Решение №08-21/14-18 Реклама услуг ломбарда признана ненадлежащей от 27 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ответчики: ООО «Русс Аутдор»

26 км автодороги «Балтия»,

Бизнес-центр «Рига Ленд», стр. 1

Московская область, 143241

ООО «Ломбард Золотая Вьюга»

Сокольническая площадь, д. 9,

г. Москва, 107014

заявитель: ООО «Ваш ломбард «Подмосковье-Реутов»

ул. Ленина, д. 1А, Б

г. Реутов,

Московская область, 143960

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 08-21/14-18

Резолютивная часть решения оглашена 20 августа 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2018 г.

20 августа 2018 г. г. Москва

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе № 08-21/14-18 в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 08-21/14-18 в отношении ООО «Ломбард Золотая Вьюга» и ООО «Русс Аутдор» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы ломбардов, в которой отсутствуют сведения о полном наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, а также часть существенной информации об условиях приобретения займа, а именно: информация о сроке и сумме предоставления займа и информация о размере процентной ставки по займу,

в присутствии представителя ООО «Ваш ломбард «Подмосковье-Реутов» в лице <…>; представителя ООО «Русс Аутдор» в лице <…> (<…>);

в отсутствие представителя ООО «Ломбард Золотая Вьюга», надлежаще уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 08-21/14-18,

УСТАНОВИЛА:

В Московское областное УФАС России поступило, переданное письмом ФАС России от 15.06.2018 № АК/17047/18, обращение ООО «Ваш Ломбард «Подмосковье-Реутов» (место нахождения: 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Ленина, д. 1А) о распространении рекламы ломбардов с признаками нарушения статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно обращению на рекламной конструкции, расположенной по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 151/9 (далее – Рекламная конструкция) размещена реклама ломбарда. Объектом рекламирования выступают услуги ломбарда ООО «Ломбард Золотая вьюга» (далее – Спорная реклама).

В ходе рассмотрения материалов дела установлены признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Определением от 23.04.2018 (исх. № 08/ДЮ/3411) возбуждено дело№ 08-21/14-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе, ООО «Ломбард Золотая Вьюга» признано лицом участвующим в деле, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Согласно письменным пояснениям ООО «Ломбард Золотая Вьюга», между обществом и ООО «Русс Аутдор» заключен договор № 11724_MSRO об оказании услуг от 13.12.2016 (далее – Договор). Согласно пункту 1.1 Договора ООО «Русс Аутдор» обязуется оказать услуги по распространению рекламной информации ООО «Ломбард Золотая Вьюга» в форме плакатов на территории Российской Федерации, демонстрация постеров осуществляется на демонстрационной поверхности средств наружной рекламы. Согласно Договору ООО «Ломбард Золотая Вьюга» представляет макеты рекламы, а ООО «Русс Аутдор» обязуется размещать рекламу в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства с учетом особенностей вида деятельности заказчика.

Согласно позиции ООО «Ломбард Золотая Вьюга», нарушение законодательства о рекламе было вызвано тем, что ООО «Русс Аутдор» не учло вид деятельности заказчика при размещении рекламы.

Определением от 26.07.2018 (исх. № 08/ДЮ/7614) ООО «Русс Аутдор» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

Согласно письменным пояснениями ООО «Русс Аутдор» Общество является рекламораспространителем Спорной рекламы согласно договору № 11724_MSRO об оказании услуг от 13.12.2016. На рекламной конструкции, расположенной по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 151/9 распространялась реклама ООО «Ломбард Золотая Вьюга» в период с 01.01.2017 по 30.04.2018.

ООО «Русс Аутдор» приобщил к материалам дела № 08-21/14-18 макет Спорной рекламы из которого видно, что требование по указанию лица, оказывающего финансовую услугу было выполнено.

В ходе заседания Комиссии, ООО «Русс Аутдор» представило письменные пояснения, указав, что Общество не согласно с наличием в рассматриваемом макете рекламы нарушения законодательства о рекламе.

Ответчиками было заявлено, что Спорная реклама демонтирована. Доказательств демонтажа Спорной рекламы ответчик не привел, однако, Заявитель подтвердил демонтаж Спорной рекламы.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

ООО «Ломбард Золотая Вьюга» (место нахождения: 107014, г. Москва, Сокольническая площадь, д. 9) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 05.06.2015 за основным государственным регистрационным номером 1157746506807, ИНН: 7718218253. Основным видом деятельности ООО «Ломбард Золотая Вьюга» согласно Единому государственному реестру юридических лиц является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества, идентифицированная кодом 64.92.6 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Таким образом, ООО «Ломбард Золотая Вьюга» является ломбардом и оказывает услуги ломбарда.

ООО «Русс Аутдор» (адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги «Балтия», бизнес-центр «Рига Ленд», стр. 1) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037739331860, ИНН: 7731196087.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 № АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку.

Согласно Письму ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц», применяемом в законодательстве Российской Федерации о рекламе», под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Вместе с тем, согласно Письму ФАС России от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе», реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация, однако, если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная реклама содержит в себе следующие сведения:

  • фирменное наименование ООО «Ломбард Золотая вьюга»: «Федеральная сеть ломбардов Золотой экспресс»;
  • указание на предоставление денежных средств с указанием срока и процентной ставки: «Деньги на 20 дней под 0%!*».
  • символ «*» указывает на наличие сноски внизу макета Спорной рекламы «подробности акции на сайте gold500.ru», «ООО «Ломбард Золотая Вьюга», 107014, г.Москва, Сокольническая площадь, д. 9 ИНН 771821801001; ОГРН 1157746506807»;
  • указание на контактные данные ООО «Ломбард Золотая вьюга»: телефон «88005005570», «89260143410», «89269030364», сайт в сети Интернет «gold500.ru», адреса нахождения «Октябрьский пр., д. 151/9», «ул. Инициативная, д. 10».

Исходя из содержания Спорной рекламы объектом рекламирования являются услуги ломбарда, а именно, предоставление краткосрочных займов гражданам.

Исходя из способа размещения Спорной рекламы – наружная реклама вдоль автомобильной дороги общего пользования и формы размещения – на рекламной конструкции, рассматриваемые сведения являются общедоступными для неопределенного круга лиц потребителей рекламы.

Таким образом, информация, размещенная на Рекламной конструкции, является рекламой.

Как следует из пункта 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленные законодательством о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

В ходе осмотра представленного макета рекламы установлено, что Спорная реклама содержит наименование лица оказывающего услуги ломбарда, в связи с чем реклама соответствует требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа). Данное требование Закона о рекламе распространяется в том числе на займы, выдаваемые ломбардами.

Как указывает пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, то следует указывать все существенные условия, влияющие на стоимость кредита, в частности о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Макет Спорной рекламы представленный Ответчиком содержит информацию о процентной ставке на определенный период. Данные условия являются существенными, так как определяют фактическую стоимость кредита, следовательно, реклама должна содержать все остальные условия определяющие полную стоимость кредита (займа).

Внизу рекламы указано, что «подробности размещены на сайте gold500.ru». На указанном сайте указаны следующие данные представления займа: «до 10000 рублей; тариф: 9,9 % в месяц, 0,33% в день; срок: 30 дней; под залог ювелирных изделий».

В Спорной рекламе указана процентная ставка в размере 0% без указания на базовый период. В тоже время, информация на сайте указывает, что процентная ставка составляет 9,9 % в месяц, 0,33% в день.

Спорная реклама не сдержит указания на сумму займа, что является существенным условием договора займа, согласно пункту 1 статьи 807
Гражданского кодекса Российской Федерации.

Информация «деньги на 20 дней под 0%», указанная в Спорной рекламе, не позволяет однозначно установить является ли этот период времени сроком предоставления займа. Также информация из Спорной рекламы не соответствует данным на сайте.

Цель рекламы заключается в доведении до потребителя всей информации об объекте рекламирования, в том числе необходимой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Отсутствие существенных условий вводит в заблуждение и формирует не правильное представление об услуге ломбарда по предоставлению краткосрочных займов гражданам.

Таким образом, данная Спорная реклама нарушает требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьей 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленным письменными пояснениями лиц, участвующих в деле, а также иным документам, рекламодателем Спорной рекламы является ООО «Ломбард Золотая Вьюга», так как именно оно определило объект рекламирования и предоставляет услуги, являющиеся объектом рекламирования.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требования, установленного частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «Русс Аутдор» является рекламораспространителем Спорной рекламы, так как оно согласно Договору разместило Спорную рекламу на Рекламной конструкции.

Факт нарушения части 1 стати 28 Закона о рекламе не подтвердился.

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела
№ 08-21/14-18 о нарушении законодательства о рекламе, дала оценку всем имеющимся в деле доказательствам и установила факт нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу в части нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе прекратить.
  2. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
  3. В связи с устранением нарушения предписание ООО «Ломбард Золотая Вьюга» не выдавать.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения, предупреждения части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны