Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № 050/04/14.3-1835/2019

 

«30» мая 2019 года                                                                                     г. Москва

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) <...>, рассмотрев материалы дела № 050/04/14.3-1835/2019 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «Росбанк» (место нахождения: 129090, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, ИНН: 7730060164, ОГРН: 1027739460737, дата регистрации в качестве юридического лица 25.10.2002; далее – ПАО «Росбанк», в отсутствии законного представителя ПАО «Росбанк», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении посредством направления Определения о продлении и об отложении рассмотрения дела
№ 050/04/14.3-1835/2019 об административном правонарушении
(исх. № ДС/7153/19 от 30.04.2019). Общество направило защитника <...>  (доверенность № 170 от 15.03.2019),

 

УСТАНОВИЛ:

 

16.04.2019 начальником отдела контроля за рекламной деятельностью Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области <...> составлен протокол № 050/04/14.3-1835/2019 об административном правонарушении (исх. № 08/5903/19 от 16.04.2019).

Согласно указанному протоколу, Московским областным УФАС России по итогам рассмотрения дела № 08-21/49-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Дело), выразившегося в распространении рекламы без указания всех существенных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее вынесено решение по делу № 08-21/49-18 (от 21.02.2019 исх. № 08/2413/19) (далее – Решение).

Согласно Решению, в Московское областное УФАС России поступило обращение гр. <...>  о направлении 03.11.2018 в 12:58 (отправитель Росбанк) на принадлежащий заявителю абонентский номер <...> СМС-сообщения с рекламой следующего содержания: «Никита Андреевич! Успейте до 20.11.2018. воспользоваться предварительно одобренным кредитом по ставке 13% на сумму до 1500000 руб. Нужен только паспорт <...> Тел.*5434 ПАО Росбанк».

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившегося в умалчивании о всех остальных условиях, определяющих полную стоимость займа, определяемую
в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой, поскольку отвечает всем признакам рекламы, согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно: является информацией «Успейте до 20.11.2018. воспользоваться предварительно одобренным кредитом по ставке 13% на сумму до 1500000 руб. Нужен только паспорт <...> Тел.*5434 ПАО Росбанк», распространенной посредством СМС-сообщений по сетям электросвязи, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к финансовым услугам ПАО «РОСБАНК». 

Согласно позиции ПАО «РОСБАНК», информация, указанная в СМС-сообщении, является не рекламой, а персональным предложением для зарплатных клиентов.

В подтверждение своей позиции ПАО «РОСБАНК» представил в материалы Дела «Выписку из Приложения к решению Комитета по управлению активами и пассивами № 62 от 17.09.2018 г. в части кредитования по продукту «Просто деньги» для зарплатных клиентов». Решением Комитета по управлению активами и пассивами № 62 от 17.09.2018 г. установлены следующие:

 

Тип обеспечения

 

Сегмент

Сумма кредита

50 000 – 499 999

Сумма кредита

500 000 – 3 000 000

13 – 60 мес.

Без обеспечения

Сотрудники компаний «Зарплатный проект», индивидуальные зарплатные клиенты

15,0 %

13,0 %

Таким образом, в информации, направленной заявителю «по ставке 13% на сумму до 1500000 руб.», отражены не все предложения по продукту «Просто деньги» для зарплатных клиентов».

В случае направления персонального предложения, сообщающего о возможности получить кредит, не отменяет требования статьи 28 Закона о рекламе об указании всех существенных условий, влияющих на полную стоимость кредита, если указано хотя бы одно условие.

Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 27.06.2016
№ АД/43482/16 под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

В случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

Сведения, указанные в рассматриваемом СМС-сообщении не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляет интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

На заседании Комиссии по Делу представитель Банка пояснил, что информация, направленная 03.11.2018 в 12:58 заявителю, является офертой.

Согласно части 1 статьи 435 Гражданский кодекс Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ
от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре», к существенным условиям кредитного договора относятся условия о сумме кредита, сроке и порядке его предоставления заемщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита.

Таким образом, оферта должна содержать: сумму кредита, срок и порядок его предоставления заемщику, размер процентов за пользование кредитом, срок и порядок уплаты процентов по кредиту и возврату суммы кредита.

Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания
к кредиту (займу), предоставляемому П
АО «РОСБАНК» («…до 20.11.2018. воспользоваться предварительно одобренным кредитом по ставке 13% на сумму до 1500000 руб. Нужен только паспорт!...»), содержит часть существенных условий предоставления кредита, влияющие на его стоимость («по ставке 13% на сумму до 1500000 руб») и создает впечатление, что какие-либо иные условия (срок, комиссии, штрафы), влияющие на фактическую стоимость кредита, отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием
им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
«О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. № АД/30890/14, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Рассматриваемое СМС-сообщение не содержит информации: о сроке, предоставляемого кредита, о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовой услуги. Вместе с тем, условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги кредита, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления кредита направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой – кредитом, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы  и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого кредита (займа).

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения.

Ответственность за совершение административного правонарушения предусмотрена частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Согласно части 6 статьи 14.3 КоАП, распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Согласно списку кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации Банком России, ПАО «Росбанк» является кредитной организацией, Обществу присвоен регистрационный номер
№ 2272 02.03.1993.

Время совершения административного правонарушения: 03.11.2018 в 12:58.

Место совершения административного правонарушения: Московская область.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к материалам дела № 050/04/14.3-1835/2019, прихожу к выводу о том, что у ПАО «Росбанк» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – ПАО «Росбанк» (место нахождения: 129090, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34, ИНН: 7730060164, ОГРН: 1027739460737, дата регистрации в качестве юридического лица 25.10.2002) подтверждается протоколом по делу № 050/04/14.3-1835/2019 об административном правонарушении от 16.04.2019 г., а также другими материалами дела.

Сроки давности привлечения ПАО «Росбанк» к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.

Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность по делу, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать ПАО «Росбанк» (место нахождения: 129090, г. Москва,
ул. Маши Порываевой, д. 34, ИНН: 7730060164, ОГРН: 1027739460737, дата регистрации в качестве юридического лица 25.10.2002)
виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ИНН 7703671069 КПП 773401001

УФК по Московской области

(для Московского областного УФАС России)

Банк: ГУ Банка России по ЦФО,

р/с 40101810845250010102

БИК 044525000

ОКТМО 46000000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН 16100500000000100902

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по факсу 8(499)755-23-23 доб. 050-892 или по электронной почте to50@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и части 3 статьи 30.1, а также
частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Связанные организации

Связанные организации не указаны