Решение №08/24416/20 по делу № 050/05/28-1405/2020 о нарушении законодательства Р... от 19 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/28-1405/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 19 ноября 2020 г.

 

«19» ноября 2020 года

       

г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Комиссия) по рассмотрению дела № 050/05/28-1405/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее — Управление);

Члены Комиссии:

<...> — <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> — ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/05/28-1405/2020, возбужденное по факту распространения КПК «Агрорусь» (далее — Ответчик, Кооператив) рекламы финансовой услуги по привлечению денежных средств членов кредитного потребительского кооператива на основании договоров передачи личных сбережений с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в отсутствие представителя Кооператива, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее— ЕГРЮЛ) КПК «Агрорусь» расположено по следующему адресу: 143003, Московская обл., г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 34, пом. 11, оф. 7.

По информации АО «Почта России», 26.10.2020 по указанному адресу имела место неудачная попытка вручения определения об отложении рассмотрения дела № 050/05/28-1405/2020 (почтовый идентификатор: 12571252481299), содержащего сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Также согласно пунктам 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

КПК «Агрорусь» не получает корреспонденцию по обстоятельствам, зависящим от него, так как почтовая корреспонденция не получается Кооперативом по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения юридического лица.

Таким образом, Ответчик считается уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела № 050/05/28-1405/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Московское областное УФАС России поступило письмо ФАС России (вх. № 29867-ЭП/20 от 23.07.2020 и вх. № 30014/20 от 24.07.2020) с поручением провести проверку по фактам, изложенным в обращении физического лица, содержащем жалобу на действия КПК «Агрорусь», связанные с размещением в средствах массовой информации объявления о предоставляемых услугах, содержание которого, по мнению физического лица, не в полной мере отвечает требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе исполнения поручения ФАС России Управлением установлены признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе при размещении в газете «Телек пресса.ру» № 25 (437) на странице 11 публикации под заголовком «Как получать дополнительный доход от своих сбережений», являющейся рекламой финансовой услуги по привлечению КПК «Агрорусь» денежных средств членов Кооператива на основании договоров передачи личных сбережений (далее — Реклама).

Законом о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В Рекламе указана часть существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся финансовой услугой лица, в частности, процентная ставка по договору передачи личных сбережений (от 9 до 9,9 процентов) и срок такого договора (от 4 до 24 месяцев).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке (утвержден Банком России, Протокол от 27.07.2017 № КФНП-26), применявшегося на момент распространения Рекламы, максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 ключевой ставки, установленной Банком России (далее — Ключевая ставка) на дату заключения договора передачи личных сбережений.

Указанное условие также влияет на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся финансовой услугой лица, поскольку в связи с изменением Ключевой ставки на момент заключения договора передачи личных сбережений процентная ставка по данному договору, указываемая в Рекламе, может измениться.

Таким образом, Реклама должна содержать указание в том числе и на зависимость процентной ставки по договору передачи личных сбережений от Ключевой ставки, однако соответствующее указание в Рекламе отсутствует.

Помимо этого, согласно информации, поступившей в адрес Управления от Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (далее — ГУ Банка России по ЦФО г. Москва) (вх. № 35888/20 от 04.09.2020, вх. № 37971/20 от 21.09.2020), по результатам мониторинга бесплатных изданий печатных средств массовой информации (газета «Аргументы и факты» № 35 (2076) за период с 26.08.2020 по 01.09.2020, газета «PROГород» выпуск № 13 (442) от 03.04.2020, газета «Телек пресса.ру» № 25 (437) от июня 2020 года, газета «Юго-Восточный Курьер» № 26 (889) от июля 2020 года) установлено, что в рекламных материалах КПК «Агрорусь», размещенных в указанных средствах массовой информации, содержится указание на страхование сбережений пайщиков на всю сумму в некоммерческой корпоративной организации «Межрегиональное потребительское общество взаимного страхования» (ИНН: 7839045118, ОГРН: 1157847350979) (далее — НКО «МОВС»).

Комиссия отмечает, что в Рекламе содержатся следующие слова: «При размещении пая выдается именное свидетельство, по которому сбережения подлежат гарантированному возврату».

Согласно сведениям ГУ Банка России по ЦФО г. Москва НКО «МОВС» имеет действующую лицензию ВС № 4349 от 24.09.2016 и в числе прочего осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору.

При этом согласно пункту 3.2 применяемых при заключении договоров страхования между НКО «МОВС» и кредитными потребительскими кооперативами Правил страхования гражданской ответственности кредитного потребительского кооператива за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), утвержденных решением общего собрания членов НКО «МОВС» 26.08.2016 (далее — Правила страхования), страховым случаем по договору страхования является возникновение гражданской ответственности страхователя, вызванное причинением ущерба выгодоприобретателю в связи с нарушением страхователем обязательств по возврату денежных средств, переданных выгодоприобретателем страхователю на основании договоров займа или договоров передачи личных сбережений, вследствие несостоятельности (банкротства) кредитного кооператива, не связанной с умышленными действиями контролирующих лиц кредитного кооператива.

В соответствии с пунктом 3.6 Правил страхования, страховой случай считается наступившим со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании кредитного кооператива (страхователя) банкротом и открытия в отношении него процедуры банкротства —конкурсного производства.

Таким образом, Реклама направлена на создание у потенциальных потребителей финансовых услуг впечатления о гарантированном возврате денежных средств, переданных кредитному потребительскому кооперативу на основании договора передачи личных сбережений, даже при условии совершения контролирующими лицами кредитного кооператива действий, повлекших несостоятельность (банкротство) указанного кооператива, что не соответствует действительности.

Помимо этого, как указывается ГУ Банка России по ЦФО г. Москва, в адрес КПК «Агрорусь» было направлено Предписание о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов, выдачу займов и об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 29.07.2020 № Т1-52-2-10/58781 (далее — Предписание). Предписание было опубликовано 30.07.2020 на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://cbr.ru.

Вместе с тем сотрудниками Управления в ходе мониторинга бесплатных изданий печатных средств массовой информации (газета «Север столицы» № 31 (499) от августа 2020 года, дата подписания номера в печать — 08.08.2020) обнаружена реклама под заголовком «Принимаем сбережения», в которой указывается на то, что КПК «Агрорусь» принимает сбережения под 7,65 процента годовых (далее — Реклама № 2).

По мнению Комиссии, Реклама № 2 содержит не соответствующие действительности сведения о характеристиках финансовой услуги по привлечению денежных средств членов кредитного потребительского кооператива на основании договоров передачи личных сбережений, поскольку на момент размещения Рекламы № 2 КПК «Агрорусь» запрещено осуществлять привлечение денежных средств.

В силу пункта 3 статьи 2 Закона о рекламе товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Следовательно, финансовая услуга по привлечению денежных средств членов кредитного потребительского кооператива на основании договоров передачи личных сбережений является товаром по смыслу пункта 3 статьи 2 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с информацией, указанной в Рекламе и Рекламе № 2, ее рекламодателем является кредитный потребительский кооператив «Агрорусь» (место нахождения: 143003, Московская обл., г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 34, пом. 11, оф. 7, ИНН: 5032312450; ОГРН: 1195081079038).

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 частью 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения настоящего дела Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений указанных норм Закона о рекламе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях КПК «Агрорусь» усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее — Правила рассмотрения дел о рекламе), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем по результатам мониторинга средств массовой информации Комиссией установлено, что распространение Рекламы, Рекламы № 2 на момент вынесения решения не осуществляется.

Таким образом, основания для выдачи КПК «Агрорусь» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отсутствуют.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения дел о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе КПК «Агрорусь» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                       <...>

 

                                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны