Заключение №МШ/15136/23 Заключение об обстоятельствах дела № 050/01/10-484/2023 от 1 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 050/01/10-484/2023

 

29 августа 2023 г.                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,
рассмотрев дело №
050/01/10-484/2023 по признакам нарушения
АО «Военторг-Москва» (место нахождения: 2-й Вязовский пр-д, д. 4а, стр. 1, Москва, 109428) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя АО «Военторг-Москва»  <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России из ФАС России поступили материалы проверки Главной военной прокуратуры в части доводов
о нарушении АО «Военторг-Москва» антимонопольного законодательства
на территории Московской области (вх. № 44351/22 от 22.11.2022).

Согласно результатам проверки Главной военной прокуратуры в период
с января по сентябрь 2022 года АО «Военторг-Москва» на территории военных госпиталей ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России (место нахождения: Маштакова ул., д. 4, г. Подольск, Московская область, 142110), ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» Минобороны России (место нахождения:
п. Новый, 3 ЦВКГ им. Вишневского, д. 1, г.о. Красногорск, Московская область, 143420), ФГБУ «НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского» Минобороны России филиал № 1 (место нахождения: ул. Светлая, д. 11, г. Красногорск, Московская область, 143403), а также на территории войсковой части № 85084
(р.п. Калининец, Наро-Фоминский г.о., Московская область, 143370)
(далее – Закрытые военные объекты)
осуществляло розничную реализацию продовольственных и непродовольственных товаров по ценам, значительно превышающим средние потребительские цены на территории Закрытых военных объектов Московской области.

В рамках своих полномочий Московское областное УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке
в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующем товарном рынке,
а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий.

При рассмотрении материалов проверки Главной военной прокуратуры
на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Московским областным УФАС России проведена работа по установлению признаков доминирующего положения АО «Военторг-Москва» на рынке оказания услуг по розничной реализации продовольственных
и непродовольственных товаров, а также по сравнительному анализу розничных цен на территории Закрытых военных объектов Московской области.

В ходе анализа представленных материалов установлено, что
АО «Военторг-Москва» (место нахождения:
2-й Вязовский пр-д, д. 4а, стр. 1, Москва, 109428, ИНН: 9721002000) является юридическим лицом, которое
в соответствии с пунктом 4.1 Устава АО «Военторг-Москва» осуществляет
свою деятельность в интересах обеспечения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, государственных и иных заказчиков.

АО «Военторг-Москва» 03.06.2016 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1167847246819.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО «Военторг-Москва» является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки,
и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

АО «Военторг-Москва» входит в одну группу лиц с АО «Военторг»
(место нахождения: Большая Пироговская ул., д. 23, Москва, 119435). Суммарная выручка АО «Военторг-Москва» за 2021 год составила 1 445 172 000 рублей.

Таким образом, исключения, установленные частью 2.2 статьи 5
Закона о защите конкуренции, на АО «Военторг-Москва» не распространяются.

Пунктом 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции
по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля
за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России
от 25.05.2012 № 345, установлено, что определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется
по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему Порядку проведения анализа состояния конкуренции, утвержденному приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок),
и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых
и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

При проведении анализа рынка установлено отсутствие на территории Закрытых военных объектов Московской области иных организаций, осуществляющих оказание услуг по розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров, а также отсутствие альтернативного способа приобретения товаров за пределами Закрытых военных объектов.

В качестве альтернативы рассматривались такие способы приобретения товаров, как приобретение в ближайших магазинах и торговых сетях, заказ через онлайн-магазины, доставка почтовыми отправлениями.

На территории Закрытых военных объектов Московской области для военнослужащих и иных лиц действует специальный пропускной режим, ограничивающий выход с целью приобретения необходимых товаров.

Кроме того, на территории Закрытых военных объектов Московской области отсутствуют специально оборудованные пункты по приему-передаче продовольственных и непродовольственных товаров, потенциально поступающих военнослужащим и лицам, проходящим лечение в военных госпиталях.

Согласно пункту 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров
в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается
на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении
в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи
с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 % от цены товара), и если при этом антимонопольный орган
не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место,
а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Учитывая изложенное, способ передачи товаров через родственников также не может рассматриваться как альтернатива в связи с тем, что затраты
на проезд от места жительства до Закрытых военных объектов могут
превышать 10 % барьер, определенный пунктом 3.7 Порядка.

Отсутствие альтернативных способов передачи товаров подтверждены результатами опроса потенциальных потребителей, проведенного путем «теста гипотетического монополиста», согласно пунктам 3.8, 3.9 Порядка.

Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность
на рынке розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров на территории Закрытых военных объектов Московской области, отсутствуют.

Таким образом, АО «Военторг-Москва» занимает доминирующее положение с долей 100 % в географических границах Закрытых военных объектов Московской области, а рассматриваемый рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта
(за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Вместе с тем, само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта не является нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее
положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются
или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции
и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов)
в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Московским областным УФАС России проведен сравнительный
анализ розничных цен АО «Военторг-Москва» со средними розничными потребительскими ценами Московской области по данным Федеральной
службы государственной статистики (Росстат) на продовольственные
и непродовольственные товары, по результатам которого выявлено значительное превышение розничных цен АО «Военторг-Москва» над ценами, сформировавшимися в Московской области (Таблицы № 1 и № 2).

 

Таблица № 1. Сравнительный анализ цен АО «Военторг-Москва»
со средними ценами в Московской области на продовольственные товары, взятые выборочно, исходя из первой необходимости с учетом статуса заведений.

Наименование

товара

Розничные цены АО «Военторг-Москва», руб.

Средние цены по данным Росстата, руб.

Разница,

в %

Молоко питьевое стерилизованное

«Домик в деревне» 2,5 %, 1 л.

150

101,3

48,08 %

Сахар-рафинад кусковой «Русский», 1 кг.

175

84,6

106,86 %

Чай черный пакетированный «Гринфилд Классик Брекфаст», 25 п., 50 г.

160

83,41

91,82 %

Вода питьевая негазированная «Аква Минерале», 1 л.

85

55,68

52,66 %

Вода питьевая минеральная «Нарзан», 1 л.

105

55,68

88,58 %

Кофе растворимый «Нескафе голд», 150 г.

690

485,73

42,05 %

Шоколад

Бабаевский классический «Вдохновение», 100 г.

140

112,2

24,78 %

Печенье овсяное классическое «Полет», 400 г.

145

105,18

37,86 %

 

Таблица № 2. Сравнительный анализ цен АО «Военторг-Москва»
со средними ценами в Московской области на непродовольственные товары, взятые выборочно, исходя из первой необходимости с учетом статуса заведений.

Наименование

товара

Розничные цены
АО «Военторг-Москва», руб.

Средние по данным Росстата, руб.

Увеличение, в %

Салфетки влажные

«Хаус Люкс», 20 шт.

75

34,75

115,83 %

Зубная щетка «Колгейт», 1 шт.

140

113,46

23,39 %

Зубная паста «Сплат», 100 мг.

225

139,05

61,81 %

Пена для бритья

«Нивея Ультра», 200 мл.

245

208,48

17,52 %

Пена для бритья

«Арко Мен Экстра» 200 мл.

235

208,48

12,72 %

Гель для душа

«Нивея Ультра Мен», 250 мл.

240

170,39

40,85 %

 

Из таблиц усматривается существенное превышение среднерозничных цен на отдельные товары со стороны АО «Военторг-Москва», что с учетом монопольного положения АО «Военторг-Москва» на территории Закрытых военных объектов указывает на признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства Московским областным УФАС России возбуждено дело
050/01/10-484/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении АО «Военторг-Москва» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением
на рынке розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров на территории Закрытых военных объектов Московской области.

В рамках рассмотрения дела АО «Военторг-Москва» пояснило,
что в период с января по сентябрь 2022 года, а также на предшествующие периоды не устанавливались повышенные или отличные от остальных объектов наценки на реализуемые товары на территории Закрытых военных
объектов Московской области. Установленные наценки на реализуемые продовольственные и непродовольственные товары позволяют АО «Военторг-Москва» получать низкий уровень рентабельности.

Указанные доводы Комиссией не приняты по следующим основаниям.

При анализе данных АО «Военторг-Москва» установлено, что в период
с 01.01.2022 по 15.12.2022 АО «Военторг-Москва» также реализовывало
в Закрытых военных объектах продовольственные и непродовольственные товары по завышенным ценам, что находит свое подтверждение в увеличении торговой наценки (Таблицы № 3 и № 4).

 

Таблица № 3. Изменение торговой наценки при реализации продовольственных товаров на территории Закрытых военных объектов Московской области за период с 01.01.2022 по 15.12.2022.

Наименование товара

с 01.01.2022

по 03.10.2022

с 04.10.2022

по 24.10.2022

с 25.10.2022

по 15.12.2022

Вода «Шишкин Лес»

без газа, 1 л.

62 %

42 %

32 %

Вода «Черноголовка»

без газа, 0,5 л.

89-104 %

63 %

43 %

Чай черный «Гринфилд Классик Брекфаст»,

25 п. 50 г.

52-59 %

33 %

27 %

Мини рулеты «Мастер Десерта» вареная сгущёнка,

175 г.

65-69 %

42 %

17-29 %

Рулет «Севен Дейс» лесная ягода, 300 г.

60-70 %

35 %

23 %

 

Таблица № 4. Изменение торговой наценки при реализации непродовольственных товаров на территории Закрытых военных объектов Московской области за период с 01.01.2022 по 15.12.2022.

Наименование товара

с 01.01.2022

по 03.07.2022

с 04.07.2022

по 19.10.2022

C 20.10.2022

по 15.12.2022

Шампунь

«Шаума Мен

Интесив», 380 мл.

50 %

60 %

36 %

Пена для бритья «Нивея активный комфорт увлажнение», 200 мл.

52 %

100 %

20 %

 

Таким образом, АО «Военторг-Москва» на протяжение девяти
месяцев поддерживало монопольно высокую цену на продовольственные
и непродовольственные товары, которая была снижена только на момент проведения проверки Главной военной прокуратурой.

Письмом от 27.03.2023 № 1093 АО «Военторг-Москва» представило правовую позицию, согласной которой убыточность торговых объектов
не является основанием для закрытия торговых объектов, АО «Военторг-Москва» обязано организовывать торговлю и питание на всех объектах, указанных Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно информации АО «Военторг-Москва» торговые объекты
АО «Военторг-Москва» неразрывно связаны с деятельностью Министерства обороны Российской Федерации. Деятельность торговых объектов
АО «Военторг-Москва», в отличие от крупных торговых сетей («Пятерочка», «Магнит», «Дикси» и др.), организовывается для обеспечения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащих, проходящих воинскую службу.

Учитывая изложенное, АО «Военторг-Москва осуществляет свою деятельность на товарном рынке, отличном от рынка, на котором действуют федеральные торговые сети, ввиду специфики розничной реализации,
которая осуществляется только
для определенной категории потребителей
с ограниченным ассортиментом товаров, а также меньшим объемом реализации и проходимостью покупателей.

Вместе с тем по данным отчета о финансовых результатах
в деятельности АО «Военторг-Москва» отсутствует убыточность. За 2022 год прибыль от продаж составила 53 929 000 рублей, что на 54,40 % больше полученной прибыли за 2021 год 34 928 000 рублей.

В рамках рассмотрения дела АО «Военторг-Москва» сообщило
об осуществлении действий, направленных на недопущение ущемления прав военнослужащих и лиц, проходящих лечение в военных госпиталях Министерства обороны Российской Федерации, и оказание поддержки военнослужащим Российской Федерации (вх. от 28.03.2023 № 10298-ЭП/23).

По результатам проведенных мероприятий АО «Военторг-Москва» совместно с командирами войсковых частей и воинских формирований определен перечень продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости для военнослужащих действующих войск и лиц, проходящих стационарное лечение.

В перечень продовольственных и непродовольственных товаров вошли следующие товары: зубная паста, зубная щетка, гель для душа, шампунь для волос, пена/гель для бритья, дезодорант, одноразовые бритвенные станки, вода питьевая негазированная, чай черный пакетированный, кофе растворимый, сахар, молоко, пряники/печенье, шоколад.

В соответствии с составленным перечнем в торговых объектах
АО «Военторг-Москва» принято решение об установлении и поддержании минимальной розничной цены на указанные товары на территории Закрытых военных объектов.

Таким образом, в силу возложенных обязанностей у АО «Военторг-Москва» имелась возможность по снижению цен, что подтверждается представленными сведениями о ценах розничной реализации и ценах закупки продовольственных и непродовольственных товаров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Комиссия Московского областного УФАС России по рассмотрению дела № 050/01/10-484/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу
о необходимости квалифицировать действия АО «Военторг-Москва» как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны