Решение б/н б/а от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-5060/2021 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
31.03.2021 г. Москва


 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

при участии посредством видеоконференц-связи представителей ООО «ЭкоФМ», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,

рассмотрев жалобу ООО «ЭкоФМ» на действия ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному содержанию и уборке внутренних помещений и прилегающей территории зданий корпуса «Шуваловский» и 2-го Гуманитарного корпуса МГУ имени М.В. Ломоносова (реестровый № 32109978748) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки мотивированная несогласием с положениями Закупочной документации.

По мнению Заявителя, положения аукционной документации Заказчика ограничивают конкуренцию, что нарушает его права и законные интересы.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Законом о закупках при закупке товаров, работ, услуг также предусмотрено, что заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией установлено, что 10.02.2021 Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32109978748 о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному содержанию и уборке внутренних помещений и прилегающей территории зданий корпуса «Шуваловский» и 2-го Гуманитарного корпуса МГУ имени М.В. Ломоносова.

Согласно протоколу № 2 рассмотрения вторых частей заявок от 09.03.2021 участнику ООО «ЭкоФМ» отказано в допуске к участию в Закупке в связи несоответствием участника закупки пп. 2 п. 2.8.1 и п. 2к) п. 1.1.6 ч. 1 Документации о закупке со следующими обоснованиями: «несоответствие участника закупки требованиям пп. 2 п. 2.8.1 Документации о закупке в связи с несоответствием участника закупки квалификационным требованиям, а именно: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения договора»; «участником предоставлена копия годового отчета о финансовых результатах за 2020г. На сумму 10 342 000, 00 руб., что составляет менее 30 % от НМЦК».

По мнению Заявителя, его заявка при проведении Закупки отклонена Заказчиком неправомерно, поскольку заявка полностью соответствовали требованиям Аукционной документации.

На заседании комиссии представитель Заказчика сослался на то, что заявка Заявителя от дальнейшего участия в конкретной процедуре была отклонена правомерно, поскольку такая заявка не соответствовала требованиям, установленным в аукционной документации.

На заседании Комиссией установлено следующее.

Согласно подпункту 2 пункта 2.8.1 Аукционной документации, Экспертная и Единая комиссии принимают решение об отказе в допуске заявки к участию в закупке и о признании заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки или документации о закупке в случае несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в документации (включая его несоответствие квалификационным требованиям (если они установлены в документации о закупке).

Пунктом 2к) пункта 1.1.6 части 1 Документации предусмотрено, что выручка юридического лица, согласно представленным документам на конец отчетного периода должна быть не менее 30 % начальной (максимальной) цены договора, что составляет 12 272 082, 52 рублей.

В свою очередь, заявка о конкурентной закупке на право заключения договора с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» подавалась Заявителем в консорциуме с ООО «ЭкоМенеджмент».

Комиссией Управления установлено, что в соответствии с пп. 3) п. 1.1.6 1 части Документации о закупке, особенности требований к коллективным участникам закупки указаны в части 2 Документации о закупке.

Так, согласно пункту 3.7.3 части 2 Документации о Закупке предусмотрено, что соответствие требованиям, установленным в подпункте а) части 1 и подпунктах к), л), м) пункта части 2 пункта 1.1.6 части 1 Документации о закупке считается соблюденными, если им соответствует хотя бы одно лицо из выступающих на стороне участника закупки, если иное прямо не следует из условий документации о закупке.

Кроме того, в силу пункта 3.7.5 Документации о закупке, коллективный участник должен представить сведения и документы, указанные в пунктах 3.6 части 2 Документации на каждое лицо, которые участвует на стороне одного участника (за исключением подпунктов: «а)», «б)», «ж)», «м)», «о)» и «н)». Сведения и документы, указанные в подпунктах а)», «ж)», «м)» «н», «о)» пункта 3.6 и пункта 3.5. настоящей части Документации о закупке формируются от коллективного участника в целом. Сведения, предусмотренные подпунктом «б» оформляются на каждого из коллективного участника отдельно только в части Анкеты Формы 1 заявки. Прочие сведения по подпункту «б» оформляются в соответствии с требованиями пункта 3.6. Документации и соглашения лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

При этом, на заседании Комиссии Заказчик пояснил, что представленный Договор простого товарищества не содержал распределение объемов оказания выполняемых работ оказываемых услуг между участниками консорциума, в связи с чем, Заказчиком производилась оценка документов представленных исключительно ООО «ЭкоФМ».

В части данного основания отклонения Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).

Согласно пункту 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений, Комиссия приходит к выводу о неправомерности данного отклонения заявки Заявителя, так как распределение обязанностей является прерогативой именно обществ между которыми заключен договор консорциума, в связи с чем, не может являться правомерным требование о необходимости представлять значение предложения каждого лица, входящего в состав коллективной заявки.

На заседании Комиссии Заказчик также пояснил, что документы, требующиеся для подачи заявки от коллективного участника (анкета Формы 1 и соглашение), не соответствовали требованиям документации о Закупке по оформлению и содержанию, что не позволило Заказчику однозначно трактовать заявку, как поданную от коллективного участника.

Исходя из этого, Заказчиком было принято решение о рассмотрении заявки как поданной от одного участника.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявка ООО «ЭкоФМ» на участие в Закупке содержала все необходимые сведения об ООО «ЭкоМенеджмент».

Обратного Заказчик Комиссии Управления не доказал.

Ссылка Заказчика на отклонение заявки Заявителя в связи с несоответствием п. 1.1.6 части 1 Документации (участником предоставлена копия годового отчета о финансовых результатах за 2020г. На сумму 10 342 000, 00 руб., что составляет менее 30 % от НМЦК), также несостоятельна, поскольку Комиссией установлено, что совместно с заявкой на участие в Закупке, Заявителем был представлен бухгалтерский баланс ООО «ЭкоМенеджмент» с указанной выручкой на конец отчетного периода в размере 90 230 000 (девяносто миллионов двести тридцать тысяч) рублей, что в свою очередь соответствует требованиям Документации о закупке.

При таких обстоятельствах, Комиссия полагает, что  отклонение заявки Заявителя осуществлено Заказчиком по формальному основанию.

Между тем, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЭкоФМ» (ОГРН: 1197746508728, ИНН: 9703000554) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (ОГРН: 1037700258694, ИНН: 7729082090) при проведении Закупки обоснованной.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны