Решение б/н б/а от 11 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-8955/2023 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
10.07.2023 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
<...> — главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов,
членов Комиссии:
<...> — ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<...> — специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО «Волгард», АО «ФПК»,
рассмотрев жалобы <...> (далее - Заявитель) на действия <...> (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № <...> на право заключения договора выполнения работ по разработке автоматизированной системы управления ремонтами пассажирских вагонов в пассажирских вагонных депо, её внедрение в филиалах <...> и аппарате управления <...><...>, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.
Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок оценки заявок, установленный документацией, при рассмотрении заявки Заявителя.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия, рассмотрев довод Заявителя о нарушении порядка оценки заявки, установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на официальном сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» размещено извещение о проведении Закупки.
Приложением 1.4 к конкурсной документации определены критерии оценок заявки:
№ критерия |
Наименование критерия/ подкритерия |
Значимость критерия |
Порядок оценки по критерию |
1.1. |
Цена договора |
Максимальное количество баллов – 60 баллов |
Оценка осуществляется на основании технических предложений, представленных в заявках участников, следующим образом: Заявкам участников, в технических предложениях которых содержатся предложения демпинговой цены (сниженной на размер, превышающий установленный в пункте 1.4 документации о закупке, а именно на 25% и более от начальной (максимальной) цены договора) присваивается максимальное количество баллов по критерию «цена договора». Заявки, содержащие предложения демпинговой цены (сниженной на размер, превышающий установленный в пункте 1.4 документации о закупке, а именно на 25% и более от начальной (максимальной) цены договора), по приведенной формуле не оцениваются. Заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается путем сравнения начальной (максимальной) цены договора, сниженной на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 документации о закупке Цmin Бj = ────── * 60, где Цj j = 1…n, n – количество участников; Бj – количество баллов j-ого участника; Цj – цена, предложенная j-ым участником (без учета НДС); Цmin – 270 000 000,01 руб. (Начальная (максимальная) цена договора, сниженная на максимально допустимый размер снижения цены, установленный в пункте 1.4 документации о закупке). 60 – максимально возможное количество баллов. |
2. |
Квалификация участника |
||
2.1. |
Опыт участника по выполнению работ |
Максимальное количество баллов – 20 баллов |
Оценка осуществляется на основании документов, представленных каждым участником в составе заявки в соответствии с п. 2.1. приложения № 1.4 к документации о закупке, следующим образом: Оценивается путем деления стоимости выполненных работ в 2016-2023 годах каждым Цj Σ опыт Бj = ───────── * 20, где Ц Σ нач.макс Бj – количество баллов j-го участника; Цj Σ опыт – стоимость выполненных j-ым участником работ в 2016-2023 годах по разработке ПО АСУ (без учета НДС); Ц Σ нач.макс. – начальная (максимальная) цена договора (без учета НДС). 20 – максимально возможное количество баллов. В случае, если стоимость выполненных работ по разработке ПО АСУ равна или больше начальной (максимальной) цены договора (без учета НДС), то участнику сразу присваивается 20 баллов. В случае отсутствия указанного опыта или непредставления документов, указанных в п. 2.1 приложения № 1.4 к документации о закупке, участнику не присваиваются баллы по критерию. |
2.2. |
Квалификация персонала |
Максимальное количество баллов – 20 баллов |
Оценивается путем деления рейтинга, присвоенного (j-ому) участнику по количеству квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ, имеющегося у каждого (j-ого) участника, на максимальный рейтинг из всех имеющихся у участников, по формуле:
Пj П = ───── * 20, где П. макс. J=1...n, n – количество участников П ‑ количество баллов j-го участника, Пj- рейтинг (j-ого) участника. П макс.- максимальный рейтинг из всех имеющихся у участников. 20 – максимально возможное количество баллов. Рейтинг присваивается путем увеличения единиц рейтинга при наличии у (j-ого) участника следующего квалифицированного персонала, задействованного в выполнении работ: ‑ 4 (четыре) единицы за каждого специалиста в области управления проектами, но не более чем 8 (восемь) единиц; ‑ 4 (четыре) единицы за каждого специалиста в области разработки и/или проектирования баз данных, но не более чем 8 (двенадцать) единиц; ‑ 5 (пять) единиц за каждого специалиста в области программирования, но не более ‑ 5 (пять) единиц за каждого специалиста в области обработки/анализа данных, но не более чем 15 (пятнадцать) единиц; - 5 (пять) единиц за каждого специалиста в области разработки технологических процессов ремонта транспортных средств, но не более чем 15 (пятнадцать) единиц. В случае непредставления документов, указанных в п. 2.2 приложения № 1.4 к документации о закупке, участнику не присваиваются баллы по критерию. |
3. |
Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами |
||
3.1 |
Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами |
Сумма баллов, присвоенных заявке участника по всем вышеуказанным критериям, снижается на 5 баллов |
Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами. При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае: расторжения договора заказчиком (<...> и/или |
Согласно пункту 2 Приложения 1.4 к конкурсной документации оценка заявок осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:
В силу пункта 2.1 Приложения 1.4 к конкурсной документации по критерию № 2.1:
‑ документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
и
‑ договоры на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
и
‑ акты о выполнении работ;
и
- описание функционала, технических и качественных характеристик ПО АСУ (предоставляется, если описание функционала, технических и качественных характеристик ПО АСУ отсутствует в договорах на выполнение работ и/или приложениях к нему);
и
- документы, подтверждающие оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка, и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в «Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг», с отметкой обслуживающего банка об исполнении, заверенные печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка);
‑ копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации договоры, заключенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также сведения об исполнении таких договоров, доступны для ознакомления всем участникам рынка в Единой информационной системе в сфере закупок), участник вправе в Форме сведений об опыте выполнения работ, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации, указать реестровый номер договора в ЕИС. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в ЕИС и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на выполнение работ, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты о выполнении работ, документы, подтверждающие оплату по договору (при необходимости)).
Документы, перечисленные в пункте 2.1 приложения № 1.4 к конкурсной документации, представляются в электронной форме в составе заявки.
В силу пункта 2.2 Приложения 1.4 к конкурсной документации по критерию № 2.2:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации с обязательным указанием (ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС) привлекаемых работников для выполнения работ;
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области управления проектами;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области разработки и/или проектирования баз данных;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области программирования;
и/или
- сертификаты и/или дипломы и/или иные документы, подтверждающие квалификацию в области обработки/анализа данных;
и/или
диплом о высшем образовании, выданный образовательной организацией высшего образования в сфере транспорта, по квалификации инженер и/или инженер-механик;
и
- копии действующих гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
и/или
- копии патентов (а также документы о статусе беженца – при наличии), выданные в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
и
- согласие каждого работника, указанного в документе по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации, на обработку его персональных данных
АО «ФПК» в целях получения подтверждения сведений, указанных в заявке участника.
Квалифицированный персонал, в отношении которого не представлены подтверждающие документы, не учитываются для целей оценки.
В соответствии с пунктом 2.3 Приложения 1.4 к конкурсной документации наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами по критерию № 3.1 проверяется Заказчиком самостоятельно.
Согласно доводам жалобы Заказчиком нарушен порядок оценки заявок, установленный документацией, при рассмотрении заявки Заявителя (протокол оценки вторых частей заявок от <...>).
Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Оператора ЭТП, указанный протокол был отменен Заказчиком во исполнение предписания антимонопольного органа по делу № 077/07/00-8687/2023.
Актуальная оценка заявок участников Закупки определена Заказчиком в протоколе оценки вторых частей заявок от 03.07.2023.
Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, учитывая, что протокол от 03.07.2023 не является предметом обжалования, то у Комиссии отсутствуют основания для рассмотрения довода о нарушении Заказчиком порядка оценки заявок при составлении протокола от 03.07.2023.
Согласно протоколу оценки вторых частей заявок от <...> заявка Заявителя (№ 4) была оценена Заказчиком следующим образом.
Квалифицированный персонал, соответствующий требованиям пункта 2.2. приложения № 1.4 к конкурсной документации, предоставленный в составе заявки Участника № 4, учитывается при оценке:
- 2 (два) специалиста в области управления проектами;
- 3 (три) специалист в области обработки/анализа данных;
- 3 (три) специалиста в области разработки технологических процессов ремонта транспортных средств.
Сведения о наличии прочих специалистов, предоставленные в составе заявки Участника № 2, не будут учитываться при оценке по причине представления документов, не подтверждающих наличие квалификации, указанной в критерии № 2.2. критериев и порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок приложения № 1.4 к конкурсной документации, представления документов, выданных образовательной организацией высшего образования не в сфере транспорта, по квалификации инженер и/или инженер-механик.
По итогам оценки вторых частей заявок Заявителю присвоены следующие баллы:
Наименования оцениваемого критерия/подкритерия |
Максимальный балл |
Участник № 4 |
||
Значение |
Расчет |
Количество баллов |
||
2.1. Опыт участника по выполнению работ |
20 |
238 668 333,33 |
*20-13,26 |
13,26 |
2.2. Квалификация персонала |
20 |
38 |
── * 20=17,67 |
17,67 |
3.1. Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами |
-5 |
0 |
0 |
0 |
Согласно доводам жалобы, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не принял к оценке сведения о специалистах, квалификация которых подтверждаеся сертификатом уровня «1С:Специалсит» по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8» по позициям спциалист в области разработки и/или проектирования баз данных и в области программирования.
Комиссией установлено, что Заказчиком не были учтены для оценки следующие специалисты:
<...> (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<...>а (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<...>(специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<...>(специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<...> (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»);
<...> (специалист по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8»).
Вместе с тем, как указывает Заказчик, согласно условиям закупочной документации Заказчик не устанавливал требование для оценки о наличии сертификата специалиста по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8/1С:Предприятие 8.3». Требование Заказчика связано с наличием сертификатов и/или дипломов и/или иных документов, подтверждающих квалификацию в области разработки и/или проектирования баз данных, что не дает оснований начислить баллы Участнику № 4 по указанному критерию.
Таким образом, по мнению Заказчика, представленный персонал в составе заявки не учитывался Заказчиком для оценки, поскольку квалификация персонала не относится к квалификации в области разработки и/или проектирования баз данных в настоящем случае.
При этом Заказчик принял для учета к оценке следующих специалистов: <...> (квалификация «1С: Руководитель корпоративных проектов»), <...> 1С: Руководитель проектов), <...> (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных),<...> (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных),<...> (Нейронные сети на PYTHON. Обработка и анализ данных), <...> (инженер), <...> (инженер), <...> (инженер).
При этом ссылка Заявителя на сведения о сайта https://1c.ru/spec/texts/how_to_get.htm оцениваются Комиссией критически, поскольку ни сами сертификаты, ни сведения с указанного сайта не подтверждают, что сертификат специалиста по разработке и модификации прикладных решений на технологической платформе системы программ «1С:Предприятие 8» свидетельствует о квалификации такого специалиста в области разработки и/или проектирования баз данных и программирования.
Доказательства обратного Заявителем не предоставлено.
Таким образом, Комиссия, изучив заявку Заявителя, пришла к выводу, что представленные Заявителем сертификаты не соответствуют требованиям документации , в связи с чем у Заказчика отсутствовали основания для принятия указанных документов к оценке.
Также Комиссия отмечает, что опечатка в протоколе оценки вторых частей заявок от <...> в части указания номера заявки Заявителя сама по себе не свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка оценки заявок.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу <...>на действия <...>при проведении Закупи необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России от 04.07.2023 № НП/27677/23.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.