Постановление №ОМ/21546/23 по делу № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонар... от 8 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
по делу № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонарушении
«07» декабря 2023 г. г. Москва
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) <...>, рассмотрев материалы дела №050/04/14.3-2758/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Зенком» (адрес юридического лица: 143180, Московская область, г. Одинцово, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 8, офис 201, ИНН: 5015007791, ОГРН: 1065015014195, дата регистрации в качестве юридического лица: 06.07.2006, далее – ООО «Зенком», Общество), в отсутствие законного представителя ООО «Зенком», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством направления Определения о назначении времени и места рассмотрения дела № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонарушении от 23.11.2023 № ОМ/20402/23 (далее – Определение) по Почте России (почтовый идентификатор – 80104590154771). Согласно данным Почты России Определение получено Обществом 06.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
Начальником отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области <...> составлен протокол № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонарушении (от 21.11.2023 № 08/20237/23).
Согласно указанному протоколу Московским областным УФАС России (далее – Управление) по итогам рассмотрения дела № 050/05/5-1877/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Дело), выразившегося в размещении 27.06.2023 на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gismeteo.ru/weather-zvenigorod-11444/ в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» рекламы ООО «Зенком» следующего содержания: «Первый интернет в Звенигороде/Лучший интернет-провайдер в Звенигороде» с не соответствующими действительности сведениями о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, вынесено решение по делу № 050/05/5-1877/2023 (от 14.09.2023 № КИ/15882/23) (далее – Решение).
Согласно Решению в Управление поступило обращение АО «Уфанет» (далее – Заявитель) о размещении 27.06.2023 на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gismeteo.ru/weather-zvenigorod-11444/ в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» рекламы ООО «Зенком» следующего содержания: «Первый интернет в Звенигороде/Лучший интернет-провайдер в Звенигороде» с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
По мнению Заявителя, использование ООО «Зенком» в контекстной рекламе некорректного сравнения с использованием слов «первый» и «лучший» создает впечатление у неопределенного круга лиц о превосходстве услуг оператора связи ООО «Зенком» по сравнению с услугами иных операторов связи, в том числе АО «Уфанет». Конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, реклама не содержит.
ООО «Зенком» (адрес юридического лица: 143180, Московская область, г. Одинцово, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 8, офис 201) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 06.07.2006 за государственным регистрационным номером 1065015014195, ИНН: 5015007791.
В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования –товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.gismeteo.ru/weather-zvenigorod-11444/ в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ» направлена на привлечение внимания к интернет провайдеру «Зенком».
Таким образом, указанная информация содержит все признаки рекламы:
-
является информацией и публично распространена в сервисе контекстной рекламы «Яндекс.Директ»;
-
адресована неопределенному кругу лиц;
-
направлена на привлечение внимания к интернет провайдеру «Зенком».
Учитывая изложенное, место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лица или потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории ее распространения и кругу лиц – потребителей рекламы, Комиссией не установлено.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», «самый» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Рассматриваемая реклама не содержит критериев, по которым интернет провайдер «Зенком» «первый» и «лучший» интернет-провайдер в Звенигороде.
Реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к товарам и услугам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара на рынке, в связи с чем использование в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же рынке. Включение подобных высказываний без достаточных доказательств их истинности расценивается как недостоверная реклама.
Таким образом, использование в спорной рекламе словосочетания «Первый интернет в Звенигороде/Лучший интернет-провайдер в Звенигороде» напрямую противоречит пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Таким образом, в рассматриваемой рекламе ООО «Зенком» в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе использованы не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Зенком».
Ответственность за совершение административного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Дата совершения административного правонарушения: 27.06.2023.
Место совершения административного правонарушения: Московская область.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к протоколу, прихожу к выводу о том, что у ООО «Зенком» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.
Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – ООО «Зенком» (адрес юридического лица: 143180, Московская область, г. Одинцово, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 8, офис 201, ИНН: 5015007791, ОГРН: 1065015014195, дата регистрации в качестве юридического лица: 06.07.2006) подтверждается протоколом по делу № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонарушении от 21.11.2023, а также другими материалами дела.
Сроки давности привлечения ООО «Зенком» к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП, не истекли.
Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность.
Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
Дело № 050/04/14.3-2758/2023 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки.
Таким образом, рассмотрев в совокупности все обстоятельства дела, должностным лицом Управления не установлена возможность применения норм статьи 4.1.1 КоАП.
Вместе с тем при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1 статьи 4.1.2 КоАП).
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, ООО «Зенком» включено с 01.08.2016 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предпринимателя.
В силу нахождения на момент совершения административного правонарушения Общества в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предпринимателя размер административного штрафа, налагаемого на ООО «Зенком» подлежит уменьшению до половины минимального штрафа, предусмотренного частью 1 статьей 14.3 КоАП.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 КоАП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Зенком» (адрес юридического лица: 143180, Московская область, г. Одинцово, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 8, офис 201, ИНН: 5015007791, ОГРН: 1065015014195, дата регистрации в качестве юридического лица: 06.07.2006) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель |
Номер поля в платежном |
ИНН 7703671069 |
Банк получателя |
Номер поля в платежном |
ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва |
БИК |
Номер поля в платежном |
004525987 |
Номер счета банка получателя средств |
Номер поля в платежном |
40102810845370000004 |
Номер счета получателя (номер казначейского счета) |
Номер поля в платежном |
03100643000000014800 |
Назначение платежа |
Номер поля в платежном |
Штрафы за нарушение законодательства о рекламе по постановлению от 07.12.2023 |
КБК |
Номер поля в платежном |
161 1 16 01141 01 0003 140 |
ОКТМО |
Номер поля в платежном |
46000000 |
УИН |
Номер поля в платежном |
16100500000001833482 |
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по электронной почте to50@fas.gov.ru.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и части 3 статьи 30.1 а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя <...>