Решение по жалобе б/н б/а от 29 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-1217/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.01.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО «Линкком-Сервис»: <...>
от ФГБУ ФНКЦ ФМБА России: <...>
рассмотрев жалобу ООО «Линкком-Сервис» (далее также — Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее также — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по технической поддержке имеющейся контрольно-кассовой техники, кассового программного обеспечения и замене фискальных накопителей (реестровый № 31908718037) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка проведения Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Закупки, размещено в ЕИС — 25.02.2019.
Извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора в размере 666 180,00 руб. размещено на Официальном сайте 25.12.2019.
Из жалобы следует, что Заказчик произвел некорректное сопоставление ценовых предложений участников, что привело к неверному определению победителя.
С учетом того, что участниками Закупки являлись как организации, являющиеся плательщиками НДС, так и организации, уплачивающие НДС, сопоставление ценовых предложений участников, по мнению Заявителя, должно было осуществляться на основании цен без учета НДС, то есть с помощью приведения цен к единому базису. Заявитель считает, что такой порядок соответствует принципам, закрепленным в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что положения Закупочной документации не предусматривают возможность приведения цен, заявленных участниками, к единому базису. Таким образом, рассмотрения заявок производится на основании тех сумм, которые предложены участниками.
Комиссия, соглашаясь с доводами Заказчика, оценивает заявленные Заявителем доводы критически в связи со следующим.
Определение победителя по одной цене, а заключение договора по иной цене (отличающейся в большую сторону) не согласуется с принципами проведения закупочных процедур, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).
Под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (часть 20 статьи 3.2 Закона о закупках).
Таким образом, с точки зрения законодателя ценовое предложение участника является ценой договора, в связи с чем имеется обязанность заключения договора на условиях, предложенных участником в ходе проведения конкурентной процедуры.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков, так как иное противоречило бы положениям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В свою очередь, Закон о закупках не содержит норм указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки ценовых предложений участников без учета НДС.
Предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 ГК РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса и желания одержать победу. Предлагая определенную цену, участник, уплачивающий НДС, несет риск проигрыша при наличии лучшего предложения другого участника закупки, находящегося на упрощенной системе налогообложения, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.
Комиссия, проанализировав положения Закона о закупках, Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС, преимуществ при участии в закупках. Оценка заявок по ценовым предложением без учета НДС у участников, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Резюмируя изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Линкком-Сервис» (ОГРН: 1077762545629, ИНН: 7721603174) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (ОГРН: 1027700089757, ИНН: 7724044189) при проведении Закупки необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.