Решение №КИ/4478/24 по делу № 050/01/15-1686/2022 о нарушении антимонопольного з... от 28 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/01/15-1686/2022

 

«28» марта 2024 г.                                                                                                                   г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «28» марта 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 050/01/15-1686/2022 (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление).

Члены Комиссии:

<...><...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...><...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления, рассмотрев дело № 050/01/15-1686/2022 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии Администрации городского округа Коломна Московской области (далее – Администрация) в части невыполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по распространению рекламы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступили протокол заседания Межведомственной комиссии по координации работы по демонтажу незаконных рекламных конструкций на территории Московской области от 14.12.2021 №06 и материалы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа Коломна Московской области.

Согласно указанным материалам на территории городского округа Коломна Московской области установлены и эксплуатируются рекламные конструкции с нарушением требований законодательства Российской Федерации о рекламе по следующим адресам:

1. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 1);

2. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 2);

3. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 3);

4. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 4);

5. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 5);

6. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 362 (поз. 1);

7. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 362 (поз. 2);

8. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пр-кт Окский, д. 32;

9. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пересечение ш. Акатьевское и пр-да Колычевский;

10. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Астахова, д. 2Б (территория автомобильной парковки);

11. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 94 км + 237 м, слева;

12. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пл. Советская, д. 3;

13. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Ленина, д. 78А (стела);

14. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Ленина, д. 78А;

15. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, напротив д. 56;

16. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 1;

17. Московская область, г.о. Коломна, а/д «Коломна – Озеры», 55 км + 885 м, слева;

18. Московская область, г.о. Коломна, а/д «Коломна – Озеры», 48 км + 700 м, слева;

19. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 103 км + 162 м, слева;

20. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 385;

21. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, съезд с моста через р. Ока в сторону г. Москва;

22. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Щуровская, д. 40А, стр. 1 (щит);

23. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Щуровская, д. 40А, стр. 1;

24. Московская область, г.о. Коломна, ш. Пирочинское, д. 12 (стела);

25. Московская область, г.о. Коломна, ш. Пирочинское, д. 12;

26. Московская область, г.о. Коломна, ш. Пирочинское, д. 46;

27. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, 50 м до пересечения ул. Щуровская и ул. Красноармейская;

28. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьская, д. 125;

29. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьская, д. 49;

30. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, напротив д. 429А;

31. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, напротив д. 404 (стела);

32. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 128;

33. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 122;

34. Московская область, г.о. Коломна, а/д «Коломна – Черкизово – Непецино – Шкинь», 2 км + 850 м, справа;

35. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 102 км + 800 м, справа;

36. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 111 км + 830 м, слева;

37. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 112 км + 280 м, слева;

38. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 115 км + 330 м, слева;

39. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ш. Пирочинское, д. 25;

40. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 111 км + 830 м, справа;

41. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 111 км + 470 м, справа;

42. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 109 км + 430 м, справа;

43. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 108 км + 570 м, справа;

44. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 790 м, слева;

45. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 760 м, слева;

46. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 700 м, слева (стела);

47. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 700 м, слева;

48. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 650 м, слева (стела);

49. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 650 м, слева;

50. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 600 м, слева (стела);

51. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100 км + 600 м, слева;

52. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100-й километр, д. 1;

53. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 90 км + 540 м, справа;

54. Московская область, г.о. Коломна, а/д М-5 «Урал», 100-й километр, д. 1А;

55. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, мкр. 1, д. 7Б;

56. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Свердлова (около ж/д переезда);

57. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 345;

58. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Зайцева, д. 21;

59. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, мкр. имени Маршала Катукова, д. 9;

60. Московская область, г.о. Коломна, а/д «Коломна – Акатьево – Горы – Озеры», 29 км + 0 м;

61. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 102;

62. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, пересечение ул. Холмогорская и ул. Железнодорожная;

63. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, напротив д. 250 (остановка общественного транспорта «Болотово»);

64. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 28;

65. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 14;

66. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 39;

67. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 37;

68. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 106Б;

69. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 45 (около автостанции «Озеры»);

70. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, пер. Советский (около автостанции «Озеры», вблизи цветочного павильона);

71. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина (остановка общественного транспорта «Фабричная);

72. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 53Б;

73. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, мкр. 1, д. 8А;

74. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 4А;

75. Московская область, г.о. Коломна, г. Озеры, ул. Ленина, д. 6;

76. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Девичье поле, напротив д. 10;

77. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пр-кт Кирова, д. 15;

78. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пл. Советская, д. 6;

79. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пл. Советская, д. 3 (поз. 2);

80. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, пл. Советская, д. 3 (поз. 3);

81. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Октябрьская, д. 88;

82. Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Щуровская, д. 13 (далее – Рекламные конструкции).

Рекламные конструкции № 29, 30, 55, 56, 58-82 внесены в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Коломна (далее – Схема), установлены и эксплуатируются без разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Рекламные конструкции № 1-28, 31-54, 57 установлены и эксплуатируются без разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не внесены в Схему.

Администрацией были выданы предписания собственникам Рекламных конструкций о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.

Вместе с тем сведения о демонтаже Рекламных конструкций от Администрации в Управление не поступили.

По итогам рассмотрения указанных материалов Управлением Администрации выдано предупреждение № 08-21/ПР16-22 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение), согласно которому в сорокадневный срок с даты получения указанного предупреждения Администрации надлежало принять предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) меры, направленные на демонтаж Рекламных конструкций.

Согласно данным Межведомственной системы электронного документооборота Предупреждение получено Администрацией 11.03.2022 и зарегистрировано за № 120Вх-5686/2022.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Администрация ходатайствовала о продлении срока исполнения Предупреждения от 03.05.2022 № 120Исх-5410/2022, от 25.06.2022 № 120Исх-8307/2022, от 09.08.2022 № 120Исх-10810/22.

Таким образом, с учетом ходатайств срок исполнения Предупреждения истек 22.09.2022.

В рамках исполнения Предупреждения Администрация осуществила демонтаж Рекламных конструкций № 8, 9, 11, 13-17, 19-21, 23-28, 31-42, 44-55, 59, 60, 62, выдала разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и привела в соответствие со Схемой Рекламные конструкции № 12, 18, 56, 61, 63, 65-71, 73-75, 77-80.

В отношении Рекламной конструкции № 57 установлено, что собственник указанной конструкции обратился в суд с иском об отмене предписания о демонтаже рекламной конструкции.

Вместе с тем Рекламные конструкции № 1-7, 10, 22 установлены и эксплуатируются без разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не внесены в Схему.

Рекламные конструкции № 58, 64, 72, 76, 82 установлены и эксплуатируются без разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, внесены в Схему.

Повторных предписаний о демонтаже незаконно установленных Рекламных конструкций № 1-7, 22, 58, 64, 72, 76, 82 Администрация не выдавала.

Также фактически установленные и эксплуатируемые Рекламные конструкции № 29, 30, 43, 81 не соответствуют выданным Администрацией разрешениям на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и Схеме в части технологической характеристики.

Учитывая изложенное, Управление пришло к выводу о том, что Предупреждение в установленный срок не исполнено.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с неисполнением Предупреждения возбуждено дело № 050/01/15-1686/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Общественные отношения в сфере производства и распространения рекламы на территории Российской Федерации регулируются Законом о рекламе.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с законодательством о рекламе, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Коломна, утвержденного постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 08.04.2016 № 496 «Об утверждении Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Коломна» (далее – Положение) размещение отдельно стоящих рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также рекламных конструкций на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Московской области или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа Коломна, утвержденной постановлением Администрации городского округа Коломна.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе в разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

Пунктом 2.2 Положения установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которое выдается Администрацией городского округа Коломна.

Законом о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Процедура демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций регулируется частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно части 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, на Администрацию возложена обязанность по демонтажу незаконно установленных Рекламных конструкций.

Части 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Закона о рекламе предусматривают действия органов местного самоуправления в случае выявления рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также действия органа местного самоуправления, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Закон о рекламе устанавливает срок исполнения предписания о демонтаже, ограничивая его одним месяцем. Законодательство предусматривает определенные сроки для исполнения Администрацией полномочий по контролю за размещением наружной рекламы. Несмотря на то, что Закон о рекламе не устанавливает период времени между датой истечения срока действия разрешения и датой выдачи предписания владельцу рекламной конструкции о демонтаже рекламной конструкции, между датой истечения срока исполнения предписания владельцу рекламной конструкции о демонтаже рекламной конструкции и датой выдачи предписания собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, между датой истечения срока исполнения предписания собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция и демонтажем рекламной конструкции за счет средств местного бюджета, Администрация обязана исполнить полномочия по контролю за размещением наружной рекламы в разумный срок.

Разумный срок определяет период времени, достаточный для совершения определенного действия.

Согласно материалам дела о незаконно установленных рекламных конструкциях Администрации стало известно с момента получения запроса информации Управления от 29.12.2021 № ДС/23512/21.

Как следует из письма Государственного казенного учреждения Московской области «Мособлреклама» от 23.12.2021 № 52556/21, на заседании 14.12.2021 Межведомственной комиссии по координации работы по демонтажу незаконных рекламных конструкций на территории Московской области был установлен факт эксплуатации незаконных рекламных конструкций, подтвержденный материалами Администрации.

Учитывая изложенное, Администрации стало известно о незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкциях ранее 29.12.2021.

Выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления. В случае длительного непринятия органом местного самоуправления действий, направленных на демонтаж незаконно установленной конструкции (не выдает соответствующее предписание, не обращается в суд), в связи с чем владелец рекламной конструкции получает необоснованное преимущество при осуществлении своей предпринимательской деятельности, такое бездействие органа местного самоуправления может быть рассмотрено на предмет наличия нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В отношении Рекламных конструкций № 1-5 установлено следующее.

Места размещения рекламных конструкций по адресу: Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 1, 2, 3, 4, 5) не внесены в Схему.

В связи с отсутствием мест размещения Рекламных конструкций № 1-5 по адресу: Московская область, г.о. Коломна, г. Коломна, ул. Гагарина, д. 17А (поз. 1, 2, 3, 4, 5) в Схеме Администрацией было принято решение об отказе в предоставлении собственнику указанных конструкций муниципальной услуги по заявлениям Р001-53088001119-34744320, Р001-53088001119-34744512, Р001-53088001119-34744676, Р001-53088001119-34745239, Р001-53088001119-34745534 от 09.07.2020.

19.01.2022 Администрация выдала собственнику рекламных конструкций предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, № 36/22 со сроком демонтажа 19.02.2022.

Исковое заявление о демонтаже Рекламных конструкций № 1-5 в Арбитражный суд Московской области Администрация направила 25.01.2023.

Учитывая изложенное, Администрации было известно о незаконно установленных Рекламных конструкциях № 1-5 еще в 2020 году.

Таким образом, Администрацией с июля 2020 года осуществлялось бездействие в части невыполнения обязанности по демонтажу указанных рекламных конструкций.

Решением Арбитражного суда Московской области от 25.04.2023 по делу № А41-7063/2023, оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по данному делу, исковые требования Администрации удовлетворены частично.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2023 по делу № А41-7063/2023 постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда по данному делу оставлено без изменения.

Рекламные конструкции № 1-5 были демонтированы собственником самостоятельно в соответствии с указанным решением суда и постановлением о возбуждении исполнительного производства от 14.11.2023.

В отношении Рекламных конструкций № 6-7 установлено следующее.

19.01.2022 Администрация выдала собственнику Рекламных конструкций № 6, 7 предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, № 37/22 со сроком демонтажа 19.02.2022. Администрация 19.09.2022 выдала повторные предписания о демонтаже рекламных конструкций собственнику указанных конструкций. Рекламные конструкции были демонтированы собственником в ноябре 2022 года.

В ходе рассмотрения дела также было установлено следующее.

В отношении Рекламной конструкции № 10 Администрация выдала предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, от 30.12.2021 № 24/21 со сроком демонтажа 30.01.2022. Собственник Рекламной конструкции № 10 обратился 13.05.2022 в Администрацию для внесения конструкции в Схему. Указанная рекламная конструкция демонтирована в октябре 2022 года.

В отношении Рекламной конструкции № 22 Администрация выдала предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения от 18.01.2022 № 29/22 со сроком демонтажа 18.02.2022. Указанная конструкция не внесена в Схему, а также не имеет разрешительной документации. Собственник не исполнил указанное предписание. Вместе с тем, Администрация не выдавала повторные предписания и не предпринимала меры по демонтажу конструкции. Указанная рекламная конструкция была демонтирована собственником только в декабре 2022 года.

В отношении Рекламной конструкции № 58 установлено следующее.

18.01.2022 Администрация выдала предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения № 28/22 со сроком демонтажа 18.02.2022.

15.08.2022 Администрация повторно направила собственнику конструкции предписание о демонтаже № 45/22 со сроком демонтажа 15.09.2022.

В связи с неисполнением указанного предписания Администрация выдала предписание о демонтаже собственнику земельного участка, к которому присоединена указанная конструкция, от 26.09.2022 № 50/22 со сроком демонтажа 26.10.2022.

Исковое заявление о демонтаже Рекламной конструкции № 58 в Арбитражный суд Московской области Администрация направила 26.12.2022.

Учитывая изложенное, Администрацией с 19.02.2022 по 14.08.2022 осуществлялось бездействие в части невыполнения обязанности по демонтажу указанных рекламных конструкций.

Решением Арбитражного суда Московской области от 20.09.2023 по делу № А41-101994/2022 рекламная конструкция, установленная по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Зайцева, д. 23, признана установленной ООО «Спортмастер» самовольно.

Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 № 10АП-20550/2023 решение Арбитражного суда Московской области по делу № А41-101994/22 оставлено без изменения.

Рекламная конструкция № 58 демонтирована собственником самостоятельно в соответствии с указанным решением суда.

В ходе рассмотрения дела Администрация выдала разрешения на установку и эксплуатацию Рекламных конструкций № 29, 30, 64, 76, 81 (от 28.03.2023 № 81, от 28.03.2023 № 78, от 10.11.2022 № 115, от 24.01.2023 № 121 и от 24.01.2023 № 120 соответственно).

Рекламная конструкция № 43 была приведена в соответствие со Схемой и разрешительной документацией, что подтверждается письмом Администрации от 11.01.2024 № 681/24.

Конструкция, указанная в Предупреждении под № 57, решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-26897/2021 признана не рекламной.

Рекламная конструкция № 72 демонтирована Администрацией.

Лица, осуществляющие эксплуатацию рекламных конструкций с нарушением требований законодательства о рекламе, не исполнившие предписание органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции, поставлены в преимущественное положение по отношению к лицу, осуществляющему эксплуатацию рекламной конструкции добросовестно, с соблюдением требований Закона о рекламе. Преимущественное положение недобросовестного лица обусловлено тем, что, эксплуатируя рекламную конструкцию в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, в связи с бездействием органа местного самоуправления по демонтажу рекламной конструкции, хозяйствующий субъект обеспечивает приток потребителей своих товаров (работ, услуг), а вследствие этого доход от осуществления своей деятельности, независимо от законности распространения рекламы, в отличие от добросовестного хозяйствующего субъекта.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, если такие акты и действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Бездействие Администрации в части невыполнения обязанности по демонтажу Рекламных конструкций способствовало получению их владельцами необоснованного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по выдаче предписаний и неосуществление действий, направленных на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций, подпадает под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, для квалификации действий Администрации как нарушающих требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции требуется установить, что бездействие по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций создало условия, возможность для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Администрацией продолжительное время с 2021 года осуществлялось бездействие в части невыполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, что способствовало получению их владельцами необоснованного преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Следовательно, в действиях Администрации содержатся все признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно подпункту «в» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 указанной части, обязательные для исполнения предписания о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения по настоящему делу выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, допущенные при установке и эксплуатации рассматриваемых рекламных конструкций, устранены.

Таким образом, основания для выдачи Администрации городского округа Коломна Московской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию городского округа Коломна Московской области (место нахождения: 140407, Московская область, Коломенский г.о., г. Коломна, Советская пл., д. 1, помещ. 514; ИНН: 5022062384; ОГРН: 1215000024018) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем невыполнения обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, находящихся на территории городского округа Коломна Московской области, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по распространению рекламы.

2. Оснований для выдачи предписания не имеется.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                             <...>

 

                                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны