Решение №КИ/16891/23 по делу № 050/05/27-1174/2023 по признакам нарушения законод... от 29 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 050/05/27-1174/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2023 года

 

«25» сентября 2023 г.                                                                                                                    г. Москва

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Управление);

Члены Комиссии:

<...> – <...> отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления;

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией Управления,

рассмотрев дело № 050/05/27-1174/2023, возбужденное по факту размещения 02.05.2023 на рекламных конструкциях, установленных по следующим адресам:

  • А-105 РУШ 5 км + 772 м, слева;

  • А-105 РУШ 2 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 6 км + 300 м, слева;

  • А-105 РУШ 10 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 9 км + 900 м, справа;

  • Московская область, г. Красногорск, ш. Ильинское, 1 км + 500 м, слева;

  • г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39 (остановка общественного транспорта)

рекламы букмекерской конторы «FONBET» с текстом следующего содержания: «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ», с изображением спортсменов, с признаками нарушения пункта 8 части 1 и части 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителей ООО «Русс Аутдор» <...> (доверенность № 01-01-2023-80ю от 01.01.2023) и <...> (доверенность № 13-06-2023-03ю от 13.06.2023), в отсутствие представителей ООО «Фонбет ТВ», ООО «Фонкор», ООО «Игроник Аутдор», ООО «Оутдор Медиа Менеджмент», ООО «Сова», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления мониторинга сотрудником Управления 02.05.2023 установлено, что на рекламных конструкциях по следующим адресам:

  • А-105 РУШ 5 км + 772 м, слева;

  • А-105 РУШ 2 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 6 км + 300 м, слева;

  • А-105 РУШ 10 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 9 км + 900 м, справа;

  • Московская область, г. Красногорск, ш. Ильинское, 1 км + 500 м, слева (далее – Рекламные конструкции)

размещен текст следующего содержания: «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ», с изображением спортсменов. На футболке одного из спортсменов размещен логотип «FONBET» (свидетельство на товарный знак № 622268 от 04.07.2017). Фоновое изображение рекламы выполнено в красных тонах с надписью «FONBET». Также фон содержит крупную полупрозрачную надпись «FONBET».

Также в Управление поступило обращение физического лица из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС России) от 26.06.2023 № 78/15538/23 с жалобой на размещение рекламы букмекерской конторы «FONBET» с текстом следующего содержания: «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ», с изображением спортсменов на рекламной конструкции на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39.

Согласно сведениям, представленным Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации г. Санкт-Петербурга на запрос Санкт-Петербургского УФАС России, владельцем рекламной конструкции на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39, является ООО «Оутдор Медиа Менеджмент» (ИНН: 7825096296) на основании договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельных участках государственная собственность на которые не разграничена от 24.08.2017 № Т-04/2017.

Письмом от 11.08.2023 № КТ/64600/23 ФАС России наделила Управление полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения части 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения в г. Санкт-Петербург рекламы с выражением «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ», с изображением спортсменов на рекламной конструкции на остановке общественного транспорта, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39.

Согласно позиции ООО «Игроник Аутдор», изложенной в письме от 24.05.2023 № 17995-ЭП/23, рекламные конструкции, установленные по адресам:

  • А-105 РУШ 5 км + 772 м, слева;

  • А-105 РУШ 2 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 10 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 9 км + 900 м, справа,

в период с 01.04.2023 по 28.04.2023 использовались для размещения рекламы ООО «Русс Аутдор» (далее – Общество 1) на основании договора № IA-RA/1 оказания услуг от 22.12.2022 (далее – Договор № 1).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора № 1 ООО «Игроник Аутдор» оказывает услуги по предоставлению возможности распространения рекламных материалов на рекламных поверхностях рекламных конструкций.

Пунктом 2.1.1 Договора № 1 установлено, что ООО «Игроник Аутдор» обязан в течение всего срока действия договора предоставить ООО «Русс Аутдор» беспрепятственный доступ к рекламным конструкциям для целей монтажа ООО «Русс Аутдор» рекламных материалов на рекламных поверхностях рекламных конструкций, самостоятельной эксплуатации и обслуживания рекламных конструкций ООО «Русс Аутдор».

Согласно пункту 2.4 Договора № 1 ООО «Русс Аутдор» самостоятельно осуществляет эксплуатацию рекламных конструкций, а также их техническое обслуживание.

В письме от 19.05.2023 № 17273/23 ООО «Фонкор» (далее – Общество 2) сообщило, что Общество не принимало участия в изготовлении, согласовании и размещении рассматриваемой рекламы, соответственно, не могло влиять на ее содержание и соответствие требованиям Закона о рекламе.

Каких-либо договорных отношений с ООО «Игроник Аутдор» на производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы, в том числе с другими контрагентами, у Общества отсутствуют.

В письме от 16.06.2023 № 20925/23 ООО «Фонкор» сообщило, что Общество является титульным спонсором спортивного соревнования «FONBET Кубок России по футболу» (далее – Соревнование), что подтверждается пунктом 1.2.4 Коммерческого регламента Соревнования.

В соответствии с позицией ООО «Русс Аутдор» от 19.06.2023 № 21083-ЭП/23, в период с 01.04.2023 по 30.04.2023 Общество 1 на рекламных конструкциях, установленных по следующим адресам:

  • А-105 РУШ 5 км + 772 м, слева;

  • А-105 РУШ 2 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 6 км + 300 м, слева;

  • А-105 РУШ 10 км + 200 м, слева;

  • А-105 РУШ 9 км + 900 м, справа;

  • Московская область, г. Красногорск, ш. Ильинское, 1 км + 500 м, слева,

распространило рекламный материал, содержащий текст «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ».

Изготовление рекламного материала выполнено Обществом 1 по заданию ООО «Сова» на основании договора № 23456_MSRO оказания услуг от 24.08.2022 (далее – Договор № 2).

Пунктом 1.1 Договора № 2 определено, что ООО «Русс Аутдор» обязуется оказать услуги по распространению рекламных материалов ООО «Сова» (далее – Общество 3) (клиентов ООО «Сова») на территории Российской Федерации.

По мнению ООО «Русс Аутдор» содержанием рекламного материала является исключительно реклама Соревнования (зрелищного мероприятия спортивной направленности), которая явно не относится к рекламе основанных на риске игр, пари (в том числе деятельности букмекерских контор).

Согласно письменным пояснениям ООО «Сова» от 28.07.2023 № 27385/23 распространение рекламного материала Обществом 3 осуществлено по заданию ООО «Фонбет ТВ» на основании договора № 5470ТВ от 15.02.2023 (далее – Договор № 3) и приложения № 5 к Договору № 3 от 31.03.2023.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора № 3 ООО «Сова» по заданию ООО «Фонбет ТВ» оказывает услуги, направленные на размещение рекламных материалов на объектах наружной рекламы и на иных рекламоносителях, согласованных сторонами.

ООО «Сова» в письменных пояснениях сообщает, что рассматриваемая реклама полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, объектом рекламирования в данном случае является зрелищное мероприятие (спортивное соревнование) под наименованием «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ».

Письмом от 11.08.2023 № 30221/23 ООО «Оутдор Медиа Менеджмент» (далее – ООО «ОММ») сообщило, что в период с 01.04.2023 по 30.04.2023 на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 27/39 (остановка общественного транспорта), собственником которой является ООО «ОММ», размещался постер, содержащий рекламу спортивного мероприятия «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ», предоставленный ООО «ОММ» ООО «Русс Аутдор», на основании заключенного между указанными организациями договора возмездного оказания услуг по размещению рекламной информации № RO_1_OMM от 01.04.2014.

ООО «ОММ» не определяло объект рекламирования рассматриваемой рекламы, не согласовывало, не утверждало и не могло изменить макет рассматриваемой рекламы.

Согласно письменным пояснениям ООО «Фонбет ТВ» от 21.08.2023 № 31952/23 между ООО «Фонбет ТВ» и ООО «Сова» заключен Договор № 3. На основании приложения № 5 от 31.03.2023 к Договору № 3 ООО «Сова» приняло на себя обязательства по заданию ООО «Фонбет ТВ» оказать услуги по размещению рекламы спортивного мероприятия «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ» сезона 2022/2023 на объектах наружной рекламы в период с 01.04.2023 по 30.04.2023 по адресам, указанным в материалах дела.

ООО «Фонбет ТВ» организовало рекламную кампанию по продвижению официального спортивного мероприятия с названием «FONBET КУБОК РОССИИ ПО ФУТБОЛУ» и соответствующим логотипом, организатором которого выступил Российский футбольный союз.

Согласно пункту 2.2 Коммерческого регламента соревнований «FONBET Кубка России по футболу сезона 2022-2023 годов» каждый клуб обязан надлежащим образом использовать официальную символику и наименование «FONBET Кубка России по футболу сезона 2022-2023 годов» во всех офлайн и онлайн информационных публикациях, в рекламных материалах и ресурсах сети Интернет, используя официальное наименование «FONBET Кубок России по футболу» и логотип «FONBET Кубка России по футболу сезона 2022-2023 годов».

Также ООО «Фонбет ТВ» пояснило, что товарный знак/знак обслуживания «Фонбет» предназначен для маркировки товаров и услуг спортивной направленности, но имеет и более широкий диапазон (от химической, фармацевтической, металлургической, машиностроительной, приборостроительной промышленности, до легкой промышленности, сферы услуг, от сложных приборов до канцелярских принадлежностей), утверждение о принадлежности бренда/товарного знака/знака обслуживания «Фонбет» исключительно сфере букмекерской деятельности и об ассоциации только с такой деятельностью – несостоятельно и не основано на фактических обстоятельствах.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.

ООО «Игроник Аутдор» (адрес юридического лица: 143422, Московская область, г. Красногорск, с. Петрово-Дальнее, ул. Промышленная, влд. 1, стр. 1, эт/пом 2/53) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 03.10.2013 за государственным регистрационным номером 1137746907352, ИНН: 7731456521.

Основным видом деятельности является деятельность рекламных агентств, идентифицированная кодом 73.11 ОКВЭД.

ООО «Фонкор» (адрес юридического лица: 142200, Московская область, г.о. Серпухов, г. Серпухов, пл. Ленина, д. 4, этаж 2, помещ. 18) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 23.07.2014 за государственным регистрационным номером 1147746836203, ИНН: 7726752148.

Основным видом деятельности является деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари, идентифицированная кодом 92.1 ОКВЭД.

ООО «Русс Аутдор» (адрес юридического лица: 125167, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 36, стр. 41, помещ. 7) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.01.2003 за государственным регистрационным номером 1037739331860, ИНН: 7731196087.

Основным видом деятельности является деятельность рекламных агентств, идентифицированная кодом 73.11 ОКВЭД.

ООО «Сова» (адрес юридического лица: 121357, г. Москва, пр-д Загорского, д. 11, этаж 1, помещ./ком. 12/2) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 24.01.2017 за государственным регистрационным номером 1177746050536, ИНН: 7704388255.

Основным видом деятельности является деятельность рекламных агентств, идентифицированная кодом 73.11 ОКВЭД.

ООО «ОММ» (адрес юридического лица: 191014, г. Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 41, офис 11-н) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 04.12.2002 за государственным регистрационным номером 1027809227797, ИНН: 7825096296.

Основным видом деятельности является деятельность рекламных агентств, идентифицированная кодом 73.11 ОКВЭД.

ООО «Фонбет ТВ» (адрес юридического лица: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 46, стр. 7, пом. I, ком. 16) является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 04.10.2004 за государственным регистрационным номером 1047796736591, ИНН: 7703529560.

Основным видом деятельности является деятельность в области радиовещания, идентифицированная кодом 60.10 ОКВЭД.

В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из упомянутого законодательного определения рекламы, реклама товара может осуществляться в любой форме, содержащей информацию о товаре. Для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр) азартной игрой признается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В пункте 2 статьи 4 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр установлено, что пари – это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Материал, размещенный на Рекламных конструкциях, выполнен в цветах, сходных с корпоративными цветами букмекерской конторы «FONBET», с использованием элементов оформления (ярко-красные полупрозрачные буквы «FONBET» на фоне) «FONBET».

Также в рассматриваемом изображении использованы элементы товарного знака «FONBET.RU» свидетельство на товарный знак № 794023 от 26.01.2021.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются услуги букмекерской конторы «FONBET».

Место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории его распространения и кругу лиц-потребителей рекламы, Комиссией не установлено.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 27 Закона о рекламе реклама основанных на риске игр, пари не должна использовать образы людей и животных.

В рассматриваемой рекламе присутствуют образы людей, а именно использованы узнаваемые образы спортсменов команд ПФК «ЦСКА Москва» и ФК «Крылья Советов».

Частью 2 статьи 27 Закона о рекламе определены места, в которых может быть размещена реклама основанных на риске игр, пари.

Согласно части 2 и части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

  • в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 указанной статьи;

  • в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

  • в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Законом о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;

  • в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

  • в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг, на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств);

  • в спортивных сооружениях;

  • на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.

В силу части 3 статьи 27 Закона о рекламе требования части 2 указанное статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Таким образом, рассматриваемая реклама не должна нарушать пункт 8 части 1 статьи 27 и часть 2 статьи 27 Закона о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

Комиссия не располагает сведениями о продолжении распространения рассматриваемой рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42-47 Правил, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 8 части 1 статьи 27 и части 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы Московской области для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дела по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:                                                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                   <...>

 

                                                                                                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны