Решение б/н Решение от 11 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 48859

на действия (бездействие) при организации и проведении торгов

Дата рассмотрения жалобы по существу 11.12.2020 г. Москва

Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью
«Трансэнерго» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов (органа, уполномоченного на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций) Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее – Организатор торгов) при организации предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, извещение № 014820000552000030 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – Предварительный отбор), без участия представителя Заявителя; при участии посредством видеоконференцсвязи представителя Организатора торгов – <...>, по доверенности от 09.01.2020 № 2, в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», после объявленного перерыва с 09.12.2020 до 11.12.2020

УСТАНОВИЛА:

Порядок проведения Предварительного отбора установлен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение).

Общие требования к торгам установлены статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Московское областное УФАС России в установленном порядке направило Заявителю и Организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам жалобы:

  1. Установленные в документации Предварительного отбора требование к стажу работы «не менее 5 лет в области выполнения вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию
    и ремонту лифтов» и требование о наличии у не менее чем двух специалистов подтвержденной квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», в соответствии
    с профессиональным стандартом «Специалист по организации монтажа электрических подъемников, лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров» и «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов» противоречат Положению и Градостроительному кодексу Российской Федерации, поскольку указанными нормативными правовыми актами не установлено каких-либо ограничений, сужающих круг специалистов, обладающих необходимым стажем работы
    в конкретной области и подтвержденной квалификации.
  2. Организатором торов завышено требование к количеству специалистов – не менее 8.

Представитель Министерства на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее:

  1. Одним из условий документации является наличие опыта работы не менее 5 лет в области выполнения вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов. Работа по ремонту и замене лифтового оборудования регламентирована Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»). Указанные виды работ должны осуществляться квалифицированным персоналом, имеющим опыт в необходимой сфере,
    что было предусмотрено частью VI документации Предварительного отбора;
  2. Требование к количеству специалистов установлено правомерно
    в соответствии с Положением и письмом Министерства строительства
    и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.2019
    № 20054-АО/06.

В отношении доводов жалобы Комиссия установила следующее.

  1. Согласно подпункту «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования
    к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора
    в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации
и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в указанной части, а именно:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, – наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы
по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно- строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, – не менее чем два специалиста по месту основной работы.

То есть, трактовка подпункта «о» пункта 23 Положения однозначна и упрощенно выглядит следующим образом: «требования к стажу и опыту работников (в том числе генерального директора) определены в пункте 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а к количеству работников – в пункте 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Комиссией осмотрена документация Предварительного отбора, согласно которой Организатором торгов установлены в том числе следующие требования:

  1. Общий трудовой стаж – не менее 5 лет в области выполнения вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, лифтов (в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе
    с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов») и Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743);
  2. Из указанного количества специалистов у участника предварительного отбора должно быть не менее двух специалистов:
  • имеющих подтвержденную квалификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по организации монтажа электрических подъемников, лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров»;
  • имеющих подтвержденную квалификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», в соответствии с профессиональным стандартом «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов».
    При этом один специалист может соответствовать сразу нескольким вышеуказанным требованиям.

В соответствии с пунктом 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона:

а) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

б) оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

г) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации
на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

д) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия,
в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов;

е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

Согласно документации Предварительного отбора его предметом является право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3, 3.2 статьи 4 решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011):

  • для обеспечения безопасности смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию монтаж лифта осуществляется квалифицированным персоналом по монтажу лифтов в соответствии
    с документацией по монтажу, содержащей указания по сборке, наладке
    и регулировке, а также в соответствии с проектной документацией
    по установке лифта;
  • для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта выполняются квалифицированным персоналом.

Согласно Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 под квалифицированным персоналом понимаются физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

В соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.02.2018 № 09-04-06/1526 оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.

Приложением № 5 к Федеральному тарифному соглашению в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденному Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Союзом «Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий» 18.10.2018, определен перечень профессиональных стандартов, утвержденных в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, закрепленных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям за советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта.

Согласно указанному перечню работы по монтажу лифтового оборудования могут осуществлять работники, подтвердившие свою квалификацию в соответствии со следующими профессиональными стандартами:

  • «Работник по монтажу и наладке подъемных сооружений» (приказ Минтруда России от 21.12.2015 № 1056н);
  • «Специалист по организации монтажа электрических подъемников, лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров» (приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 165н).

Исходя из совокупности указанных норм, следует, что ремонт, замена, модернизация лифтового оборудования должна осуществляться квалифицированным персоналом.

Требований, отличных от указанных в перечисленных правовых актах, Организатором торгов не установлено.

Довод Заявителя не обоснован.

2. Требование к количеству работников участника предварительного отбора определено пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.2019 № 20054-АО/06 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций вправе в документации о проведении предварительного отбора устанавливать требования о наличие
в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве двух и более специалистов в зависимости от предмета предварительного отбора.

Постановлением Правительства Московской области от 31.08.2016 № 642/31 «О привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах» уполномоченным органом на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, привлекаемых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, для последующего участия в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Московской области определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 25.09.2019 № 551-РВ «Об утверждении порядка расчета количества наличия в штате частника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационных требованиям, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора» утвержден порядок расчета количества наличия в штате участника предварительного отбора работников (далее – Распоряжение).

Установление Организатором торгов количественных требований
к участникам Предварительного отбора в отношении штатных сотрудников организации, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, основывается на сведениях и расчетах, содержащихся в приложении к Распоряжению, а потребность строительства в кадрах определяется на основе выработки на одного работающего в год, стоимости годовых объемов работ и процентного соотношения численности работающих по их категориям.

В соответствии с указанным обоснованием документацией Предварительного отбора определено необходимое число работников в штате участников Предварительного отбора в количестве 8 человек.

Приведенная Заявителем практика не противоречит указанному выводу, так как в рамках рассмотрения жалобы № 50-06-14110эп/19 сделан вывод о недопустимости произвольного и не подтвержденного какими-либо основаниями увеличения числа работников, а не об отсутствии самой такой возможности.

Довод Заявителя не обоснован.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Трансэнерго» необоснованной.

 

Примечание:

согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны