Решение б/н ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ФГУП «НИЦИ при МИД России» от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАТИКИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

119002, г Москва, р-н Арбат, пер Денежный, дом 21

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»

620027, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 31, оф.216

АО «СБЕРБАНК-АСТ»

Большой Саввинский пер., 12, с 9, Москва, 119435

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-23525/2020 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

15.01.2021 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

при участии представителей: от ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» и ФГУП «НИЦИ при МИД России» посредством видеоконференцсвязи,

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ФГУП «НИЦИ при МИД России» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП «НИЦИ при МИД России» (реестровый № 32009742813),

в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении указанной закупки.

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как установлено Комиссией Управления, заказчиком в единой информационной системе закупок размещено извещение о проведении закупки.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Пунктом 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках гласит о том, что осуществление заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не регулируется данным законом.

Таким образом, из норм двух законов следует, что закупка аудиторских услуг не может быть осуществлена в рамках Закона о закупках, она должна осуществляться согласно правилам Закона о контрактной системе путем проведения открытого конкурса, поскольку открытый конкурс на проведение обязательного аудита должен осуществляться в порядке, установленном Законом о контрактной системе, то при разработке критериев оценки и сопоставления заявок участников в конкурсной документации заказчикам следует руководствоваться правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе под заказчиком понимаются государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, осуществляющие закупки. Таким образом, к примеру, государственное унитарное предприятие не является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе, следовательно, по результатам отбора аудиторской организации должно заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Так как государственное унитарное предприятие не является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе, следовательно, оно не должно размещать план-график с процедурой п отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, а также вносить заключенный гражданско-правовой договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, при проведении отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственному унитарному предприятию, следует применять лишь процедурные нормы Закона о контрактной системе, регулирующие порядок проведения отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Соответственно, планировать такой отбор следует в плане закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Аналогичная позиция представлена в письме Минэкономразвития России от 23 ноября 2015 г. № Д28и-3502. Заказчику нужно размещать закупку по отбору аудиторской организации в плане закупок по Закону о закупках.

Отчитываться по этой закупке, по заключенному договору так же следует в соответствии с положениями Закона о закупках, т.к. Закон не регулирует именно только отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.

Предприятие работает по Закону о закупках, т.е., не является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе, следовательно, Предприятие не должно размещать план-график с процедурой по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, а также вносить заключенный договор по итогам проведения данной процедуры в реестр контрактов, размещать отчет об исполнении данного договора в соответствии с Законом о контрактной системе.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик, работающий по Закону о закупках должен применять те нормы Закона о контрактной системе, которые касаются отбора исполнителя, а правила о планировании, нормировании закупок, исполнении контрактов проводятся в рамках Закона о закупках, что не является нарушением.

В документации указано, что настоящая конкурсная документация (далее − документация) подготовлена на основе положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), другими федеральными законами, регулирующими отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правовыми актами РФ, регулирующими отношения в указанной сфере в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

1. В жалобе ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» указывает на нарушения в итоговом протоколе:

В составленном Заказчиком «Протоколе подведения итогов от 23.12.2020 г.» указывается только сами баллы по неценовым показателям, без оцениваемых подтверждающих документов и сведений, т.е. без указания цифрового значения использованного сведения из документа в составе заявки, без указания «наличия» либо «отсутствия» оцениваемого сведения. Отсутствует какая-либо (тем более полная) понятная участникам информация о порядке выставления баллов. Отсутствует указание, какие именно документы (и какие значения из документов) содержались в заявках участников, какие документы были «приняты» как «подтверждающие» и послужили основанием для выставления определенных баллов по неценовым показателям, и самое главное не указано какие документы «не приняты» по каким-то однозначно определенным основаниям

Именно отсутствие указания и разделения самих оцениваемых документов на «принятые» и на «требование которому документ не соответствует», приводит к полной невозможности понимать какой именно способ оценки, какую шкалу, какую формулу, какие оценочные требования использовал Заказчик. Полностью отсутствует порядок оценки, использованный заказчиком для оценки заявок и выставления баллов.

Непонятен ни предмет оценки (наличие документов либо их содержимое) ни вид документа и сведения из него. Порядок оценки буквально описан как произвольное усмотрение со стороны и членов комиссии. Проверить оценки, выставленные участнику, и тем более другим участникам, проверить какие именно документы и сведения в составе заявок привели к определенному рейтинговому баллу- итоговый протокол не позволяет.

Комиссия Управления признает данный довод заявителя необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:

5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;

6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;

Таким образом, указанная норма не предъявляет к итоговому протоколу требование по раскрытию обоснования начисления заявке участника закупки определенного количества баллов, в связи с чем, Московское УФАС России не находит оснований для признания жалобы обоснованной в данной части учитывая новую судебную практику относительно принципа информационной открытости при проведении закупочных процедур (решения №№ А40-202379/2019, № А40-303077/19-139-2507, № А40-232161/19).

2. По показателю № 1.4 «Участником представлены документы, включенные в состав Предложения о качестве оказываемых услуг, содержащие:

- Описание формы и содержания документов, предоставляемых Заказчику по результатам аудита (включая образец аудиторского заключения, образец аудиторского отчета), в том числе раскрытие информации о конкретных вопросах аудита, которые могут представлять интерес для управления Заказчика; Раскрытие информации о результатах финансового анализа аудируемой бухгалтерской отчетности. *

Участником закупки представлены документы несоответствующие требованиям технического задания либо Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» либо Международным стандартам аудита, а также не представлены документы по данному критерию.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что участнику закупки было присвоен ноль баллов по причине того, что им не был представлено Раскрытие информации о результатах финансового анализа аудируемой бухгалтерской отчетности. При этом заявитель не заседании Комиссии не представил документального подтверждения, что такое раскрытие было в иных документах, представленных в составе заявки в случае, если полагал, что такой отдельный документ не представляется в составе заявки, однако в таком случае информация спорная должна быть отражена в иных документах, что заявителем не доказано. В связи с чем Комиссия признает довод заявителя необоснованным.

3. В показателе 2.2.2. Показатель: «Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки»:

«Значение показателя и порядок оценки:

Количество баллов, присуждаемых заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме по указанному показателю, определяется на основании документально подтвержденной информации о продолжительности осуществления участником закупки аудиторской деятельности (в полных месяцах), с использованием следующей шкалы и присвоением соответствующих баллов:

- более 10 лет – по данному показателю присваивается 100 баллов;

- более 7,5 лет до 10 лет включительно – по данному показателю присваивается 75 баллов;

- более 5 лет до 7,5 лет включительно – по данному показателю присваивается 50 баллов;

- более 2,5 лет до 5 лет включительно – по данному показателю присваивается 25 баллов

- 2,5 года и менее, либо к участнику закупки за последние три года применялись меры воздействия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» – по дан-ному показателю присваивается 0,0 баллов.

Документально подтвержденной информацией признается информация, представленная по форме приложения к настоящим Критериям с приложением к ней в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электрон-ной форме копии свидетельства о государственной регистрации участника конкурса, копии лицензий на осуществление аудиторской деятельности (за период деятельности до 1 января 2010 г.), копий свидетельств о членстве в саморегулируемой организации аудиторов (за период деятельности с 1 января 2010 г.).

В случае непредставления документов, подтверждающих информацию, указанную в форме приложения к настоящим Критериям, участник открытого конкурса в электронной форме по данному показателю получает 0,0 баллов

Как указывает заявитель, в данном показателе снова занижен балл, т.е. либо Заказчик не использовал приложенные документы (наше предприятие имеет «опыт» более 10 лет, хоть с момента «регистрации, хоть с момента «лицензии»), либо снова «найдено» какое-то никому не известное нарушение.

Однако на Комиссии заказчик представил документы, подтверждающие, что заявителем было представлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 2018 года, иные документы не представлены, в связи с чем довод – необоснованный.

В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом, границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ФГУП «НИЦИ при МИД России» при проведении закупки необоснованной.
  2. Снять ограничения с закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от ЕИ/76621/20 от 31.12.2020.
  3. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны