Постановление б/н Постановление о прекращении производства по делу № 050/04/9.... от 3 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Мособлгаз»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 050/04/9.21-1821/2023

об административном правонарушении

03 ноября 2023 г. г. Москва

Я, <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 050/04/9.21-1821/2023, возбужденного в отношении АО «Мособлгаз» (место нахождения: 143082, Московская обл., Одинцовский р-н, с.п. Барвихинское, дер. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского ш., к./этаж Б/9, кабинет 901) в отсутствие законного представителя АО «Мособлгаз», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте проведения административного расследования,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление <...> с жалобой на действия АО «Мособлгаз» в части нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила подключения).

По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным УФАС России в отношении АО «Мособлгаз» возбуждено дело
№ 050/04/9.21-1821/2023 об административном правонарушении по признакам нарушения Правил подключения.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью
1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев представленные документы и сведения в материалы дела
№ 050/04/9.21-1821/2023 об административном правонарушении, установлено следующее.

АО «Мособлгаз» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.10.2017 № 13ВР-1568.

АО «Мособлгаз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы
по г. Красногорску Московской области 29.12.2017 за основным государственным номером 1175024034734.

Основным видом деятельности АО «Мособлгаз» является оказание услуг по транспортировке газа.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, АО «Мособлгаз», осуществляя деятельность
по транспортировке газа в границах присоединенных сетей газораспределения, является субъектом естественной монополии.

На основании пункта 81 Правил подключения договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.

Согласно материалам дела № 050/04/9.21-1821/2023 об административном правонарушении, в целях газификации объекта капитального строительства – жилого дома, расположенного на земельном участке <...> (далее – жилой дом), между <...> и АО «Мособлгаз» заключен договор от 04.06.2022 № 08/3711-Д22791-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее – Договор).

В качестве источника газоснабжения жилого дома <...> АО «Мособлгаз» определен газопровод среднего давления Р ≤ 0,3 Мпа Д = 63 мм (далее – газопровод-источник).

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», мероприятия по подключению жилого дома <...> к газопроводу-источнику предусматривают проектирование и строительство газопровода от источника до точки подключения с последующим фактическим присоединением и пуском газа в газоиспользующее оборудование заявителя.

Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа установлен 100 дней со дня заключения Договора.

Таким образом, <...> и АО «Мособлгаз» согласованы все существенные условия договора, в том числе и срок выполнения мероприятий.

Согласно пункту 61 Правил подключения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

В соответствии с представленными материалами, мероприятия до границ земельного участка заявителя были осуществлены филиалом в полном объеме в пределах установленного договором срока, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от 12.09.2022.

Однако, указанные мероприятия не являются достаточными для обеспечения готовности объекта капитального строительства и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению).

Выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) и пуску газа в установленный договором срок возможно при условии надлежащего выполнения сторонами обязательств по договору, но не ранее подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.

Согласно представленным АО «Мособлгаз» сведениям, <...> принял на себя обязательства осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка.

Вместе с тем, Правила подключения не ограничивают заявителя в выборе подрядчика для выполнения работ внутри границ его земельного участка, заявитель вправе обратиться в любую специализированную организацию по данному вопросу.

В соответствии с представленными в материалы дела сведениями, <...> по вопросу выполнения мероприятий в границах своего земельного участка в адрес филиала не обращался.

Согласно материалам дела, на основании уведомления <...> и в соответствии с пунктами 72, 73, 74 Правил подключения, пунктами 4, 5, 6, 19 договора филиалом в согласованный сторонами срок – 23.08.2022 был осуществлен выезд на объект в целях осуществления мониторинга исполнения заявителем технических условий, готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению.

В соответствии с письменным пояснениям АО «Мособлгаз», вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) невозможно сделать без предоставления заявителем документации, подтверждающей соответствие материалов и технологии строительства сети газопотребления требованиям технических регламентов, строительных норм и правил (исполнительно-техническая документация).

Таким образом, согласно нормам действующего законодательства и Правил подключения, АО «Мособлгаз» обязано при проведении мониторинга проверить готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению, в том числе выполнить контрольную опрессовку сети газопотребления с подключенным газоиспользующим оборудованием, проверку скрытых работ, проверить соответствие сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и представленной заявителем технической документации.

В соответствии с письменным пояснениям АО «Мособлгаз», по результатам проведенного 23.08.2022 по адресу расположения объекта <...> мониторинга сотрудниками филиала установлено, что заявителем проект сети газопотребления не разрабатывался, представленная заявителем документация не подтверждает готовность сети газопотребления и возможность ее безопасной эксплуатации; исполнитель не был приглашен на приемку скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точки подключения. Кроме того, для безопасной и корректной работы газоиспользующего оборудования (котла) необходимо выполнить пусконаладочные работы подрядной организацией, выполнявшей монтаж этого оборудования на объекте или силами обслуживающей организации, с которой заявителем заключен договор на техническое обслуживание. На момент проведения мониторинга указанные работы выполнены не были.

Вместе с тем, информация о подрядной организации и квалификации работников, силами которых выполнялись работы в границах земельного участка <...>, у АО «Мособлгаз» отсутствует.

Таким образом, в присутствии заявителя 23.08.2022 составлен акт с отметкой о неготовности сети газораспределения и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», 21.02.2023 состоялся повторный выезд сотрудников филиала для проведения мониторинга на предмет проверки готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению, о чем заявитель был уведомлен в ходе предварительного телефонного звонка. Однако <...> доступ на объект обеспечен не был, в связи с чем осуществить проверку готовности объекта к подключению не представилось возможным. Указанные обстоятельства отражены в акте от 21.02.2023, составленном на месте.

Согласно представленным в материалы дела сведениям, <...> обратился в Ногинский городской суд Московской области с требованиями обязать АО «Мособлгаз» осуществить фактическое присоединение, составить акт о подключении или выдать перечень замечаний по выполнению технических условий, взыскать неустойку за каждый день просрочки исполнения решения суда.

В соответствии с представленным в материалы дела документами, в ходе рассмотрения дела № 2-1994/2023 не установлено, что АО «Мособлгаз» уклоняется от исполнения обязательств по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства <...> к сети газораспределения.

Так, решением суда от 27.04.2023 в удовлетворении иска <...> к АО «Мособлгаз» отказано.

Вместе с тем, в материалы дела представлена информация о требовании от <...> предоставить в адрес АО «Мособлгаз» документы и сведения, не предусмотренные Правилами подключения, а именно:

- документ, подтверждающий осуществление строительного контроля, предусмотренный пунктом 10.1.1 СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2022»;

- упрощенный вариант строительного паспорта газопровода по форме приложения Э Свода правил СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;

- протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрооборудования (если установлено энергозависимое оборудование, оснащенное электрической автоматикой) в соответствии с требованиями главы 1.7 «Заземление и защитные меры электробезопасности» Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2022 № 204;

- документы, подтверждающие качество сварных соединений и их соответствие требованиям СП 62.13330.2011.

Однако, согласно пункту 80 Правил подключения, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

В соответствии с письменными пояснениями АО «Мособлгаз», пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунальнобытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, пункту 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, внутридомовое газовое оборудование в домовладениях – это находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, дано определение понятия «газопровод-ввод», согласно которому «газопровод-ввод» – это газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.

Таким образом, в границах земельного участка <...> располагаются сети газопотребления и газоиспользующее оборудование (внутридомовое газовое оборудование), на которые распространяется действие указанных нормативных актов.

Согласно письменным пояснениям АО «Мособлгаз», обязанность по оформлению исполнительно-технической документации на сети газопотребления и газоиспользующее оборудование для осуществления мероприятий по фактическому их подключению к сетям газораспределения следует из требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, в том числе подпункта «а» пункта 74 Правил, согласно которому заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Согласно пункту 10.1.1 СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01- 2002», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780 (далее – СП 62.13330.2011), для осуществления мониторинга скрытых работ необходимо представить документ, подтверждающий осуществление строительного контроля.

В соответствии с пунктом 10.1.1 СП 62.13330.2011, в процессе строительства сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ) должны осуществляться строительный контроль и государственный строительный надзор в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 СП 62.13330.2011 данный свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов СУГ, предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ, национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее – Перечень).

Требования пункта 10.1.1 СП 62.13330.2011 применяются на добровольной основе, что следует из Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 687.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 09.04.2021 № 8545-ОГ/08 дает разъяснение по вопросу применения документов в области градостроительной деятельности, согласно которому добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень № 687, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.

Исходя из того, что другие правила нормативными документами не предусмотрены, исполнение требований пункта 10.1.1 СП 62.13330.2011 приобретает характер обязательного.

В соответствии с представленными АО «Мособлгаз» сведениями, Упрощенный вариант строительного паспорта газопровода по форме приложения Э Свода правил СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» предъявляется при наличии.

Положения СП 42-101-2003 распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые газораспределительные системы. Документ применяется на добровольной основе для обеспечения соблюдение требований технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.

Протокол проверки наличия цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрооборудования (если установлено энергозависимое оборудование, оснащенное электрической автоматикой) в соответствии с требованиями главы 1.7 «Заземление и защитные меры электробезопасности» Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204.

Требования указанной главы Правил устройства электроустановок являются обязательными и распространяется на все электроустановки переменного и постоянного тока напряжением до 1 кВ и выше и содержат общие требования к их заземлению и защите людей и животных от поражения электрическим током как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.

Согласно представленным АО «Мособлгаз» материалам, Пунктом 4.13* СП 62.13330.2011 предусмотрено требование, согласно которому сварные соединения труб по своим физико-механическим свойствам должны соответствовать характеристикам основного материала свариваемых труб. Сварные соединения должны быть герметичными. Типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений должны соответствовать требованиям нормативных документов к данным соединениям. На каждое сварное соединение (или рядом с ним) наружных газопроводов должно быть нанесено обозначение (номер, клеймо) сварщика, выполнившего это соединение.

В соответствии с пунктом 10.2.3 СП 62.13330.2011, обнаруженные внешним осмотром и измерениями дефекты следует устранять. Недопустимые дефекты сварных и паяных соединений должны быть удалены. Не прошедшие проверку прессованные соединения металлополимерных и медных газопроводов должны быть заменены.

Согласно пункту 10.3.1 СП 62.13330.2011 механическим испытаниям подвергают пробные (допускные) сварные стыки и паяные соединения; испытания проводят для проверки технологии сварки и пайки стыков стальных, медных и полиэтиленовых газопроводов.

В соответствии с материалами дела, оценка качества сварных соединений сетей газопотребления <...> при мониторинге показала их непригодность. Данные нарушения по качеству сварки стыков газопровода непосредственно влияют на безопасность газоснабжения, могут привести к утечке газа, взрыву, пожару. Устранение данных недостатков возможно путем производства сварных работ заново.

Таким образом, исходя из указанных норм и специфики создания сети газопотребления в границах земельного участка заявителя, вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) и возможность их безопасной эксплуатации невозможно сделать без предоставления заявителем исполнительно-технической документации, подтверждающей соответствие материалов и технологии строительства сети газопотребления требованиям технических регламентов, строительных норм и правил.

Согласно представленным АО «Мособлгаз» сведениям, изложенная информация и обоснованность ее применения была доведена до сведения <...> в процессе переписки и носила разъяснительный характер.

Вместе с тем, 03.10.2023 состоялся выезд сотрудников АО «Мособлгаз» для проведения мониторинга на предмет проверки готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования <...> к подключению, о чем заявитель был уведомлен.

В соответствии с представленными АО «Мособлгаз» документами, на момент проведения мониторинга по адресу расположения объекта заявителя сотрудниками АО «Мособлгаз» установлено, что пуско-наладочные работы необходимые для безопасной и корректной работы газоиспользующего оборудования (котла) заявителем не выполнены (указанные работы выполняются силами подрядной организацией, выполнявшей монтаж этого оборудования на объекте или силами обслуживающей организации, с которой заявителем заключен договор на техническое обслуживание). При этом заявитель отказался и не обеспечил возможность проведения исполнителем контрольной опрессовки сети газопотребления с подключенным газоиспользующим оборудованием. Выполнение контрольной опрессовки согласно нормам действующего законодательства и Правил подключения, является обязательной процедурой мониторинга перед пуском газа в газоиспользующее оборудование. Указанные обстоятельства зафиксированы в документах на подключение в присутствии <...>

Согласно материалам дела, акт о подключении, составленный по установленной форме, <...> для подписания предоставлен не был.

Таким образом, мероприятия по подключению жилого дома заявителя к сети газораспределения, а также фактический пуск газа в установленный Договором и Правилами подключения срок АО «Мособлгаз» произведен не был.

Согласно материалам дела, АО «Мособлгаз» надлежало выполнить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в срок не позднее 12.09.2022.

На основании изложенного, АО «Мособлгаз» нарушен срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) жилого дома заявителя к сети газораспределения в срок, установленный Правилами подключения.

Невыполнив мероприятия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома заявителя к сети газораспределения в срок, установленный Правилами подключения, АО «Мособлгаз» нарушило Правила подключения.

Данное правонарушение совершено АО «Мособлгаз» 13.09.2022.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение Правил подключения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения АО «Мособлгаз» к административной ответственности за нарушение Правил подключения, выразившееся в невыполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) жилого дома заявителя к сети газораспределения истек 13.09.2023.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии события административного правонарушения и истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьей 24.5 и частью 6 статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Производство по делу № 050/04/9.21-1821/2023 об административном правонарушении в отношении АО «Мособлгаз» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
  2. В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо
    в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
  3. Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации
    об административных правонарушениях постановление по делу
    об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу
    об административном правонарушении, если указанное постановление
    не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны