Решение №43671/23 б/а от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-13313/2023 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.10.2023                                                                                                                         г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

«…..»,

членов Комиссии:

«…..»,

«…..»,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей «…..», «…..»,

рассмотрев жалобу «…..» (далее — Заявитель) на действия «…..» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на определение поставщика на поставку «силовых масляных трансформаторов напряжением 6- 20кВ» для нужд филиалов ПАО «Россети Московский регион» (реестровый № 32312646887, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы Заявитель не согласен с основаниями отклонения своей заявки, указав, что в допуске Заявителю было отказано по необоснованным и формальным основаниям, поскольку такая заявка полностью соответствовала требованиям закупочной документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из материалов дела, 22.08.2023 Заказчик на сайте электронной торговой площадки АО «РАД», а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (адрес в сети «Интернет» - http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) разместил информацию о проведении Закупки.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 446 934 240,00 руб. с НДС (в т.ч. НДС 20% - 74 489 040,00 руб., сумма без НДС – 372 445 200,00 руб.).

При этом НМЦ договора состоит из отдельных предельных стоимостей по каждому лоту, являющемуся предметом закупки (Ведомость стоимостей и перечень лотов приведены в Приложении №4 к Документации о закупке «Ведомость стоимостей»).

Дата начала срока подачи заявок: 04.08.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 29.08.2023 10:00.

29.08.2023 Заявителем была подана заявка на участие в запросе предложений в электронной форме (Реестровый номер извещения в ЕИС 32312646887).

Комиссией установлено, что заявке Заявителя был присвоен № 4.

Согласно протоколу заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии (далее — Комиссия) по подведению итогов от 19.09.2023 № РМР/3180, заявка Заявителя была отклонена от дальнейшего участия в закупке по следующему основанию:

«В соответствии с пп. 4) п. 2.11.2.6. Документации о закупке: По лотам 062-0004271 п.2, 062-0004251, 062-0004241, 062-0004258, 062-0004276, 062-0004242, 062-0004264, 062-0004269 п.2,, 062-0004272 п.1, 062-0004254, 062-0004259, 062-0004270 п.2, 062-0004263, 062-0004246, 062-0004250, 062-0004277, 062-0004273 п.1, 062-0004170, 062-0004247, 062-0004266, 062-0004280, 062-0004166, 062-0004256, 062-0004279, 062-0004267 в Спецификации на поставку ТМЦ и Техническом предложении Участником в наименовании указано значение …/10 и 6/0,4, что не соответствует заявленным значениям заказчика в Спецификации на поставку ТМЦ».

Заявитель с указанным основанием отклонения заявки не согласился, отметив, что для участия в закупочной процедуре была подана заявка с приложением Спецификации на поставку ТМЦ и Технического предложения участника в полном соответствии с условиями закупочной документации.

Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 4.1.3 документации, при описании документов заявки участник Закупки должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, если иное не указано в Приложении №1 «Техническое задание».

Согласно пункту 4.2.1 документации, в составе заявки Участник должен предоставить в следующие обязательные документы, отсутствие которых влечет отклонение заявки Участника по основаниям, указанным в п. 2.11.2.6. настоящей Документации:

1) письмо о подаче оферты по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации;

2) техническое предложение на поставку с обязательным приложением заполненной Спецификации на поставку ТМЦ в формате pdf и Excel по формам и в соответствии с инструкциями, установленными настоящей Документацией.

Пунктом 4.3.1 документации установлено, что участник закупки должен принять во внимание, что, если иное не установлено Документацией о закупке ссылки в Документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник Закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации.

Требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара указаны в Приложении №1 «Техническое задание», Приложении № 2 «Проект договора» к настоящей Документации.

В составе закупочной документации установлена следующая форма для подачи технического предложения и инструкция по ее заполнению (фрагмент):

Суть технического предложения*

№ п/п

Требования Заказчика*

Предложение Участника*

(с конкретизацией, предлагаемой к поставке продукции с указанием наименований (торговых марок) и прочих идентификационных характеристик)

№ Технической спецификации* (столбец заполняется при наличии данного документа в составе Документации о закупке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В соответствии с инструкцией по заполнению технического предложения, указание в тексте Технического предложения фразы «Согласен со всеми условиями, указанными в Документации о закупке» не допускается. При заполнении столбца «Предложение Участника» следует учесть, что содержащиеся сведения должны соответствовать маркировке того производителя, чью продукцию предполагается поставить в рамках исполнения договора. Следует обратить внимание, что аналогично должен быть заполнен и соответствующий столбец спецификации на поставку ТМЦ. Образец заполнения приведен в Приложении к настоящей документации. В случае некорректного заполнения данного столбца заявка Участника подлежит отклонению.

К данной форме в обязательном порядке прикладывается спецификация на поставку ТМЦ (инструкции по заполнению спецификации приведены в форме 3.1). Сведения, содержащиеся в спецификации на поставку ТМЦ, имеют преимущество по отношению к сведениям, указанным в Техническом предложении.

Комиссия установила, что в составе заявки Заявителем было представлено Техническое предложение, оформленное в соответствии с формой для подачи технического предложения и инструкцией по ее заполнению, установленной в документации, а также Спецификация на поставку ТМЦ от 13.08.2023 к Техническому заданию.

Техническое предложение Заявителя и Спецификация на поставку ТМЦ соответствуют заявленным техническим требованиям Заказчика, установленных в документации, а именно Приложению №4 «Технические требования ЧАСТЬ 1 от 22.08.23», Приложению №4 «Технические требования ЧАСТЬ 2 от 22.08.23», Приложению № 4 «Технические требования ЧАСТЬ 3 от 22.08.23».

Согласно пояснениям Заказчика по лотам 062-0004271 п. 2, 062-0004251, 062-0004241, 062-0004258, 062-0004276, 062-0004242, 062-0004264, 062-0004269 п.2,, 062-0004272 п. 1, 062-0004254, 062-0004259, 062-0004270 п. 2, 062-0004263, 062-0004246, 062-0004250, 062-0004277, 062-0004273 п.1, 062-0004170, 062-0004247, 062-0004266, 062-0004280, 062-0004166, 062-0004256, 062-0004279, 062-0004267 в Спецификации на поставку ТМЦ и Техническом предложении Заявителем в наименовании указано значение …/10 и 6/0,4, что не соответствует заявленным значениям заказчика в Спецификации на поставку ТМЦ, то есть, по мнению Заказчика к поставке предлагается оборудование напряжением 10 кВ, вместо требуемых силовых трансформаторов ТМГ напряжением 6 кВ.

Как указывает Заказчик, оборудование 10 кВ не подлежит использованию в сети 6 кВ. Предлагаемая замена не является совместимой или равноценной. Требование в части номинального напряжения трансформатора является основополагающим при выборе электросетевого оборудования.

Также Заказчик отметил, учитывая, что предполагается к поставке два типа трансформаторов разной мощности, и сведения, указанные в спецификации на поставку ТМЦ, будут перенесены в учетные системы Заказчика, с целью надлежащего учета поставляемых ТМЦ маркировка не может быть идентичной для разных типов продукции.

Так, например, по лоту 062-0004271 в пункте 2 Спецификации на поставку ТМЦ от 13.08.2023, Заявителем было указано следующее наименование и технические характеристики предлагаемого к поставке товара:

Трансформатор энергосберегающий ТМГ-СЭЩ-400/10-12 У1 6/0,4 Д/Ун-11 материал обмотки алюминий потери холостого хода не более 0,565кВт ± 15%, потери короткого замыкания не более 4,182кВт ± 10%.

 

По Технической спецификации Заказчика (В документации Приложение № 4 Технические требования ЧАСТЬ 1 от 22.08.23, папка ЮЭС, 7000038302_2070), Заказчиком были установлены следующие технические требования к товару:

Трансформатор энергосберегающий ТМГ 400/6/0,4 Д/Ун-11 материал обмотки алюминий потери холостого хода не более 0,565кВт ± 15%, потери короткого замыкания не более 4,182кВт ± 10%.

 

Также, например, по лоту 062-0004258 в пункте 1 Спецификации на поставку ТМЦ от 13.08.2023, Заявителем было указано следующее наименование и технические характеристики предлагаемого к поставке товара:

Трансформатор энергосберегающий ТМГ-СЭЩ-1000/10-12 У1 6/0,4 Д/Ун-11 материал обмотки алюминий потери холостого хода не более 0,957кВт ± 15%, потери короткого замыкания не более 9,545кВт ± 10%

 

По Технической спецификации Заказчика (В документации Приложение № 4 Технические требования ЧАСТЬ 1 от 22.08.23, папка СЭС, 7000038592_2060), Заказчиком были установлены следующие технические требования к товару:

Трансформатор энергосберегающий ТМГ1000/6/0,4 Д/Ун-11 материал обмотки алюминий потери холостого хода не более 0,957кВт ± 15%, потери короткого замыкания не более 9,545кВт ± 10%.

 

Комиссия отмечает, что, исходя из пояснений Заказчика, Техническая спецификация Заявителя содержит маркировку (наименование) товара, отличную от технических характеристик, установленных в технической спецификации Заказчика, включенной в закупочную документацию, что и вызвало сомнения в предлагаемой продукции.

Заявитель с позицией Заказчика не согласился и на заседании Комиссии пояснил, что оборудование предлагаемое в составе заявки в полном объеме соответствует техническим требования Заказчика.

При этом, например, по лоту 062-0004271 пункту 2 Спецификации на поставку ТМЦ от 13.08.2023, Заявитель на Комиссии пояснил, что «ТМГ-СЭЩ-400/10-12 У1» обозначает условное наименование трансформатора энергосберегающего, которое соответствует заключению аттестационной комиссии о соответствии оборудования техническим требованиям ПАО «Россети».

То есть, «ТМГ-СЭЩ-400/10-12 У1» - обозначение наименования предлагаемой к поставке продукции, при этом номинальное напряжение трансформатора приведено после условного наименования и составляет 6/0,4, что полностью соответствует подпункту 1.4 основных параметров, установленных в Технической спецификации Заказчика № 7000038302_2070 (в документации Приложение № 4 Технические требования ЧАСТЬ 1 от 22.08.23, папка ЮЭС).

Фактически основанием для отклонения заявки по всем указанным в протоколе подведения итогов лотам являлось приведенное наименование трансформаторов в Спецификации Заявителя на поставку ТМЦ, которое является отличным от марки, установленной Заказчиком в Технической спецификации в составе документации.

В свою очередь, Комиссия критически оценивает позицию Заказчика ввиду следующего.

Как следует из ранее приведенного пункта 4.3.1 документации, установленной формы для подачи технического предложения и инструкции по ее заполнению, ссылки в документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер.

При заполнении столбца «Предложение Участника» следует учесть, что содержащиеся сведения должны соответствовать маркировке того производителя, чью продукцию предполагается поставить в рамках исполнения договора.

То есть, данные положения документации предполагают вариативность при указании наименования предлагаемой к поставке продукции.

Заказчиком в адрес Комиссии была направлена техническая экспертиза представленных заявок участников запроса предложений в электронной форме по определению поставщика на поставку «силовых масляных трансформаторов напряжением 6-20 кВ» для нужд филиалов ПАО «Россети Московский регион», в которой указаны следующие выводы о соответствии Заявителя требованиям Документации/Извещения о закупке:

«Примечания:

Устранимые замечания:

По лотам 062-0004271 п.2, 062-0004251, 062-0004241, 062-0004258, 062-0004276, 062-0004242, 062-0004264, 062-0004269 п.2,, 062-0004272 п.1, 062-0004254, 062-0004259, 062-0004270 п.2, 062-0004263, 062-0004246, 062-0004250, 062-0004277, 062-0004273 п.1, 062-0004170, 062-0004247, 062-0004266, 062-0004280, 062-0004166, 062-0004256, 062-0004279 в Спецификации на поставку ТМЦ и Техническом предложении участником в наименовании указано значение …/10 и 6/0,4. В технической спецификации завод изготовитель подтверждает требуемый параметр 6 кВ в точном соответствии с заявкой Заказчика.

Необходимо предоставить разъяснение в отношении приведенного наименования предполагаемых к поставке ТМЦ.

2. По лотам 062-0004256/4247/4277/4278/4249/ 4265/4264/4257 в наименовании указано значение «Д/Ун-11». В Технической спецификации указано значение в соответствии с Заявкой Заказчика.

Необходимо разъяснение по соотношению наименования и технических параметров поставляемых ТМЦ по предложению участника.

Рекомендации для Комиссии: сделать запрос документов/разъяснений поданных заявок.».

Проанализировав вышеизложенное, Комиссия считает необходимым обратить внимание, что, по мнению технической экспертизы Заказчика, необходимо предоставить разъяснение в отношении приведенного наименования предполагаемых к поставке ТМЦ.

То есть, указание Заявителем в Спецификации на поставку ТМЦ и Техническом предложении наименования товаров, отличного от установленных марок в Технической спецификации Заказчика, вызывало сомнения исключительно в части наименования предлагаемого оборудования, при том, что Заказчик прямо указал, что «...завод изготовитель подтверждает требуемый параметр 6 кВ в точном соответствии с заявкой Заказчика».

В свою очередь, как следует из технической экспертизы представленных заявок, выявленные замечания являются устранимыми и комиссии Заказчика было рекомендовано сделать запрос документов/разъяснений поданной заявки, что Заказчиком сделано не было.

Также Комиссия вновь обращает внимание, что в представленной технической экспертизе указано, что в технической спецификации завод изготовитель, то есть Заявитель, подтверждает требуемый параметр 6 кВ в точном соответствии с заявкой Заказчика.

Следовательно, в своем заключении Заказчик не отрицает, что параметр 6 кВ подтверждается и является допустимым.

Вместе с тем Комиссией было установлено, что помимо Спецификации на поставку ТМЦ от 13.08.2023, Заявителем в составе заявки были представлены документы, подтверждающие характеристики требуемой продукции, в том числе была представлена декларация о соответствии, заключение аттестационной комиссии о соответствии оборудования техническим требованиям ПАО «Россети».

Как было указано Комиссией ранее, согласно позиции Заказчика, отклонением заявки послужило то, что Заявителем к поставке предлагается оборудование напряжением 10 кВ вместо требуемых силовых трансформаторов ТМГ напряжением 6 кВ.

При этом Комиссией установлено, что номинальное напряжение предлагаемого к поставе товара согласно Спецификации на поставку ТМЦ и Техническому предложению Заявителя, указанно именно то, что требуется Заказчиком по документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя ввиду не соответствия наименования продукции, поскольку как было указано ранее, по условиям документации наименование продукции является одной из идентификационных характеристик и в соответствии с пунктом 4.3.1 документации участнику Закупки допускается представление в заявке иных типов продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в Приложении №1 «Техническое задание» к настоящей Документации.

В свою очередь, Заказчиком не представлено доказательств, что указанное наименование продукции в заявке Заявителя по существу не равноценно (эквивалентно) по качеству требуемой продукции, учитывая то, что требуемые значения параметров оборудования, в том числе в части номинального напряжения, указаны Заявителем в полном соответствии с требованиями документации.

Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Заказчиком не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Вместе с тем Заказчиком не было представлено действительных доказательств несоответствия заявки Заявителя требованиям документации.

В настоящем случае, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение Заказчика об отклонении заявки Заявителя по указанному выше основанию, как не соответствующей требованиям Технического, принято в нарушение Закона о закупках и осуществлено Заказчиком по формальному основанию.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, в связи с чем Заказчику выдается обязательное для исполнения предписание о пересмотре заявок с учетом решения Комиссии.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») на действия «…..» (ИНН: «…..», ОГРН: «…..») при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны