Решение б/н Решение по делу от 7 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/28-1561/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 07 ноября 2022 г.

 

«07» ноября 2022 г.                                                                                               г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Иванюженко К.В. заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

Федорова А.А. – начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

Минакова С.С.заместитель начальника отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/05/28-1561/2022, возбужденное по факту распространения рекламного СМС-сообщения с буквенного идентификатора «MTS-Bank» 29.07.2022 в 17:22 следующего содержания: «Ставка ЦБ снижена до 8%, но мы не будем снижать ставку по вкладам еще пару дней, чтоб Вы успели открыть МТС Вклад с доходностью до 9,38% годовых. Поторопитесь! mtsbank.ru/w/mtsvkld. ПАО «МТС-Банк», с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие представителя ПАО «МТС-Банк» (далее – Общество, Банк), извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское областное УФАС России поступило обращение гр. <...> о поступлении на принадлежащий заявителю абонентский номер <...> рекламного СМС-сообщения с буквенного идентификатора «MTS-Bank» 29.07.2022 в 17:22 следующего содержания: «Ставка ЦБ снижена до 8%, но мы не будем снижать ставку по вкладам еще пару дней, чтоб Вы успели открыть МТС Вклад с доходностью до 9,38% годовых. Поторопитесь! mtsbank.ru/w/mtsvkld. ПАО «МТС-Банк» без предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона о рекламе предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

В ходе рассмотрения обращения установлены признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанного СМС-сообщения, выразившегося в умалчивании об иных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно позиции ПАО «МТС-Банк» у него имеется согласие гр. <...>  на получение от Банка и его партнеров рекламной информации по почте и по сетям электросвязи (в том числе по телефону, мобильной связи и электронной почте), полученное 15.03.2021 при оформлении заявки на виртуальную карту.

Указанное сообщение было направлено клиенту персонализировано в целях информирования о сохранении ставки по вкладам с учетом снижения ставки ЦБ.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующие.

В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования –товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона о рекламе товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой, поскольку отвечает всем признакам рекламы, согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно: является информацией «Ставка ЦБ снижена до 8%, но мы не будем снижать ставку по вкладам еще пару дней, чтоб Вы успели открыть МТС Вклад с доходностью до 9,38% годовых. Поторопитесь! mtsbank.ru/w/mtsvkld. ПАО «МТС-Банк», распространенной посредством СМС-сообщений по сетям электросвязи, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к финансовой услуге, предоставляемой Банком.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонентский номер <...> выделен ПАО «МТС» <...> на основании договора о предоставлении услуг подвижной связи, также Общество подтверждает факт поступления 29.07.2022 в 17:22 на абонентский номер <...> входящего СМС-сообщения от отправителя «MTS-Bank». Кроме того, факт поступления СМС-сообщения подтверждается скриншотом, приложенным к обращению, и не опровергается Банком.

Согласно документам и сведениям, представленным ПАО «МТС», буквенный идентификатор «MTS-Bank» выделен ПАО «МТС-Банк» на основании договора об оказании слуг связи № D0915147 от 17.12.2009.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Из материалов дела следует, что рекламораспространителем в данном случае является ПАО «МТС-Банк».

Согласно письменным пояснениям Банка у него имеется письменное согласие гр. <...> на получение рекламы от Банка и его партнеров, полученное 15.03.2021 при оформлении заявки на виртуальную карту.

Банком представлено заявление об открытии банковского счета и предоставлении банковской карты с условием кредитования счета № 77706176311 от 15.03.2021 на 5 листах, в том числе согласие, в котором гр. <...> выражает согласие на получение от Банка и его партнеров рекламной информации по почте и по сетям электросвязи (в том числе по телефону, мобильной связи и электронной почте) в течение срока действия ДКО. Согласие на получение рекламы может быть отозвано в любое время по заявлению клиента.

Вместе с тем к своему обращению о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 04.08.2022 № 28616-ЭП/22 <...> приобщил отзыв согласия, в том числе на обработку персональных данных, принятое главным специалистом <...> 15.04.2022 в ДО Крылатское.

Кроме того согласно письму Банка от 27.10.2022 № 1-1-27001/22-(1) на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения договор по заявлению об открытии банковского счета и предоставления банковской карты с условием кредитования счета № 77706176311 от 15.03.2021 заключен не был в связи с полученным отказом Банка по заявке.

Банком представлено заявление об открытии банковского счета и предоставления расчетной банковской карты от 29.03.2018, в котором <...> согласился на обработку персональных данных для целей в том числе оказания информационных услуг, направления рекламных и информационных сообщений по сетям электросвязи.

Но Банком не представлены документы и сведения, подтверждающие наличие действующих договорных отношений между ПАО «МТС-Банк» и Сосной А.П. на дату направления рассматриваемого СМС-сообщения.

Таким образом Комиссия приходит к выводу об отсутствии у Банка согласия на получение рекламы <...> на дату направления рекламного СМС-сообщения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму доходов по вкладу относятся сумма банковского вклада, срок банковского вклада, проценты по вкладу, порядок снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения и иные условия.

В рекламе вклада ПАО «МТС-Банк» указывается привлекательная для потребителя процентная ставка (до 9,38 % годовых).

Рассматриваемая реклама не содержит информации о сумме банковского вклада, сроке банковского вклада, порядке снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения.

Кроме того, согласно Условиям и процентным ставкам ПАО «МТС-Банк» по вкладам/на остатки по счетам клиентов – физических лиц, действующим с 04.07.2022 по 30.09.2022 включительно, предложение с процентной ставкой по вкладу 9,38% годовых отсутствует.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг.

На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно материалам дела рекламораспространителем и рекламодателем спорной рекламы является ПАО «МТС-Банк». В ходе рассмотрения дела Банк указанный довод не оспорил.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Банк не представил документы и сведения, подтверждающие прекращение распространения рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 статьи 28.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 18, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

  2. Выдать ПАО «МТС-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области
    для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                           <...>

 

 

                                                                                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны