Решение б/н <...> на действия заказчика - ГБУ г. Москвы «Московский г... от 8 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-654/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.04.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия):

рассмотрев в открытом заседании жалобу <...>  (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ г. Москвы «Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ» (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по полной очистке и дезинфекции систем вентиляции жилых корпусов 2,3,8,9, столовой, котельной-сауны-прачечной, медпункта Базы отдыха
и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра», (реестровый № 31806269681, далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба <...> на положения закупочной документации при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось
в отсутствии в документации о Закупке требования о наличии у участника Закупки или у исполнителя контракта лицензии на медицинскую деятельность
в области дизинфектологии, поскольку указанные работы подлежат лицензированию в силу действующего законодательства.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок
по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано
с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как установлено Комиссией, положения документации о Закупке обжаловались Заявителем до окончания срока подачи заявок, что в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в совокупности с положениями пунктов 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Закона о закупках свидетельствует
о возможности неучастника закупки прибегнуть к административному способу обжалования положений документации, которые, по его мнению, затрагивают его права и законные интересы.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Одним из таких оснований является пункт 1 части 10. статьи 3 Закона
о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования
к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действовавшей на момент объявления Закупки (далее - Положение о закупке), размещено на сайте www.zakupki.gov.ru - в Единой информационной системы
в сфере закупок (далее - ЕИС).

В указанном Положении о закупке в пункте 14.1.1 предусмотрены обязательные требования к участникам Закупки, а именно соответствие участника Закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом Закупок.

Поскольку Заявитель ссылается на отсутствие в документации о Закупке требований, обязательных указанию в силу особенности предмета Закупки,
а именно выполнению работ, требующих лицензию, то следует, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Как установлено Комиссией, 21.03.2018 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по полной очистке и дезинфекции систем вентиляции жилых корпусов 2, 3, 8, 9, столовой, котельной-сауны-прачечной, медпункта Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра».

Как следует из положений Технического задания Закупочной документации, предметом Закупки явились услуги по полной очистке и дезинфекции систем вентиляции жилых корпусов 2, 3, 8, 9, столовой, котельной-сауны-прачечной, медпункта Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра», включающие:

- демонтаж элементов;

- обследование системы;

- сухая очистка от грязепылевых отложений системы;

- пневматическая очистка системы;

- гидравлическая (мокрая) очистка поверхностей элементов;

- очистку воздуховодов, кухонных зонтов, фильтров и т.д. от жировых отложений;

- дезинфекцию систем;

- монтаж элементов, восстановление системы;

- проверку работоспособности восстановленной системы;

- выдачу заключения.

Таким образом, в предмет Закупки включены услуги в том числе
по дезинфекции системы вентиляции помещений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон
об основах охраны здоровья граждан) под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения
и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные
и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия
на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения
и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона
от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее – Закон № 52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся
к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги)
по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе,
при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации
и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ
по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает
в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний
и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
и осуществлению дезинфекционной деятельности» СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность,
в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03
и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия
на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не являются медицинской услугой
и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством
для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по «дезинфектологии».

В связи с чем, работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию не только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.

Указанный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации
от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344 по делу № А23-840/2016, определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 по делу № А60-27966/2016, обзору судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях».

Как установлено Комиссией, в документации о Закупке Заказчик
не предусмотрел требование к участнику Закупки или к исполнителю контракта
о наличии лицензии на медицинскую деятельность в области «Дезинфектологии».

Таким образом неустановление в Закупочной документации вышеуказанных требований, противоречит действующему законодательству.

В связи с чем, Комиссия полагает, что жалоба Заявителя подлежит признанию обоснованной, а в действиях Заказчика имеется нарушение требований части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на - ГБУ г. Москвы «Московский городской трест геолого-геодезических
и картографических работ» (ОГРН 1177746118230, ИНН 7714972558) при проведении Закупки обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписания.

 

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-654/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

11.04.2018 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

А.М. Соловьёва - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля торгов,

членов Комиссии:

Н.А. Михалевой - ведущего специалиста-эксперта правового отдела,

А.А. Исрапилова - специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 11.04.2018 по делу по делу № 1-00-654/77-18,

 

  1. ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ГБУ г. Москвы «Московский городской трест геолого-геодезических
и картографических работ» (ОГРН 1177746118230, ИНН 7714972558) (далее также - Заказчик) устранить нарушение, допущенные при проведении открытого конкурса
в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства
на право заключения договора на оказание услуг по полной очистке и дезинфекции систем вентиляции жилых корпусов 2,3,8,9, столовой, котельной-сауны-прачечной, медпункта Базы отдыха и оздоровления детей (ДОЛ) «Искра», (реестровый
№ 31806269681, далее - Закупка), а именно:

  1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки
    (в случае, если такие имеются по результату проведения конкурентной процедуры).

  2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие
    в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки (в случае, если такие имеются по результату проведения конкурентной процедуры).

  3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 11.04.2018 по делу № 1-00-654/77-18.

  4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 15 (пятнадцати) дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

  5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

  6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок
    на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.

  7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 25.05.2018.

  8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 01.06.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд
в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством,
не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны