Решение №КИ/5511/24 по делу № 050/05/5-25/2024 по признакам нарушения законодате... от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/5-25/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» апреля 2024 г.

 

«17» апреля 2024 г.                                                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление).

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> заместитель начальника отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,
рассмотрев дело № 050/05/5-25/2024, возбужденное по факту размещения 24.11.2023 в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» объявления следующего содержания: заголовок – «Займ под залог ПТС. Наличными или на карту за 30 минут!»; текст – «Авто от 2005г. выпуска! Авто остается у вас. До 5 млн р. Любая КИ. Прозрачный договор. Одобрение – 99%. Без справок о доходе. Досрочное погашение. В реестре ЦБ. Финансовые услуги оказывает: ООО МКК «ТаймИнвест»; отображаемая ссылка – «yourfinpartner.ru›деньги-под-птс…» с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и письмами прокуратуры Московской области от 29.08.2019 № 7-2246-2019 и от 11.02.2020 № 7-2246/2019/12728 Управлением на территории Московской области проводится мониторинг рекламы финансовых услуг лизинговых компаний и физических лиц, вводящей в заблуждение потребителей относительно условий приобретения товара (природы сделки) при заключении договора купли-продажи и договора лизинга с физическими лицами, где физическое лицо обязуется продать транспортное средство (предмет лизинга) лизингодателю (покупателю) и оно же одновременно выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

При мониторинге информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 24.11.2023 в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» выявлено объявление следующего содержания: заголовок – «Займ под залог ПТС. Наличными или на карту за 30 минут!»; текст – «Авто от 2005г. выпуска! Авто остается у вас. До 5 млн р. Любая КИ. Прозрачный договор.
Одобрение – 99%. Без справок о доходе. Досрочное погашение. В реестре ЦБ. Финансовые услуги оказывает: ООО МКК «ТаймИнвест
»; отображаемая ссылка – «yourfinpartner.ru›деньги-под-птс…».

В ходе рассмотрения результатов мониторинга Управлением установлено, что материалы для размещения указанного объявления были предоставлены Обществом с ограниченной ответственностью «Ваш Финансовый Партнер» (место нахождения: 109428, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Рязанский, пр-кт Рязанский, д. 10, стр. 18, помещ. 5Н/10; ИНН: 9721094650; ОГРН: 1207700061051; дата регистрации в качестве юридического лица: 13.02.2020, далее – ООО «Ваш Финансовый Партнер»).

ООО «Ваш Финансовый Партнер» правовую позицию по настоящему делу не представило, ввиду чего дело рассмотрено на основании имеющихся документов.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к услугам по предоставлению займа, оказываемым ООО МКК «ТаймИнвест», формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления займа, следовательно, она является рекламой финансовых услуг ООО МКК «ТаймИнвест».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 1 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

ПТС – паспорт транспортного средства, документ, в котором содержатся сведения о технических характеристиках, идентификационных данных, а также сведения о собственниках. Данный документ не может выступать в качестве обеспечения по кредиту или займу, поскольку как таковой ценности он не имеет: он может быть потерян, восстановлен, может быть сделан его дубликат и т.д. Обеспечением по договору займа всегда выступает автомобиль, принадлежащий заемщику, при этом заключается договор займа под залог автомобиля с правом пользования.

С учетом изложенного, использованное в рассматриваемой рекламе выражение: «Займ под залог ПТС» не соответствует действительности, поскольку фактически деньги выдаются под залог имущественных прав на транспортное средство.

Рекламный слоган «Займ под залог ПТС» вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно оказываемых ООО МКК «ТаймИнвест» услуг и нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).

Согласно позиции ФАС России рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе.

Согласно ответу ООО «Яндекс» на запрос информации от 27.11.2023 № КИ/20672/23 рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг от 01.10.2020 № 1140118/20, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Промо Групп».

В свою очередь, ООО «Промо Групп» в ответе на запрос информации от 11.01.2024 № 679-ЭП/24 пояснило, что 20.07.2022 между ООО «Промо Групп» (исполнитель) и ООО «Ваш Финансовый Партнер» (заказчик) заключен договор № 1048 на оказание услуг по размещению рекламы в сети «Интернет».

Согласно условиям данного договора и медиаплану № 1 к указанному договору исполнитель обязался осуществлять настройку и ведение контекстной рекламы для следующих сайтов: https://time-invest.ru и https://yourfinpartner.ru.

Рассматриваемая контекстная реклама размещалась исполнителем в сети «Интернет» на основе материалов, предоставленных заказчиком.

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Ваш Финансовый Партнер» как лицо, определившее содержание рекламы.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

На дату вынесения решения по настоящему делу у Комиссии отсутствуют сведения о продолжении распространения спорной рекламы.

Таким образом, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-48 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:                                                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                             <...>

 

                                                                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны