Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Средства индивидуальной... от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-16437/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.12.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России (далее — Комиссия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

при участии представителей:

от ООО «Навигатор-Т» - <...> (по доверенности от 01.10.2019 № 03-22/10),

от ООО «Средства индивидуальной защиты» - <...> (по доверенности от 23.09.2019 № б/н),

от ООО «ЦНС» - <...> (по доверенности от 15.07.2019 № 21), <...> (по доверенности от 10.06.2019 № 19),

рассмотрев жалобу ООО «Средства индивидуальной защиты» (далее - Заявитель) на действия ООО «ЦНС» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку самоспасателей изолирующих (реестровый № 31908552739) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, Заказчиком безосновательно установлено требование ко времени защитного действия в режиме ожидания защитных самоспасателей,
а установленные технические характеристики не позволяют предложить эквивалентный товар.

Представитель Заказчика против удовлетворения жалобы возражал, представил запрашиваемые документы по спорной Закупке.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи
3 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона о закупках).

Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя, приняла решение о признании
ее обоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, Заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении Закупки.

Согласно доводам жалобы, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивает круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товару по п. «Самоспасатель изолирующий общего назначения»: «время защитного действия в режиме ожидания помощи в состоянии покоя – не менее 75», соответствует товар единственного производителя ООО «Южно-Уральский завод спасательного оборудования», что, по сути, указывает на то, что свободное приобретение такого товара является невозможным, поскольку в случае обратного, у потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, не возникли бы трудности при формировании своего предложения в первой части заявки, следовательно, отсутствовала бы необходимость обжалования установления Заказчиком требований к такому товару.

Комиссия Управления, изучив Закупочную документацию установила, что
в документации Заказчиком установлены технические характеристики требуемого к поставке товара, не позволяющие участникам Закупки предложить в заявке на участие эквивалентные товары.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано, в том числе, описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Частью 6.1 ст. 3 Закона о закупках установлены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки.

В рассматриваемом случае заказчик объявил конкурентную процедуру. Соответственно, при проведении закупочной процедуры заказчик обязан соблюдать все требования и запреты, предусмотренные Законом закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках 6.1. при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

Таким образом, в отношении конкурентных закупок упомянутым законом введен специальный режим регулирования, который обязывает заказчиков безальтернативно предусматривать в закупочной документации возможность использования эквивалентного товара.

При этом положениями ч. 3 ст. 6.1. Закона о закупках определены следующие исключения:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчик в возражениях указал, что существует несколько производителей, товары которых соответствуют требованиям технического задания, а именно:

  • АО «Корпорация Росхимзащита» (самоспасатель изолирующий: СПИ-20 специального назначения),

  • ООО «Южно-Уральский завод спасательного оборудования» (самоспасатель изолирующий: СПИ-20М, СПИ-25М, СПИ-50)

  • ООО «ДОНСОРБ» (Украина) (самоспасатель изолирующий: СПИ-20М, СПИ-25М, СПИ-50),

  • DEZEGA SP (Турция) (самоспасатель изолирующий: СПИ-20М, СПИ-25М, СПИ-50),

  • ООО «НПК Пожхимхащита» (самоспасатель изолирующий: OSR 40).

Комиссией установлено, что продукция ОО «ДОНСОРБ» (Украина) и DEZEGA SP (Турция) не допущена к обращению на территории ЕАЭС.

Согласно ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый комиссией единый перечень. Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.

В соответствии с п. 1.2 ст. 1 Технического регламента Таможенного Союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее - ТР ТС 019/2011) настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно п. 1.4 ст. 1 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении № 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.

Статьей 3 ТР ТС 019/2011 установлено, что средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Средства индивидуальной защиты, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Согласно п. 5.4 ст. 5 ТР ТС 019/2011 Подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:

1) декларирование соответствия;

2) сертификация.

Согласно Приложению № 2 4 к ТР ТС 019/2011 для средств индивидуальной защиты органов дыхания изолирующих сертификация установлена как форма подтверждения соответствия указанному регламенту.

Из анализа публичного реестра Федеральной службы по аккредитации было выявлено, что продукция производителей ООО «ДОНСОРБ» (Украина) и DEZEGA SP (Турция) не имеет обязательных сертификатов соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза 019/2011, а значит, не может быть допущена к обороту на территории ЕАЭС.

Самоспасатель СПИ-50 также не подходит под требования Заказчика, поскольку согласно п. 1.2.6 Руководства по эксплуатации масса рабочей части не более 2,5 кг, что противоречит Техническому заданию в котором установлено требование о том, что масса самоспасателя не должна превышать 2 кг.

Самоспасатель СПИ-20 производства АО «Корпорация Росхимзащита» не отвечает требованиям Технического задания по спорному пункту о времени защитного действия в режиме ожидания помощи, так как согласно руководству по эксплуатации самоспасатель СПИ-20 имеет время защитного действия в режиме ожидания помощи не мене 60 минут.

Самоспасатель изолирующий OSR 40 является шахтным самоспасателем. Согласно данным производителя самоспасатель OSR 40 изолирующий на химически связанном кислороде применяется при осуществлении подземных строительных работ, в химической промышленности, а также при нахождении в среде с недостатком кислорода или в условиях наличия вредных токсичных газов. В случае возникновения аварийной ситуации при попадании в воздух на аварийном участке шахты опасных и токсичных газов, а также при недостатке кислорода, использование горнорабочими самоспасателей позволяет избежать нарушения дыхания и спокойно покинуть аварийный участок.

Более того, самоспасатель, использующийся для эвакуации при пожаре согласно ч. 4 ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент
о требованиях пожарной безопасности» подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, то есть должен иметь сертификат пожарной безопасности на соответствие Техническому регламенту. Между тем, самоспасатель OSR 40 не обладает таким сертификатом, согласно данными публичного реестра Федеральной службы по аккредитации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В свою очередь, включение в документацию требований о поставке товара конкретного производителя нарушает требования ст. 1 и 3 Закона о закупках в части обеспечения добросовестной конкуренции, равноправия, справедливости, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, установленные Заказчиком в Техническом задании требования, могли послужить препятствием для формирования и подачи заявок со стороны потенциальных участников Закупки, а также привести к сужению круга таких участников, ограничив их число лицами, заранее извещенными о технических характеристиках требуемых к поставке товаров.

Учитывая изложенное, описание объекта Закупки противоречит пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктам 1, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В связи с чем, Комиссия Управления в действиях Заказчика установила нарушение п. 2, 4 ч. 1, ч. 6, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «Средства индивидуальной защиты»» (ИНН: 7811619901, ОГРН: 1167847345302) на действия ООО «ЦНС» (ИНН: 7736249247, ОГРН: 1157746652150) при проведении Закупки обоснованной.

    2. Установить в действиях Заказчика нарушение п. 2, 4 ч. 1, ч. 6, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 077/07/00-16437/2019 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

12.12.2019 г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

руководствуясь п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.12.2019 по делу № 077/07/00-16437/2019,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «ЦНС» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку самоспасателей изолирующих (реестровый № 31908552739) (далее — Закупка):

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки
      с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в Документацию с учётом решения Комиссии от 12.12.2019 по делу № 077/07/00-16437/2019.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 10 (Десяти) рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику завершить проведение Закупки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закупочной документации.

    6. Заказчику разместить информацию о каждом действии по исполнению предписания в течение трех дней после выполнения пункта в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС)

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 23.03.2020.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.03.2020 с приложением подтверждающих документов.

      1. Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    1. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны