Решение б/н б/а от 25 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 077/07/00-2538/2022 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.02.2022                                                                                            г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председательствующего:

членов Комиссии:

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей от ИП "...", ППК «ВСК»,

рассмотрев жалобу ИП "..." (далее также - Заявитель) на действия ППК «ВСК» (далее также — Заказчик) при проведении предложения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр. 1, стр. 2 и прилегающей территории (реестровый № 32211071066, далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию «Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 5 лет».

Так, Заявитель отмечает, что в соответствии с Протоколом открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П1 от 01.02.2022 участниками предоставлены следующие условия исполнения договора:

1. Общество с ограниченной ответвенностью «ОРИОН» - 22 705 300,20 руб. в т.ч. НДС 20%. Опыт участника закупки – 10 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 159 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 1005 единиц.

2. Общество с ограниченной ответвенностью «АРМЭКС» - 21 099 874,87 руб. в т.ч. НДС 20%. Опыт участника закупки – 5 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 48 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – Форма 6 не представлена.

3. Индивидуальный предприниматель "...": 20 643 475,41 руб. без НДС. Опыт участника закупки – 105 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 205 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 15 единиц.

4. Общество с ограниченной ответственностью «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЕГИОН КЛИМАТ»: 18 636 848,00 руб. в т.ч. НДС 20%. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 58 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 346 единиц; Опыт участника закупки – 71 договор.

Вместе с тем, в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П2 от 03.02.2022 участникам были присвоены следующие рейтинговые значения:

Заявке № 1 ООО «ОРИОН»: было присвоено Итоговое рейтинговое значение — 170; Присвоенный порядковый номер — 1.

Заявка № 3 Индивидуальный предприниматель "...": было присвоено Итоговое рейтинговое значение 220; Присвоенный порядковый номер — 3.

Заявка № 4 ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЕГИОН КЛИМАТ»: было присвоено Итоговое рейтинговое значение — 210; Присвоенный порядковый номер — 2.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком допущена ошибка в присвоении итогового рейтинга заявкам № 1 и № 3, а в последствии данная оценка повлияла на результаты торгов и Заявитель занял 3 место вместо 1.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Как следует из материалов дела, Заказчиком 26.01.2022  Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении предложения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр. 1, стр. 2 и прилегающей территории (реестровый № 32211071066) (далее – предложение, процедура).

Согласно части 2 статьи 53 Положения закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении и документации о проведении предложения делать оферты и оценивает соответствующие таким требованиям заявки.

Согласно частям 5.4.1 и 5.4.2 раздела 5 документации о закупке закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников, допущенных к участию в закупочной процедуре.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены закупочной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Исходя из части 5.4.5 раздела 5 документации о закупке при формировании критериев оценки в закупочной документации необходимо учитывать следующие принципы:

а) сумма всех применяемых критериев должна составлять 100 (сто) процентов;

б) обязательно применяется не менее двух критериев оценки, одним из которых является «цена договора», значимостью не менее 20 (двадцати) процентов;

в) в составе каждого критерия допускается применение подкритериев, раскрывающих содержание критерия.

В пункте 1 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее:

а) присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений;

б) первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее – худшему;

в) максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в закупке;

г) в случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в закупке присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается.

Согласно порядку оценки по неценовому критерию «Опыт участника закупки» (пункт 2 части 5.4.6 раздела 5 «Порядок открытия доступа к поданным заявкам на участие в закупке, рассмотрение и оценка заявок» документации о закупке) первое рейтинговое место присваивается заявке, содержащей большее количество аналогичных договоров по предмету договора, и к оценке принимаются завершенные договоры и/или государственные контракты на выполнение аналогичных работ, производимых на объектах, находящихся в собственности или оперативном управлении у государственных заказчиков, выполненные за последние 5 лет.

Итоговое рейтинговое значение участника закупки рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле (пункт 3 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке):

 

                       Q = A*B + C*D,

где: C*D = C1*D1 + C2*D2 + …+ Cn*Dn,

при этом: A+ C1+ C2+ …+ Cn =100 %,

где:

Q – итоговое рейтинговое значение участника закупки;

А – значимость ценового критерия «Цена договора, цена единицы продукции»;

B – рейтинговое место участника закупки по ценовому критерию;

C1, …, Cn – значимость каждого неценового критерия установленного закупочной документацией.

D1, …, Dn – рейтинговое место участника закупки по неценовым критериям;

n – количество неценовых критериев.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в закупке закупочной комиссией каждой заявке на участие в закупке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер (пункт 4 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке):

а) Первый номер присваивается заявке на участие в закупке, набравшей по результатам оценки минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.

б) Оценка и присвоение порядковых номеров осуществляется по каждому лоту отдельно.

в) В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие условия.

г) Победителем закупочной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в закупке которого присвоен первый номер.

В части 7.18 Раздела 7 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке определены следующие критерии и их значимость:

  1. Цена договора – 20%;

  2. Опыт участника закупки – 30%.

  3. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 30%;

  4. Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 20%

В соответствии с Формой № 4 «Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за последние пять лет» раздела 10 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» под аналогичными понимаются подобные договоры и/или государственные контракты, имеющие одинаковый смысл, соответствующие условию о предмете договора по отношению к предмету закупки (предмету проекта договора). Опыт подтверждается представлением копий завершенных договоров/государственных контрактов с приложением документов, подтверждающих их завершение.

Таким образом, закупочная комиссия при оценке по критерию «Опыт участника закупки» должна учитывать договоры и/или государственные контракты, предметом которых является комплексное обслуживание зданий, внутренних помещений и прилегающей территории, исполнение которых завершено.

В соответствии со Спецификацией к техническому заданию на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр.1, стр.2 и прилегающей территории (приложение № 1 к техническому заданию) комплексное обслуживание включает следующие виды работ (услуг):

  1. работы по санитарному содержанию прилегающей территории;

  2. работы по санитарному содержанию прилегающей территории;

  3. работы по техническому обслуживанию зданий;

  4. аварийно-ремонтная служба.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, согласно Приложению №1 к протоколу открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П1 от 01.02.2022 участником закупки ИП "..." 01.02.2022 была подана заявка на участие в Закупке со следующими условиями исполнения договора:

Цена договора – 20 643 475,41 руб. без НДС;

Опыт участника закупки – 105 договоров;

Обеспеченность кадровыми ресурсами – 205 специалистов;

Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 15 единиц.

В Приложении № 3 к заявке на участие в Закупке, поданной ИП "..." (далее – Приложение № 3), содержится таблица, в которой в качестве подтверждения собственного опыта по выполнению аналогичных договоров за последние пять лет указаны 105 договоров.

В ходе проведения оценки заявок на участие в Закупке закупочная комиссия проанализировала информацию о договорах, указанную в Приложении № 3 и копии документов, представленных в подтверждение завершения их исполнения.

Из 105 указанных в Приложении № 3 договоров:

Предмет договора

Количество договоров

Порядковые номера договоров в таблице приложения № 3 к заявке ИП "..."

Аварийно-техническое обслуживание дома

91

15-105

Содержание зданий, помещений, инженерных сетей и прилегающей территории

4

5-8

Оказание услуг по технической эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию производственно-административных зданий, инженерных коммуникаций и специального оборудования

2

1, 9

Выполнение работ по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, систем инженерно-технического обеспечения

2

2-3

Оказание услуг по аварийно-техническому обслуживанию нежилого помещения

5

4, 11-14

Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий

1

10

 

Исходя из представленной информации о предметах договоров и копий документов о завершении исполнения таких договоров, закупочной комиссией согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П2 от 03.02.2022 к оценке было принято 6 договоров (порядковые номера договоров в таблице приложения № 3 к заявке Заявителя 2, 3, 5, 6, 7, 8), предмет которых предусматривает комплексное обслуживание зданий, помещений и прилегающей территории.

Вместе с тем, представитель Заказчика отметил, что информация о договорах (предмет, цена, сроки выполнения, заказчик) с порядковыми номерами 1, 9 полностью дублируется. Таким образом, Заявителем указана информация об одном и том же договоре.

На основании изложенного, в соответствии с порядком оценки по критерию «Опыт участника закупки», предусмотренному в части 5.4.6 раздела 5 «Порядок открытия доступа к поданным заявкам на участие в закупке, рассмотрение и оценка заявок» документации о закупке, членами закупочной комиссии проведена оценка заявки Заявителя следующим образом:

Критерий

Значимость критерия, %

Рейтинговое место

Рейтинговое значение

Цена договора

20

2

40

Наличие трудовых ресурсов, специалистов в соответствующих областях

30

1

30

Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием

20

3

60

Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 5 лет

30

3

90

Итоговое рейтинговое значение

220

Присвоенный порядковый номер

3

С учетом вышеизложенного, а также проанализировав заявку Заявителя, Комиссия считает, что оценка заявки Заявителя осуществлена закупочной комиссией в соответствии с порядком и критериями оценки заявок на участие в Закупке, содержащимися в утвержденной и размещенной в ЕИС документации о закупке.

Вместе с тем, довод Заявителя не нашел документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было, а сами доводы являются субъективной оценкой Заявителя.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия ППК «ВСК» (ОГРН: 1207700151427, ИНН: 9704016606) при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.02.2022 № НП/8391/22.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны