правительства Московской области в сети «Интернет».

Как следует из представленной Заявителем копии заявки индивидуального предпринимателя (исх. № 48 от 26.10.2020), контрагенты полагают, что ГБУ Московской области «МОБТИ» и ООО «БТИ МО» являются одним хозяйствующим субъектом либо двумя связанными между собой хозяйствующими субъектами.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые в рамках настоящего дела действия ООО «Бюро технической информации МО» противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Следовательно, в действиях Ответчика содержатся все признаки нарушения части 1 статьи 14.4, пункта 2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Согласно подпункту «л» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

В пояснениях (возражениях) ГБУ Московской области «МОБТИ» относительно обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 050/01/14.4-699/2021 (вх. № 36468/21 от 14.09.2021), содержится ходатайство об изменении фирменного наименования Ответчика.

Комиссия также отмечает, что, несмотря на изменение с 14.07.2021 сокращенного наименования Общества с ООО «БТИ МО» на ООО «Бюро технической информации МО», Ответчик продолжает использовать в своей деятельности аббревиатуру «БТИ», что подтверждается использованной в письменной правовой позиции по заключению об обстоятельствах дела № 050/01/14.4-699/2021 (вх. № 43964-ЭП/21 от 02.11.2021) печатью Ответчика («БТИ МО»), а также указанием на должность лица, подписавшего данный документ («Генеральный директор ООО «БТИ МО»).

Таким образом, Комиссией установлено наличие оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Бюро технической информации МО» (место нахождения: 140205, Московская область, г. Воскресенск, ул. Докторова, д. 12А, оф. 8; ИНН: 5005056408; ОГРН: 1125005003221) нарушившим требования части 1 статьи 14.4, пункта 2 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем приобретения и использования ООО «Бюро технической информации МО» исключительного права на фирменное наименование, сходное до степени смешения с наименованием ГБУ Московской области «МОБТИ», а также совершения ООО «Бюро технической информации МО» действий, способных вызвать смешение с деятельностью ГБУ Московской области «МОБТИ».

2. Выдать ООО «Бюро технической информации МО» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                     <...>

 

                                                                                                                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны