Решение б/н Решение и предписание от 4 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-20573/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.12.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее — Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:рассмотрев жалобу ..... (далее — Заявитель) на действия ООО «БОНА МЕНТЭ» (далее — Организатор торгов) при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение № 161120/43753946/03, лот 1) (далее — Торги),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Организатора торгов выразились в установлении неправомерных положений документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Извещение о проведении Торгов размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведение торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.
Местом проведения Торгов является электронная торговая площадка ООО «СПЕЦТОРГИ» (адрес в сети «Интернет» - http://storgi.ru/).
Заявитель в жалобе указывает, что Организатором торгов установлены заведомо дискриминационное условие для участников, выражающееся в том, что Организатором торгов установлено требование в Извещении о необходимости подписания протокола о результатах торгов победителем в офисе компании по адресу: 125047, г. Москва, ул. Тверская-Ямская 1-я, д. 25, стр. 2, эт. подвал пом II, ком. 13. При этом также указано, что при отказе от подписания протокола о результатах торгов и/или внесения денежных средств в счет оплаты приобретенного имущества, задаток победителю торгов не возвращается, а торги признаются несостоявшимися. Данное требование по мнению Заявителя является дискриминационным, поскольку участники Торгов из отдаленных от Москвы регионов не в состоянии будут выполнить условие о подписании протокола Торгов в тот же день.
При этом Заявитель отметил, что участники Торгов регистрируются на электронной площадке и делают ценовые предложения при помощи электронной цифровой подписи, которая приравнивается к собственноручной подписи. Все действия участников Торгов фиксируются в электронном протоколе.
В Извещении о проведении Торгов во вкладке «Документы» указано, что по итогам торгов в тот же день победителями торгов и Организатором торгов подписывается ЭЦП протокол о результатах торгов по продаже арестованного имущества.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что фактически Организатором торгов установлено противоречивое требование о способе подписания протокола о результатах Торгов.
Комиссия отмечает, что установленный Организатором торгов порядок подведение результатов Торгов, является следствием действий Заказчика,
а, следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений, в данном случае участника Торгов.
Кроме того, наличие любых равновесных противоречий, возникающих при работе с документацией, является следствием действий Организатора торгов,
а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений, в связи с чем, Организатор принимает на себя риск иного толкования.
Как было выявлено ранее, фактически Организатором установлено противоречивое требование к порядку подведение результатов Торгов.
Из вышеизложенного следует, что Организатором торгов должным образом не установлен оспариваемый порядок, в связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.
Заявитель считает неправомерным проведение Торгов на электронной торговой площадке, не входящей в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2488-р и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р, поскольку такая обязанность установлена пунктом 4.4.44 договора от 16.06.2020 № 20-АИ/2020, заключенного между ТУ Росимущества по г. Москве и Организатором торгов (далее — Договор).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В связи с чем, положения государственного контракта не только удостоверяют право Организатора торгов по проведению публичных торгов, но и определяют его публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Следовательно, условия Договора не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для Организатора торгов не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по Договору.
При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным и приходит к выводу о несоблюдения Организатором торгов публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего Договором.
Также Заявителем оспаривается форма проведения Торгов. Так, согласно пункту 4.4.63 Договора в целях обеспечения конкурентности и состязательности между участниками аукциона и получения наивысшей цены за реализуемое имущество, при проведении торгов в электронной форме, такие торги должны проводиться, исключительно с открытой формой подачи предложений о цене имущества.
Вместе с тем согласно извещениям о проведении Торгов форма подачи участниками ценовых предложений является закрытой.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ торги).
В настоящем случае, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве выступает от имени собственника и в его интересах, в связи с чем в государственном контракте определяет порядок проведения публичных торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Также Заявитель считает, что извещение содержит требование о предоставлении для физических лиц «Иные документы, предусмотренные Российским законодательством». Отмечая, что данное требование содержит неопределённость и может подлежать расширительному толкованию.
Комиссия отмечает, что в документации не раскрыто, что понимается под Иными документами, при этом указанное требование может ввести участников процедуры в заблуждение, так как не позволяет участникам сформировать заявку надлежащим образом.
Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.
Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав
и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной и необходимости выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в частности об аннулировании Торгов.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатор торгов при проведении Торгов обоснованной.
2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ст. 4 Закона об исполнительном производстве, пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством об исполнительном производстве и положениями законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, пунктов 4.4.63, 4.4.44 Договора, публичного порядка Российской Федерации, определенного законодательством, регулирующим проведение публичных торгов.
-
-
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 077/07/00-20573/2020 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
01.12.2020 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:руководствуясь п. 3.1 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 01.12.2020 по делу № 077/07/00-20573/2020,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «БОНА МЕНТЭ» (далее - Организатор торгов), ООО «СПЕЦТОРГИ» (далее также — Оператор ЭТП) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона по реализации имущества должника (извещение № 161120/43753946/03, лот 1, далее - Торги), а именно:
1.Организатору торгов аннулировать Торги на электронной торговой площадке ООО «СПЕЦТОРГИ», включая отмену составленных в ходе их проведения протоколов, в соответствии с решением Комиссии от 01.12.2020 по делу № 077/07/00-20573/2020.
2. Организатору торгов обеспечить направление в ТУ Росимущества документов для возврата задатков участникам, подавшим соответствующую заявку на участие в Торгах (в случае их наличия).
3. Оператору ЭТП разблокировать и возвратить денежные средства всем участникам Торгов, а также лицам, не являющихся участниками Торгов, но подавшим заявки на участие в оспариваемой процедуре.
4. Организатору торгов разместить информацию об аннулировании Торгов в источниках, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
5. Организатору торгов исполнить настоящее предписание путем объявления новых торгов на электронной площадке, входящей в Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Перечня операторов специализированных электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р, Перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2488-р с учетом решения Комиссии от 01.12.2020 по делу № 077/07/00-20573/2020.
6. Оператору электронной торговой площадки — ООО «СПЕЦТОРГИ», обеспечить возможность исполнение настоящего предписания Организатором торгов.
7. Организатору торгов, Оператору ЭТП исполнить настоящее предписание в срок до 28.01.2021.
Организатору торгов и Оператору ЭТП о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 30.01.2021 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.