Решение б/н б/а от 25 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 077/07/00-2538/2022 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.02.2022 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
Председательствующего:
членов Комиссии:
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей от ИП "...", ППК «ВСК»,
рассмотрев жалобу ИП "..." (далее также - Заявитель) на действия ППК «ВСК» (далее также — Заказчик) при проведении предложения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр. 1, стр. 2 и прилегающей территории (реестровый № 32211071066, далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащей оценке заявки Заявителя по критерию «Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 5 лет».
Так, Заявитель отмечает, что в соответствии с Протоколом открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П1 от 01.02.2022 участниками предоставлены следующие условия исполнения договора:
1. Общество с ограниченной ответвенностью «ОРИОН» - 22 705 300,20 руб. в т.ч. НДС 20%. Опыт участника закупки – 10 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 159 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 1005 единиц.
2. Общество с ограниченной ответвенностью «АРМЭКС» - 21 099 874,87 руб. в т.ч. НДС 20%. Опыт участника закупки – 5 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 48 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – Форма 6 не представлена.
3. Индивидуальный предприниматель "...": 20 643 475,41 руб. без НДС. Опыт участника закупки – 105 договоров. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 205 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 15 единиц.
4. Общество с ограниченной ответственностью «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЕГИОН КЛИМАТ»: 18 636 848,00 руб. в т.ч. НДС 20%. Обеспеченность кадровыми ресурсами – 58 специалистов; Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 346 единиц; Опыт участника закупки – 71 договор.
Вместе с тем, в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П2 от 03.02.2022 участникам были присвоены следующие рейтинговые значения:
Заявке № 1 ООО «ОРИОН»: было присвоено Итоговое рейтинговое значение — 170; Присвоенный порядковый номер — 1.
Заявка № 3 Индивидуальный предприниматель "...": было присвоено Итоговое рейтинговое значение 220; Присвоенный порядковый номер — 3.
Заявка № 4 ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЕГИОН КЛИМАТ»: было присвоено Итоговое рейтинговое значение — 210; Присвоенный порядковый номер — 2.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком допущена ошибка в присвоении итогового рейтинга заявкам № 1 и № 3, а в последствии данная оценка повлияла на результаты торгов и Заявитель занял 3 место вместо 1.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Как следует из материалов дела, Заказчиком 26.01.2022 Заказчик на сайте электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении предложения делать оферты в электронной форме на право заключения договора на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр. 1, стр. 2 и прилегающей территории (реестровый № 32211071066) (далее – предложение, процедура).
Согласно части 2 статьи 53 Положения закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении и документации о проведении предложения делать оферты и оценивает соответствующие таким требованиям заявки.
Согласно частям 5.4.1 и 5.4.2 раздела 5 документации о закупке закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок участников, допущенных к участию в закупочной процедуре.
Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены закупочной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Исходя из части 5.4.5 раздела 5 документации о закупке при формировании критериев оценки в закупочной документации необходимо учитывать следующие принципы:
а) сумма всех применяемых критериев должна составлять 100 (сто) процентов;
б) обязательно применяется не менее двух критериев оценки, одним из которых является «цена договора», значимостью не менее 20 (двадцати) процентов;
в) в составе каждого критерия допускается применение подкритериев, раскрывающих содержание критерия.
В пункте 1 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляется с использованием рейтингового метода, учитывая следующее:
а) присвоение рейтинговых мест осуществляется по каждому критерию отдельно по мере убывания выгодности предложений;
б) первое рейтинговое место присваивается лучшему показателю по критерию, последнее – худшему;
в) максимальное количество рейтинговых мест равно количеству оцениваемых заявок на участие в закупке;
г) в случае равенства показателей по критерию заявкам на участие в закупке присваиваются одинаковые рейтинговые места, при этом количество рейтинговых мест соответственно уменьшается.
Согласно порядку оценки по неценовому критерию «Опыт участника закупки» (пункт 2 части 5.4.6 раздела 5 «Порядок открытия доступа к поданным заявкам на участие в закупке, рассмотрение и оценка заявок» документации о закупке) первое рейтинговое место присваивается заявке, содержащей большее количество аналогичных договоров по предмету договора, и к оценке принимаются завершенные договоры и/или государственные контракты на выполнение аналогичных работ, производимых на объектах, находящихся в собственности или оперативном управлении у государственных заказчиков, выполненные за последние 5 лет.
Итоговое рейтинговое значение участника закупки рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по следующей формуле (пункт 3 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке):
Q = A*B + C*D,
где: C*D = C1*D1 + C2*D2 + …+ Cn*Dn,
при этом: A+ C1+ C2+ …+ Cn =100 %,
где:
Q – итоговое рейтинговое значение участника закупки;
А – значимость ценового критерия «Цена договора, цена единицы продукции»;
B – рейтинговое место участника закупки по ценовому критерию;
C1, …, Cn – значимость каждого неценового критерия установленного закупочной документацией.
D1, …, Dn – рейтинговое место участника закупки по неценовым критериям;
n – количество неценовых критериев.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в закупке закупочной комиссией каждой заявке на участие в закупке относительно других по мере увеличения итогового рейтингового значения присваивается порядковый номер (пункт 4 части 5.4.6 раздела 5 документации о закупке):
а) Первый номер присваивается заявке на участие в закупке, набравшей по результатам оценки минимальное итоговое рейтинговое значение. Такая заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора.
б) Оценка и присвоение порядковых номеров осуществляется по каждому лоту отдельно.
в) В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинговые значения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие условия.
г) Победителем закупочной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в закупке которого присвоен первый номер.
В части 7.18 Раздела 7 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке определены следующие критерии и их значимость:
-
Цена договора – 20%;
-
Опыт участника закупки – 30%.
-
Обеспеченность кадровыми ресурсами – 30%;
-
Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 20%
В соответствии с Формой № 4 «Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за последние пять лет» раздела 10 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки» под аналогичными понимаются подобные договоры и/или государственные контракты, имеющие одинаковый смысл, соответствующие условию о предмете договора по отношению к предмету закупки (предмету проекта договора). Опыт подтверждается представлением копий завершенных договоров/государственных контрактов с приложением документов, подтверждающих их завершение.
Таким образом, закупочная комиссия при оценке по критерию «Опыт участника закупки» должна учитывать договоры и/или государственные контракты, предметом которых является комплексное обслуживание зданий, внутренних помещений и прилегающей территории, исполнение которых завершено.
В соответствии со Спецификацией к техническому заданию на выполнение услуг по комплексному обслуживанию комплекса зданий, внутренних помещений ППК «ВСК» по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова дом 6 стр.1, стр.2 и прилегающей территории (приложение № 1 к техническому заданию) комплексное обслуживание включает следующие виды работ (услуг):
-
работы по санитарному содержанию прилегающей территории;
-
работы по санитарному содержанию прилегающей территории;
-
работы по техническому обслуживанию зданий;
-
аварийно-ремонтная служба.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, согласно Приложению №1 к протоколу открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П1 от 01.02.2022 участником закупки ИП "..." 01.02.2022 была подана заявка на участие в Закупке со следующими условиями исполнения договора:
Цена договора – 20 643 475,41 руб. без НДС;
Опыт участника закупки – 105 договоров;
Обеспеченность кадровыми ресурсами – 205 специалистов;
Обеспеченность материально-техническими ресурсами – 15 единиц.
В Приложении № 3 к заявке на участие в Закупке, поданной ИП "..." (далее – Приложение № 3), содержится таблица, в которой в качестве подтверждения собственного опыта по выполнению аналогичных договоров за последние пять лет указаны 105 договоров.
В ходе проведения оценки заявок на участие в Закупке закупочная комиссия проанализировала информацию о договорах, указанную в Приложении № 3 и копии документов, представленных в подтверждение завершения их исполнения.
Из 105 указанных в Приложении № 3 договоров:
Предмет договора |
Количество договоров |
Порядковые номера договоров в таблице приложения № 3 к заявке ИП "..." |
Аварийно-техническое обслуживание дома |
91 |
15-105 |
Содержание зданий, помещений, инженерных сетей и прилегающей территории |
4 |
5-8 |
Оказание услуг по технической эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию производственно-административных зданий, инженерных коммуникаций и специального оборудования |
2 |
1, 9 |
Выполнение работ по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, систем инженерно-технического обеспечения |
2 |
2-3 |
Оказание услуг по аварийно-техническому обслуживанию нежилого помещения |
5 |
4, 11-14 |
Услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий |
1 |
10 |
Исходя из представленной информации о предметах договоров и копий документов о завершении исполнения таких договоров, закупочной комиссией согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном предложении делать оферты № 2285532/32211071066/140-П2 от 03.02.2022 к оценке было принято 6 договоров (порядковые номера договоров в таблице приложения № 3 к заявке Заявителя 2, 3, 5, 6, 7, 8), предмет которых предусматривает комплексное обслуживание зданий, помещений и прилегающей территории.
Вместе с тем, представитель Заказчика отметил, что информация о договорах (предмет, цена, сроки выполнения, заказчик) с порядковыми номерами 1, 9 полностью дублируется. Таким образом, Заявителем указана информация об одном и том же договоре.
На основании изложенного, в соответствии с порядком оценки по критерию «Опыт участника закупки», предусмотренному в части 5.4.6 раздела 5 «Порядок открытия доступа к поданным заявкам на участие в закупке, рассмотрение и оценка заявок» документации о закупке, членами закупочной комиссии проведена оценка заявки Заявителя следующим образом:
Критерий |
Значимость критерия, % |
Рейтинговое место |
Рейтинговое значение |
Цена договора |
20 |
2 |
40 |
Наличие трудовых ресурсов, специалистов в соответствующих областях |
30 |
1 |
30 |
Обеспеченность материально-техническими ресурсами и технологическим оборудованием |
20 |
3 |
60 |
Собственный опыт по выполнению аналогичных договоров за 5 лет |
30 |
3 |
90 |
Итоговое рейтинговое значение |
220 |
||
Присвоенный порядковый номер |
3 |
С учетом вышеизложенного, а также проанализировав заявку Заявителя, Комиссия считает, что оценка заявки Заявителя осуществлена закупочной комиссией в соответствии с порядком и критериями оценки заявок на участие в Закупке, содержащимися в утвержденной и размещенной в ЕИС документации о закупке.
Вместе с тем, довод Заявителя не нашел документального подтверждения действительного (а не мнимого) нарушения прав Заявителя, поскольку достаточных и достоверных доказательств тому представлено не было, а сами доводы являются субъективной оценкой Заявителя.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия ППК «ВСК» (ОГРН: 1207700151427, ИНН: 9704016606) при проведении Закупки необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.02.2022 № НП/8391/22.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.